Премия Рунета-2020
Мурманск
-4°
Boom metrics
Общество12 августа 2015 14:38

15 лет гибели «Курска»: Мы плакали тогда, плачем и сейчас

В Мурманской области почтили память 118 погибших подводников
Почтить память погибшим морякам собрались не только их близкие, но и высокопоставленные лица.

Почтить память погибшим морякам собрались не только их близкие, но и высокопоставленные лица.

Фото: Екатерина КОНОТОП

Память... Это, пожалуй, то слово, которое сегодня звучало из всех уст. Память вечная, непоколебимая всем 118 подводникам, которые 15 лет назад отдали свои жизни в хмуром холодном Баренцевом море. Сегодня в Видяево почтить память погибших на подлодке «Курск» собралось огромное количество людей: чиновники, военнослужащие, родственники... У всех в руках цветы, а на глазах — слезы.

- Мы все здесь друг друга знаем, и тот день запомнили навечно. Вот прошло уже 15 лет, а наши сердца до сих пор обливаются кровью. Экипаж «Курска» - это наши родственники, друзья, знакомые. Они все нам, как родные, ведь это наша общая трагедия, которая не забудется никогда! - повторяют похожие слова женщины и мужчины, скромно стоящие позади военных, как и тогда, когда утонул «Курск».

Тогда, в 2000 году этих ребят еще не было на свете. Но сегодня они вместе со всеми пришли возложить цветы к памятникам погибшим морякам.

Тогда, в 2000 году этих ребят еще не было на свете. Но сегодня они вместе со всеми пришли возложить цветы к памятникам погибшим морякам.

Фото: Екатерина КОНОТОП

Звучит гимн России…

- Уважаемые подводники и жители Видяево, в первую очередь, я хочу передать вам слова соболезнования от Марины Васильевны Ковтун, - начал траурно-торжественое мероприятие вице-губернатор Мурманской области Игорь Бабенко. - Мне кажется, что 15 лет назад мы еще не понимали, какая утрата произошла для Северного флота и для всей страны в этот день. Я вместе с родственниками выходил в море тогда отсюда из Видяево на «Клавдии Еланской». Сначала заплакали матери, потом жены, потом мужики... Все понимали, что их уже не вернуть, они уже в вечности. Мы тогда вообще не понимали, как нам жить дальше. Прошло 15 лет. Наш долг сегодня - помнить, как честно выполняют свой долг подводники, и делать все, чтобы жизнь наша была мирной, а экипажи подводных лодок ходили в море и возвращались к родным берегам.

Многие слова, которые один за другим проговаривали выступающие, были похожими по смыслу и даже повторяли друг друга, но все они подтверждают одно: люди, которые были тогда заточены под водой на несколько дней — настоящие герои.

- Я периодически возвращаюсь к материалам этого дела и, перечитывая их, убеждаюсь, насколько мужественны и профессиональны были эти люди. Их грамотное и спокойное поведение в условиях надвигающейся стихии потрясает до сих пор, - берет микрофон в свои руки заместитель командира Северного флота Анатолий Минаков. - Сразу после трагедии перед выходом в море мы строили экипажи и честно разрешали бойцам безнаказанно выйти из строя (остаться на берегу и не идти в море. – Ред.), ведь мы понимали, какое это для них потрясение. И вы знаете, никто не вышел, все пошли в море и продолжали решать поставленные перед ними задачи. Экипажи, которые остаются в строю, всегда будут верны традициям погибших, навсегда в истории нашего Отечества сохранится этот подвиг.

Те августовские дни превратились в ужас для всей страны, которая буквально прилипла к экранам телевизоров в ожидании новых новостей. Они появлялись часто, но каждая из них была все более и более неутешительной.

На памятное мероприятие прибыли епископ Митрофан Североморский и Умбский и митрополит Мурманский и Мончегорский Симон.

На памятное мероприятие прибыли епископ Митрофан Североморский и Умбский и митрополит Мурманский и Мончегорский Симон.

Фото: Екатерина КОНОТОП

- Трагедия «Курска» в определенном смысле является неким феноменом в истории России. Человеческая память услужлива, она нас защищает и освобождает от трагических воспоминаний, но в данном случае это не сработало. Так получилось, потому что нам было необходимо всем очнуться, - как будто бы читает мысли присутствующих епископ Североморский и Умбский Митрофан. - Мы все помним 2000 год - это было бесконечное падение. Но русский народ стерпел и дал отпор этому. Когда спрашиваешь у кого-либо, что он делал в августе того года, у всех ответ один - плакал у телевизора. Вот именно тогда наступил рубеж возрождения новой России, великой державы, державы морской и непобедимой.

После слов епископа присутствующие уже не могли сдержать слез. Поменялись лица даже строгих чиновников и суровых военных — все вместе как будто бы снова пережили те дни. И вот у микрофона появляется человек, которые является одновременно и слугой народа, и военным и близким погибшим. Это Сергей Дубовой, глава ЗАТО Видяево.

- Для меня очень тяжела эта утрата. Я тогда был заместителем начальника штаба эскадры подводных лодок и вспоминаю 89-90 годы, когда мы формировали этот экипаж. Со многими мы вместе служили, я знал их еще молодыми лейтенантами, а 9 погибших ребят — это выпускники нашей видяевской школы. Они все для меня как родные, - делится воспоминаниями глава Видяево. - Мы встречали родственников, которых приехало более 380 человек со всех концов великой России. Все жили только телевизором, все номера в гостинице были заняты. Это все очень дорого для нас и памятно.

Мемориал в честь погибших буквально утопал в цветах.

Мемориал в честь погибших буквально утопал в цветах.

Фото: Екатерина КОНОТОП

И вот, когда последние слова этого серьезного мужчины ветер уносит в сторону моря, оживляются моряки, стоявшие все это время в стороне. Они держат в руках иконы с ликами святых, вокруг которых изображены лица всех 118 человек из экипажа легендарной подводной лодки. Святые полотна несут к гранитным плитам, а толпа следует за ними к мемориалу «Подводникам, погибшим в океане». Волны цветов в считанные минуты покрывают плиты с именами героев «Курска».

Слово вновь переходит к Митрофану, который начинает заупокойную литию по погибшим морякам-подводникам. Слова молитвы эхом отдаются сначала в головах присутствующих, а потом и в сердцах. «Вечная память», вторят друг другу голоса поминальной молитвы... Воздух вокруг наполняется душным запахом, кадилом освящают мемориал.

Иконы с ликами подводников освятили перед установкой на мемориальный комплекс.

Иконы с ликами подводников освятили перед установкой на мемориальный комплекс.

Фото: Екатерина КОНОТОП

Песнопения стихают, объявляется минута молчания. Ровно в 11.28 по Москве - в это время на «Курске» прогремел первый взрыв. Вместе с первым секундным боем где-то вдалеке раздается звук сирены в память погибшим. Она включена специально, но создается такое впечатление, будто этот звук поднимается из самого моря, где отдали свои жизни за нас подводники.

- С этой датой у всех нас связано очень многое. Близкие мне Рузлевы потеряли сына в этой трагедии. Он сейчас, как перед глазами у меня: мальчик веселый такой, жизнерадостный, не был женат, не было детей... Его просто попросили уйти заменить боцмана, у которого приезжала семья. Он ушел, но не вернулся, - вспоминает знакомая семьи погибшего Александра Рузлева Надежда Рудковская. - Все плакали тогда и все плачем до сих пор. Я знаю только одно: ребята погибли не зря, что они отдали свои жизни, чтобы мы жили сейчас счастливо.

Надежда Рудковская пришла почтить память сына своих друзей. Женщина признается, что погибший Александр Рузлев до сих пор стоит у нее перед глазами, как живой.

Надежда Рудковская пришла почтить память сына своих друзей. Женщина признается, что погибший Александр Рузлев до сих пор стоит у нее перед глазами, как живой.

Фото: Екатерина КОНОТОП

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Родные офицера с затонувшей подлодки: "Курск" не отпустит никогда, но жизнь продолжается

Спустя 15 лет со дня гибели субмарины в Баренцевом море «Комсомолка» поговорила с вдовой и сыном погибшего капитана-лейтенанта Рашида Аряпова. С дрожью в голосе, Халима Аряпова, вспоминает тот роковой день 12 августа 2000 года. Новость о том, что подводная лодка «Курск» легла на дно, и из 118 членов экипажа никто не остался в живых, повергла в шок. Находясь на 3 месяце беременности, ей не хотелось верить в гибель мужа – у ребенка должен быть отец (подробности)