Премия Рунета-2020
Самара
+18°
Boom metrics
Звезды11 декабря 2013 9:02

Страхи художника Эдварда Мунка, отразившиеся в его полотнах

"Автопортрет с сигаретой" Эдварда Мунка

"Автопортрет с сигаретой" Эдварда Мунка

12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк, норвежский художник-экспрессионист. Предлагаем познакомиться с картинами, в которых живописец символично воплотил свои душевные переживания и страхи: перед смертью, одиночеством, несчастной любовью

Страх смерти

Тема смерти, страха перед этим таинственным явлением и ее неизбежностью проходят сквозной нитью через все творчество Эдварда Мунка. Они навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли от туберкулеза старшая сестра Софи и брат Андреас. С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь художника. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он не избавился до конца своих дней. Художник вспоминал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия… С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом…»

"Весна"

"Весна"

Одна из ранних картин Эдварда Мунка - «Весна». В центре композиции в кресле изображена больная девочка с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. Рядом с ней - мать. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на исполненные страдания и печали лица. Эмоциональная выразительность картины строится на контрасте - художник показывает медленное угасание жизни вопреки радостному возрождению природы.

Образы больных и умирающих постоянно появляются на полотнах Мунка. В картине «Больная девочка» воплощены разные душевные состояния художника: просветленность, грусть, боль, безысходность.

"Больная девочка"

"Больная девочка"

В 90-е годы XIX века Мунк создает произведения, в которых тема страдания и одиночества доведены до крайности. Безрадостным, глухим к чужому несчастью представляется художнику мир, который он воплощает в веренице символических образов. На картине «Мертвая мать» центральная фигура – не умершая женщина, вокруг которой могли бы горевать родственники. Мунк выражает свое постоянное ощущение горя и одиночества через трагическое поведение ребенка. Девочка закрылась от звуков внешнего мира и не хочет знать, слышать и признавать, что потеряла самого близкого человека.

"Мертвая мать"

"Мертвая мать"

Страх одиночества

Чувство одиночества постоянно преследовало художника: «Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло, и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Так появилось самое знаменитое произведение Эдварда Мунка - «Крик». Одинокая человеческая фигура на полотне кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Горизонт с извивающиеся линиями фьорда и неба, необычные краски пейзажа, полыхающего красным цветом. Лицо человека, похожее на безликую маску. Спокойные фигуры двух мужчин противопоставлены трагической гримасе его лица, искаженного криком. Живопись Мунка достигает в этой картине пика энергии и напряженности, а эмоции - остроты. Полотно - символ отчаяния и одиночества. Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве XIX века. В 2004 году «Крик» и картина «Мадонна» были похищены из музея Осло. Полотна были найдены и возвращены, но их пришлось серьезно реставрировать.

"Крик"

"Крик"

Автопортреты Мунка - своего рода исповеди. Самый символичный – автопортрет «На операционном столе», где художник изобразил себя лежащим обнаженным и беспомощным на белой простыне. Кровавое пятно на переднем плане создает ощущение тревоги и страха перед болью и смертью. На простертое одинокое тело художника взирают равнодушные лица, похожие на бледные пятна. Единственное тщательно прорисованное лицо на этом полотне - лицо самого художника.

Автопортрет "На операционном столе"

Автопортрет "На операционном столе"

Тщета жизни, страх остаться одиноким. Эти настроения пронизывают «Танец жизни» - главную композицию цикла картин «Фриз жизни», программного произведением Эдварда Мунка. Озаренные мягким светом северной белой ночи, кружатся в танце пары. В вихре движений контуры персонажей растворяются, а лица становятся похожими на маски. Четко показаны только две фигуры по краям композиции - молодая девушка в белом платье и одетая в черное женщина средних лет. Лицо женщины выражает усталость и отчаяние. Надежды юности сменяются одиночеством и старостью - таков смысл полотна.

"Танец жизни"

"Танец жизни"

Страх несчастной любви

Мысли о серьезных отношениях с женщиной приводили художника в отчаяние. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь - это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».

В 1890 году Эдвард Мунк написал картину «Поцелуй» - мужская и женская фигуры без лиц, слившиеся в поцелуе. Любовников как будто скрывает мгла. Это не конкретная пара, а одни из тысяч, кто соединяет будущие поколения с прошлыми.

"Поцелуй"

"Поцелуй"

Неудачный любовный опыт самого Мунка отразился в его картинах. У художника был роман с дочерью богатого купца, которая всеми силами пыталась женить его на себе. Боясь связывать себя брачными узами, художник бежал от возлюбленной, но она преследовала его. Загнанный в угол, Мунк впал в глубокую депрессию и оказался в психиатрической больнице. В это время в его картинах появляются образы демонических женщин. На картине «Вампир» (другое название «Любовь и боль») рыжеволосая женщина хищно склонилась над мужчиной, готовая впиться ему в шею. Ее длинные волосы выглядят, как струящаяся кровь. И хотя на картине не изображено ничего фатального, художник создает впечатление, что любовь может иногда превращаться в ужас. Кстати, эта картина недавно была продана на аукционе «Кристис» за рекордную сумму 38 миллионов долларов.

"Вампир (Любовь и боль)"

"Вампир (Любовь и боль)"

А вот образы недоступных ему женщин на картинах Мунка прекрасны. В 90-е годы художник присоединился к авангардной группе богемы во главе с поэтом Станиславом Пшибышевским. Под его влиянием Мунк внес в свои картины множество сексуальных символов. Подруга, а затем жена Пшибышевского, Дагни Хьелл, стала для Мунка музой и моделью. Ее облик запечатлен на многих картинах. Наиболее известная работа и вершина творчества художника – картина «Мадонна».

"Мадонна"

"Мадонна"

Преодоление страхов

С годами, после неоднократного лечения в психиатрических клиниках, страхи постепенно оставляют Эдварда Мунка. В начале ХХ века меняется тематика картин художника. В 1913 году он пишет полотно «Солнце», на котором светило - источник всех жизненных сил на земле.

"Солнце"

"Солнце"

В творчестве Мунка начинается период пейзажей. Картина «Девушки на мосту (Белая ночь)» наполнена созерцательностью и покоем. Стремительные линии моста, завороженные фигуры молодых женщин, зеркало воды и силуэты деревьев с пышными кронами вплетены в единое полотно. Мост - символ перехода в иной мир. Люди, глядящие на струи воды навевают мысль о том, что все бренно, все проходит. Вечна лишь одна природа.

"Девушки на мосту"

"Девушки на мосту"

Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единую гармонию – картина «Плодородие». Кстати, эта картина из частной коллекции выставлена на продажу на аукционе "Кристис" и обещает побить рекорд по цене.

"Плодородие"

"Плодородие"

В 1940 году нацисты, оккупировавшие Норвегию, признали творчество художника дегенеративным. Его картины были выдворены из музеев. Мунк скрылся в своем загородном доме, занимался огородом, разводил кур и свиней. Писал редко, приводил в порядок свой архив. Смерть, которую всю жизнь так боялся художник, была к нему милосердна. Эдвард Мунк прожил долгую жизнь – 81 год. Он умер 23 января 1944 года, читая роман Достоевского «Бесы» в кресле у окна.

Автопортрет художника в старости

Автопортрет художника в старости