Премия Рунета-2020
Волгоград
+16°
Boom metrics
Звезды21 мая 2015 15:18

Астраханцы, снявшиеся в фильме «Однажды»: Нам запрещали стричься и заставляли курить «Беломор»

Во всероссийский прокат вышла мелодрама Рената Давлетьярова
На декорации тратиться особо не пришлось - Астрахань сохранила вид середины прошлого века.

На декорации тратиться особо не пришлось - Астрахань сохранила вид середины прошлого века.

Фото: кадр из фильма

21 мая по всей стране выходит в прокат мелодрама Рената Давлетьярова «Однажды». Премьера фильма была намечена еще на зиму, правда, под названием «Пацаны». Мелодраму презентовали на неделе русского кино в Париже. Картина получила положительные отзывы критиков и бурные овации. Все ждали, когда же кино появится в прокате. Но видимо, режиссер решил, что в новогодние праздники будет и так много премьер и летнее кино не найдет своего зрителя. В итоге запустить его решили в конце весны и под другим названием, ведь однажды со всеми случается любовь.

Накануне премьера фильма прошла в кинотеатре "Октябрь" в Москве. На показ приехали почти все актеры, снявшиеся в картине. Как признался сам Давлетьяров, это была самая легкая его работа. Потому что не пришлось ничего выдумывать - просто вспоминать.

Как говорит режиссер, это кино о первой любви, о свободе, о дружбе и верности и жизни в 70-е годы. Фильм-ностальгия для 40 - 50-летних. Советский Союз золотого времени застоя, поколение, выросшее без гаджетов и виджетов. Драки стенка на стенку, дискотеки, кино про индейцев с Гойко Митичем, эротические сеансы у дырки в стене женской бани.

Костюмы - а их потребовалось более трех тысяч, собирали по всей стране почти год, как и швейные машинки, занавески и магнитофоны. А вот дворы, баня и даже банщица - реальные декорации и непрофессиональные актеры - все это нашлось в Астрахани. Это город детства режиссера, там и снимали фильм.

И Ренат Давлетьяров сделал подарок своим землякам - он лично приехал на премьеру в родной город. Знаменитость встретили очень тепло. Зрители вышли из зала очарованные атмосферой картины, словно вернулись в прошлое на 40 лет назад.

«Комсомолка» побывала в местах съемок и поговорила с астраханцами, которые попали в кадр.

«Когда нас разгоняла конница, было жутко»

-У нас в колледже повесили объявление о кастинге. Задали парочку вопросов перед камерами и сказали не стричься и внешность не менять, - вспоминает Александр Ботяновский, студент колледжа искусств. - Прошло два месяца, я уже решил, что зря так волосы отращивал - по жаре не очень-то приятно. Но позвонили, сказали явиться на съемки.

Астраханцы снимались в массовых сценах даже затем, чтобы сфотографироваться с Андреем Мерзликиным. Фото: личный архив Евгения Пшеничного

Астраханцы снимались в массовых сценах даже затем, чтобы сфотографироваться с Андреем Мерзликиным. Фото: личный архив Евгения Пшеничного

В картине несколько массовых сцен. Одна из самых ярких - драка поселковых и городских: не по-детски жестокая и страшная. Для нее нашли место за татар-базаром. Там сохранилась брусчатка начала 20 века. Дома вполне подходят под 70-е годы. Старые. С почерневшими досками, но с новенькими пластиковыми окнами и кондиционерами - без них летом в Астрахани почти смерть. Кондиционеры пришлось заколачивать.

Снимали ночью. Но режиссеру показалось, что света луны недостаточно, поэтому вместо нее повесили специальный фонарь. От него такой яркий лунный свет в фильме.

- Мы отрабатывали сцену драки заранее, - рассказывает студент третьего курса колледжа искусств Ярослав Зюров. - Несколько дней в центре города репетировали каждый со своим противником. Тренировали удары. Каскадеры, которые тоже участвовали в сцене боя, подсказали пару движений. Но все равно было страшно. Когда на тебя несется огромная разъяренная толпа, начинаешь верить, что это всерьез. Я все боялся не найти своего отрепетированного соперника. А когда по сценарию нас разгоняла конница, копыто лошади оказалось возле моей головы - жутко.

Известный в Астрахани район Татар-базар. Здесь снимали массовую драку. Фото: кадр из фильма

Известный в Астрахани район Татар-базар. Здесь снимали массовую драку. Фото: кадр из фильма

«Папина дочка» раздавала автографы через забор

Еще одна молодежная сцена - дискотека. Вот уже несколько лет парк на «Десятке» - в микрорайоне, где жил сам Давлетьяров, заброшен. Там с удовольствием гуляют днем, но боятся заглянуть ночью. Для съемок сгодилась старая ракушка и огороженная площадка.

Современные студенты с трудом разучивали танцы семидесятых. Самых способных ставили на первый план. В кадре девчонки улыбаются, хохочут. А на деле в тонких платьицах, ночью возле воды у них зуб на зуб не попадал. Но испытания все выдержали. Тем более наградой для многих стали автографы главной героини - Даши Мельниковой. Ребята узнавали в актрисе «папину дочку». Было много зевак - и девушка передавала местным школьницам через забор автографы.

- Даша оказалось очень простой. Мы даже пару раз успели с ней поболтать, сфотографировались. А у главных героев несколько раз стреляли сигареты. Нормальные ребята, - рассказывает Ярослав.

Кстати, Ярославу как раз сигареты больше всего и запомнились. Несколько мальчишек в кадре курят «Беломорканал», настоящий. После восьми дублей многие уже плохо соображали, что происходит на съемочной площадке.

Гармашу не давал говорить церковный колокол

Не особо задирали нос и именитые актеры. Андрей Мерзликин с удовольствием фотографировался с массовкой. Болтал в перерывах о жизни. А вот Сергей Гармаш почти не выходил из палатки - только на съемку.

Снимали сцену в дворике на улице Чехова. По сценарию компания алкоголиков рубится в домино. Писали живой звук. А когда нужно было говорить Сергею Гармашу, зазвонили колокола церкви неподалеку. Пытались делать разные перерывы. Но как только актер открывал рот, его тут же заглушал звук колокола. Съемка чуть не сорвалась. Когда наступила тишина, ушло солнце, пришлось ставить софиты.

Режиссеру не пришлось ломать голову над декорациями. Закрыли сплитсистемы, заколотили пластиковые окна - и «Камера, мотор!».

Режиссеру не пришлось ломать голову над декорациями. Закрыли сплитсистемы, заколотили пластиковые окна - и «Камера, мотор!».

Фото: Екатерина СИМОХИНА

Сцена в этом дворе надолго запомнилась местным жителям. Жильцам запретили выходить из дома. Но людям было любопытно. И приходилось делать несколько дублей из-за божьего одуванчика в окошке. А некоторые даже не понимали, что снимают кино.

- Во двор зашел древний дед. Увидел запорожец, вокруг него столпились актеры. Пенсионер решил дать дельные советы, как ремонтировать и содержать трофей. Мол, у самого был такой. Никакие объяснения на деда не действовали. Еле спровадили со съемочной площадки, - вспоминает актер астраханского ТЮЗа Евгений Пшеничный.

В 70-х были настоящие верность, дружба, преданность

Кстати, многие из любопытных в итоге попали в кадр. Статистов отбирали иногда прямо на улице. Видели яркое лицо - и ты уже актер.

- Снимали фасад нашей бани. Я наблюдала в сторонке. А тут рядом режиссер оказался. Я ему - ну что, возьмешь меня сниматься. А он вдруг - а возьму. Записал телефон, - с эмоциями рассказывает банщица тетя Вера. - Несколько раз потом звонил. А мне все некогда было. А третий раз уже так укоризненно говорит: «Ну, что же вы, Вера Павловна, не приходите». Мы вас ждем.

Эта баня приглянулась своим фасадом. А вот сцены в помывочном зале снимали в другом месте.

Эта баня приглянулась своим фасадом. А вот сцены в помывочном зале снимали в другом месте.

Фото: Екатерина СИМОХИНА

Банщицу взяли на роль продавщицы кваса. И с ней астраханка справилась на «отлично». Так что в следующий раз снималась уже в сцене митинга.

- Давлетьяров меня спросил: танцевать умеешь. А я ох как умею, - тетя Вера тут же изображает. - И он сказал - пляши. Снимали несколько дублей. Все идут, а я одна пляшу. Даже решила, что надо мной подшутили. Но все равно продолжала танцевать. Испугалась, что режиссер заругается.

И не зря испугалась. Режиссер нередко объяснял «материал» особо непонятливым актерам на народном языке. И только тогда непрофессиональные актеры понимали, чего от них хотят.

Митинг проходил рядом с ДК. Здание не работает уже несколько лет. Но для фильма на него навели красоту. Совсем рядом во дворах снимали еще одну сцену - с мотоциклом.

- Мне крышу гаража заклеили и плакат с двери убрали - не соответствует эпохе. А вот дома наши в самый раз пришлись - 1913 года рождения, старее не бывает, - рассказывает житель этого двора Сергей. - Сюжет я знаю, сам в семидесятых вырос. Так же бились пацанами: улица на улицу, район на район. Да и любовь у нас была не меньше, чем в фильме. Такие страсти кипели.

Действительно, взрослым статистам и вживаться в образы не пришлось, они играли своих родителей, такими, какими помнили. А вот нынешним двадцатилетним все было незнакомо. Но, как оказалось, многого из той жизни нынешней молодежи не хватает.

- Я бы взял из семидесятых верность, дружбу, преданность, - говорит Саша Ботяновский. - Сейчас ценят деньги. Люди перестали общаться, смотреть друг другу в глаза. Шестилетний ребенок сидит в планшете, а не идет играть в футбол, как 30 лет назад. Человеческие отношения заменил компьютер. Мне этого сейчас очень не хватает.

О чем кино?

Картина - ремейк другого российского кино «Американка» (1997). Слоган фильма: «Живи. Дерись. Люби». В основе - любовная история. Главный герой Лешка Колядко по уши влюблен в Таньку. Но она - бывшая девушка его погибшего брата. Девушка предлагает ему американку - пари, где проигравший должен выполнить любое желание победителя. В фильме играют восходящие звезды Дарья Мельникова, Юрий Дайнекин, Александр Мельников. А из старой гвардии Андрей Мерзликин, Сергей Гармаш.

Пять модных хитов 70-х