Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Дом. Семья7 мая 2015 22:30

«Жаль, что никто не пристрелит Гитлера!»

Астрид Линдгрен - о «Дне V», о Дне Победы
Ольга ДАЛЬ
Астрид Линдгрен - о «Дне V», о Дне Победы

Астрид Линдгрен - о «Дне V», о Дне Победы

В Швеции впервые опубликованы дневники военного времени, которые вела Астрид Линдгрен — ещё в то время не писательница, а простая конторская служащая, 32-летняя жительница стокгольмского Вазастана, мама двоих ребятишек. Книга ещё не поступила в продажу, но газета «Dagens Nyheter» представила отрывки из неё.

Наши читатели станут первыми, кто прочтет их на русском языке.

Во время войны, когда в стране была введена цензура, Астрид Линдгрен работала в отделе перлюстрации писем, держала конверты над паром, контролировала их содержимое. Из корреспонденции она узнавала много такого, о чем не писали газеты. Астрид ужасалась нацистским концлагерям, с ненавистью отзывалась о Гитлере. А вот как началась Вторая мировая для неё самой:

«Ух! Сегодня началась война. Никто не хотел в это верить. Вчера вечером мы с Эльзой Гюлландер сидели в парке Ваза, дети бегали и играли вокруг, а мы в этой приятной компании на все лады честили Гитлера и согласились в конце концов на том, что войны все-таки не будет — и вот сегодня! Рано утром немцы бомбили несколько польских городов и вторглись в Польшу со всех сторон. Я всегда избегала любого хомячества, но сегодня купила немного какао, чая, киселя и прочего. Ужасная тоска охватила всех и вся. Радио целый день сообщает новости через равные промежутки времени. Многие военнообязанные уже призваны. Введен запрет на вождение частных автомобилей. Да поможет Господь нашей бедной охваченной безумием планете!»

«Жаль, что никто не пристрелит Гитлера!», - пишет Астрид Линдгрен в 1941 году.

А вот запись от 7 мая 1945 года:

«Это День V! (”V” - виктория, победа — О. Д.) Война закончилась! Война закончилась! ВОЙНА ЗАКОНЧИЛАСЬ!

В 14.41, насколько я знаю, подписана капитуляция в маленьком красном школьном здании Реймса. От союзников — Эйзенхауэром (Беделл-Смит), от немцев Йодлем, в результате чего все немецкие силы в Европе сдались. Норвегия, значит, теперь тоже свободна.

Сумасшедшее ликованье охватило Стокгольм. Кунгсгатан (одна из центральных улиц шведской столицы, улица Короля — О.Д.) покрыта слоем бумаги в несколько сантиметров, люди ведут себя так, словно сошли с ума. На работе, после радиопередачи в три часа, мы пели «Да, мы любим этот край!» (гимн Норвегии — О.Д.). Стуре (супруг Астрид Линдгрен — О.Д.) не смог прийти домой к обеду, но мне передали от него бутылку шерри, чтобы мы смогли отпраздновать наступление мира. Сейчас по радио звучит «Stjärnbaneret». Я выпила шерри с Линнеа и Ларсом, немного кружится голова. Весна, и солнце сияет, и войне конец. Не хотела бы я быть немкой.

Подумайте, война закончилась, Гитлер мертв (вот, сейчас по радио кричат «Ура!» по этому поводу); Стокгольм совершенно обезумел от радости. ”Волны счастья переполняют Кунгсгатан”, - говорит радио. Превосходный, замечательный день».

В тот день Астрид дала сыну 2 кроны, чтобы он хорошенько повеселился, и одну крону — маленькой дочке Карин на конфеты. А сама записала в дневнике напоследок: «Ах, ах, конец пыткам и концлагерям, и бомбардировкам, и стиранию городов с лица земли, и измученное человечество получит, может быть, немного покоя».