Сколько же педагогических систем миру явлено, за последние пару тысяч лет? Этнические, сословные, религиозные, авторские, идеологические. Они продолжают рождаться, ибо по-прежнему нет четкого ответа на вопрос: что можно, а что нельзя? Если можно многое, то чаще всего мир получает избалованность и вседозволенность, а если много нельзя, то в мир приходят люди с кучей комплексов, страхов и желанием всё изменить путем революции. Еще один взгляд на проблему воспитания детей мы открываем в книге французского детского психолога Катрин Дюмонтей-Кремер.
«Между можно и нельзя. Как установить границы для ребенка»
Альпина-Паблишер, 2015
По своей сути это книга о балансе между запретами и свободой, которые необходимо заложить в ребенка в возрасте от одного года до семи лет. Автор считает, что именно в этом промежутке формируется система ценностей личности и если момент упущен, то дальше во многом воспитание ребенка будет борьбой и противостоянием. Автор описывает свой собственный опыт, в котором критически оценивает приход родителей к системе наказаний, в том числе и физических, как ответную реакцию на собственную усталость, изможденность и непонимание процессов, происходящих с ребенком. Чаще всего родительские ошибки при создании «детской» системы ценностей приводят к появлению у ребенка комплекса вины, что и делает его в последствии пациентом различных психологов и психотерапевтов. Катрин призывает вдуматься и чуть иначе посмотреть на казалось бы привычный подход к воспитательной системе: сделал хорошо – получи вознаграждение, сделал плохо – получи наказание. Ведь в этой ситуации у ребенка есть непроходящий страх собственных действий, а также ориентация на рефлексию общества. О каком развитии личности можно говорить в такой ситуации? Зато бунт маленького человечка, когда он наберется хоть немного сил - почти гарантирован. От поколения к поколению продолжается передача этой тупиковой и разрушительной системы, а меж тем Катрин Дюмонтей-Кремер утверждает, что дети нас безоговорочно любят и не несут ответственности за наши проблемы из прошлого. Они наш единственный шанс – обнаружить свои уязвимые стороны и избавиться от них. Перед нами не новая система воспитания, а система взаимодействия, направленная на духовных рост и гармонию обеих сторон. Цель книги, по словам ее автора, рассказать о воспитании без страха, порождающего ложь и недоверие между родителями и детьми. Книга насыщенна конкретными примерами из жизни семьи самой Катрин и ее подход к созданию правил и ценностей для ребенка воспринимается легко. Подойдет ли он вам? Выбор за вами.