Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
В мире3 марта 2015 16:30

Адвокат Анатолий Кучерена: За мной и Эдвардом Сноуденом все время ведется слежка

Представляя свою книгу - политический триллер «Время спрута» - защитник самого разыскиваемого агента спецслужб ответил на наши вопросы о жизни Сноудена в Москве и фильме Оливера Стоуна [видео]
Анатолий Кучерена представил новую книгу - политический триллер «Время спрута»

Анатолий Кучерена представил новую книгу - политический триллер «Время спрута»

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Анатолий Кучерена представил свою книгу «Время спрута» и рассказал о работе над ней.

«ЭДВАРД НЕ ВЗЯЛИ НИ КОПЕЙКИ ЗА ИНФОРМАЦИЮ»

- Я долго размышлял, стоит ли писать эту книгу. Но интерес к моему доверителю, к Эдварду, настолько огромный, что меня постоянно осаждают со всех сторон дать о нем информацию, в том числе голливудские и европейские режиссеры. Прежде чем начать работу над «Временем спрута», я первым делом сообщил об этом Эдварду. Мне было важно, как он отреагирует. Вначале он не поверил. У нас как раз тогда была встреча с его коллегами-американцами, бывшими сотрудниками АНБ и ЦРУ. И они меня поддержали! Сказали, что это будет очень интересно. Эдвард не любит публичность, и только наши с ним многочасовые беседы пролили свет на то, как он рос и воспитывался, о чем думал и почему принял такое отчаянное решение. Я видел Сноудена в разных ситуациях, в хорошем и в очень плохом настроении. Книжка - она у меня первая - далась мне сложно.

- Так почему Сноуден так поступил?

- Потому что для него очень важно было работать исключительно в рамках закона. Но действия его руководителей настолько грубо нарушали Конституцию США, права и свободы гражданина, что в какой-то момент он пришел к выводу, что это надо остановить. Он целый год мучился, как ему быть. С одной стороны, он сотрудник АНБ, а с другой стороны, есть морально-этические принципы, от которых он не мог отречься. В какой-то момент он решил, что ему надоело слушать ложь, выполнять незаконные приказы насчет прослушки. Вы помните его фразу: «Я тот человек, который до недавнего времени слушал ваши телефоны и читал вашу переписку. Я жил неплохо, жил в достатке, но дальше я не мог терпеть эти безобразия».

Образец юмора в соцсетях на тему побега Сноудена.

Образец юмора в соцсетях на тему побега Сноудена.

- А кто он для вас лично?

- Сноуден для меня – эталон человека, который имеет принципы и убеждения. Таких героических и открытых людей, как Эдвард, я лично еще не встречал. Он бросил вызов такой мощной системе, как спецслужбы США, понимая, что его не оставят в покое, в какой точке мира он бы ни находился. Не скрою, вначале у меня были мысли, что он заработал какие-то деньги, когда, еще находясь в Гонконге, передал журналистам информацию. Потом подтвердилось, что нет. Потому можете себе представить, в какой водоворот он попал, впервые оказавшись в России, не зная языка, не понимая вообще, что происходит, не имея ни копейки. Могу заверить, Сноуден не должен был оказаться в России, он летел в Гавану. Но американцы его сами здесь заблокировали, они аннулировали его паспорт. Я убеждал американских дипломатов: восстановите ему паспорт, а он тогда уже сам решит, куда ему ехать. Разные были игры - например, ставили условие, чтобы Эдвард встретился с представителями АНБ, ЦРУ, ФБР, с посольскими работниками. Но Эдвард говорил: они мне аннулировали паспорт, почему я должен с ними встречаться, у меня к ним вопросов нет. У американцев, конечно, глаза наливались кровью от такой его принципиальности.

Кучерена о Сноудене: "Он для меня – эталон человека, который имеет принципы и убеждения."

Кучерена о Сноудене: "Он для меня – эталон человека, который имеет принципы и убеждения."

Фото: REUTERS

«ОН ХОЧЕТ ВЕРНУТЬСЯ В США»

- Как он живет в Москве? Ему нравится?

- Не скрою, у Эдварда есть желание вернуться на родину. Этот вопрос сейчас решается с трех сторон: американскими адвокатами, немецкими, и с российской стороны действую я. Эдвард мне напоминает Джона Леннона, который выступал против войны во Вьетнаме и резко высказывался против политики Никсона.

- Сноуден, даже работая в России (он консультирует одну из компаний как айтишник), каждый день меняет маршрут, заметает следы. Если он даже здесь боится мести американских спецслужб, то как он вернется?

- Конечно, меры безопасности соблюдаются. И это правда, что он и в магазин ходит, путешествует по музеям, в театры ходит под охраной. Но он - свободный человек. Мы соблюдаем конспирацию. Конечно, я не стал бы сейчас нагнетать, но могу сказать, что ситуация вокруг него неспокойная.

- Как вам кажется, Сноуден не поменял убеждения?

- Это не тот человек, который будет менять убеждения. Хотя у меня были опасения, что Эдвард может спасовать. Но ничего подобного. Он абсолютно убежден в том, что недопустимо тотально вмешиваться в нашу с вами частную и личную жизнь под предлогом борьбы с терроризмом.

- А каков он в частной жизни?

- Он - виртуальный житель. Как мне его папа рассказывал, он практически с двух лет «живет» в интернете… Два года ему было, когда папа подарил ему компьютер. Ему это все очень нравится, и он высококлассный специалист.

- Летом отец Сноудена был здесь. Это такая полудетективная история - за вами была слежка, и вроде бы не все было так безопасно и просто...

- За нами постоянно идет слежка. Я иногда даже не знаю, какой тропой домой возвращаться. Когда я встретил отца Эдварда в аэропорту, мы уже выдвинулись в город, и нас стали преследовать пять машин. Конечно, отец Эдварда сначала не понял, что происходит, но я-то вижу, я сам был за рулем. И смотрю, нас несколько машин взяли в оборот. Я так понимаю, чтобы понять, куда я привезу отца, где находится Эдвард. Я пытался все время уходить от хвоста. Мы доехали до ВГТРК, а оттуда мы вышли через другую дверь, в итоге уехали на другой машине. Я не знаю, кто это был, мне трудно сказать.

- Девушка Сноудена Линдси Миллс тоже была в Москве. Планирует ли она остаться навсегда здесь?

- Она была здесь, я даже готовил ей список наших музеев, которые нужно посетить. Могу сказать, что Миллс - очень скромная. Она приезжает и остается здесь какое-то время, пока действует виза. У них с Эдвардом хорошие отношения, и я очень надеюсь, что все сложится. Несмотря на это, мне постоянно предлагают невест для него, и мне приходится все время отбиваться, говорить о том, что у Эдварда есть девушка, которая его любит, которую он любит.

«БУДУ ПРИГЛЯДЫВАТЬ ЗА ОЛИВЕРОМ СТОУНОМ»

- Почему вы выбрали жанр романа? Почему не написали документальную книгу?

- Есть определенная информация, которой и я владею, но, вставив ее напрямую в книгу, я бы навредил Эдварду. Он достаточно молодой человек, ему надо дальше жить. Герои названы не своими именами. Когда решался вопрос о фильме, и я передавал права Оливеру Стоуну в марте 2014 года, мы тоже долго спорили, дискутировали, особенно когда писался сценарий по книге.

- А у вас по контракту есть право авторского надзора за съемками?

- Конечно. Я завтра улетаю на съемки. Стоун меня приглашает, говорит: давай вместе со мной будешь на площадке. Я говорю: прости, а кто же будет работать?

- Это же не последняя ваша книга о Сноудене?

- Я пишу трилогию о Сноудене - вторая книга «Дети Каина» уже готова, в ней я расскажу, как складывается жизнь Эдварда здесь. А третья книга сейчас в работе и будет называться «Поцелуй Иуды». Пока я не буду раскрывать сюжет, но мы с Эдвардом разговаривали и оба понимаем одну важную вещь: да, мы маленькие люди, даже песчинки, мы можем противостоять злу тотальной слежки, но изменить по-крупному ситуацию... это практически нереально!

МЕЖДУ ТЕМ

Сноуден прятался в бункере Хрущева

Адвокат Анатолий Кучерена, представитель беглого экс-сотрудника ЦРУ в России, написал о нем книгу, «Комсомольская правда» первой изучила сочинение и публикует самые интересные отрывки.

Политический триллер «Время спрута» рассказывает о жизни главного героя до и после его шокирующего поступка и прилета в «Шереметьево» (подробности)