Премия Рунета-2020
Калининград
+8°
Boom metrics
Звезды26 августа 2015 8:17

Светлана Светличная: Мне нравится, что я в форме и могу носить мини

Любимая актриса приезжала в Калининград на фестиваль короткометражного кино «Короче»
Мы встретились с актрисой в уютном дворике одной из гостиниц.

Мы встретились с актрисой в уютном дворике одной из гостиниц.

Фото: Александр КАТЕРУША

Светлана Светличная поселилась в небольшом отеле в Центральном районе Калининграда и ходила под впечатлением от старых домиков и прекрасной погоды.

«НЕ ОЩУЩАЮ, ЧТО ЛЬВА ДУРОВА БОЛЬШЕ НЕТ»

— Мое утро началось с того, что по телевизору увидела передачу с участием Льва Дурова, - начала разговор актриса. - Он рассказывал, что имел второй разряд по верховой езде. Поэтому он весь ломаный – часто падал. Показали, как он кормит лошадей. И настолько все было естественно! Он и в жизни был таким: естественным, искренним.

— Помните, как вы познакомились?

- Еще в советские времена, лет 25 назад, куда-то нас приглашали на творческие вчера. Тогда я Льва впервые увидела не на экране, а в жизни. Мы были втроем: мой Володя Ивашов (актер, первый муж Светличной - Ред), я и Дуров. Я разбавляла эту мужскую компанию. Поняла, насколько важно любимому зрителем артисту оставаться интересным человеком в быту. Меня Лёва тогда поразил. Ведь мужчина он некрасивый, маленький, говорит своеобразно… Но его мысли были очень глубокие и настоящие. Уже в последние годы я очень радовалась, когда меня приглашали на какую-то передачу, и в числе приглашенных был Дуров вместе с дочерью Катей. Меня поражали их особенные отношения. И сегодня я не ощущаю, что Льва Дурова больше нет. Это впервые со мной так. Человек ушел, но для меня он жив.

— Когда вы последний раз виделись?

— Не очень давно, мельком, на телевидении. На каком-то канале я уже отработала, а они шли с Катей. Он тогда воскликнул: «Катя, это же Светочка!». Мы обнялись и поцеловались. Для меня он остается родным по духу и по таланту.

— Любимая роль Дурова у вас какая?

— Роль не могу выделить. Когда начинал он, у него эпизодов было больше, чем у меня в десять раз. Он был эпизодник. Даже в фильме «Семнадцать мгновений весны», где его убивает Штирлиц, это маленький кусочек. Но как сыграно! Это падение в воду, это лицо. Мне было достаточно увидеть это один раз, и я поняла, что в жизни смерть происходит именно так. Но на съемках «Семнадцать мгновений весны» я не встречалась с Львом Дуровым.

Самый большой успех Светличной принесла роль в «Бриллиантовая руке», после которой ее окрестили «секс-символом СССР»

Самый большой успех Светличной принесла роль в «Бриллиантовая руке», после которой ее окрестили «секс-символом СССР»

Фото: кадр из фильма

ПРО СЛАВУ И ДЕНЬГИ

— На открытии фестиваля «Короче» показали короткометражный фильм Суламбека Мамилова 1969 года «Папиросница от Моссельпрома» с вашим участием. Лента архивная?

— Был такой гениальный режиссер Леонид Захарович Трауберг. Это человек времен Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина. Когда я уже получила диплом и нас пускали в Дом кино, меня и увидел Леонид Захарович. Я чувствовала, что он во мне что-то особенное нашел, он выделял меня. Причем выделяли меня люди другой эпохи, которые были намного старше меня и люди другой национальности – поэтому меня брали за рубеж, где я всем нравилась.

В Доме кино мы смотрели зарубежные картины, которые в кинотеатрах не шли. Туда мы приходили с мужем, и, если Трауберг меня видел, всегда подходил. Он всегда целовал мне руки, причем так, что я смущалась. Порой он приглашал меня на ужин. Ему было приятно видеть такую даму рядом с собой. Это его отношение ко мне продлилось до конца его жизни. Даже когда он был глуховат и слеповат, и стал древним интеллигентным старичком, он любил меня.

На открытии «Короче» Светлана Светличная была очаровательна и элегантна.

На открытии «Короче» Светлана Светличная была очаровательна и элегантна.

Фото: Александр КАТЕРУША

Так вот тогда, еще до перестройки, в Союзе кинематографистов организовали высшую школы режиссуры. И на эти курсы поступил артист Суламбек Мамилов, который играл Казбича в экранизации «Героя нашего времени». Мы дружили. Наступила пора дипломных работ и Леонид Трауберг дал Суламбеку идею, материал, но поставил условие, что в фильме «Папиросница от Моссельпрома» главную роль сыграю я. Так и случилось. На следующий день мы встретились на площади Маяковского, где проходили съемки. За ночь я из шторы сшила себе юбку. А когда я была в Париже, купила себе фуражку-деголлевку. Этот головной убор вы видите на экране. Володя написал «Моссельпром» и эту табличку мы приделали на фуражку. Отсняли фильм на улице мы за один день. За эту работу Суламбек получил «отлично», а я – гонорар.

Когда я увидела эту четырехминутную картину много лет спустя, я поняла – каким же чудом было то время и та Москва. Я поняла, что если бы я родилась раньше, то в немом кинематографе у меня было бы больше успехов, чем в звуковом.

В картине видны простые прохожие, которые идут, оборачиваются, глядя на камеру.

— Да, там были натуральные пешеходы, которые не понимали, что происходит. Получилась такая хроника.

Это было через год после «Бриллиантовой руки» и вашей всесоюзной славы и любви. Люди подходили?

— Конечно. Люди видели меня, узнавали. После «Бриллиантовой руки» где бы я ни появлялась, радость случайных прохожих, она постоянна.

А после торжественной церемонии старта «Короче» был предпремьерный показ фильма «Родина» режиссера Петра Буслова. Впечатлил?

- Я даже вспомнила время, когда я работала на Международном Московском кинофестивале и когда приезжал Федерико Феллини и Фрэнсис Форд Коппола, который привез фильм «Апокалипсис». Он на меня так тогда подействовал! После просмотра «Родины» я сказала режиссеру Петру: «Голливуд отдыхает». Он раскрыл уже раскрытых актеров и актрис. Прекрасная операторская работа и точное музыкальное сопровождение. Меня поразила основная мысль. Это фильм-предостережение будущему России и всей планеты. Это хроника состояния человека на сегодняшний день.

Это фильм-сигнал?

— Да! Мысль одна – мы перестали любить жизнь и друг друга, стали неблагодарными и нетерпимыми. Главное – это деньги, и кто и где отдыхает. Ведь меняется и отношение к родным. Они рушатся, семьи рушатся. О том, что деньги впереди всего сегодня говорят многие. Но не многие делают. А фильм «Родина» - это большая работа. Момент из фильма – человек настолько богат, что может все. Например, может посадить самолет не в аэропорту, а просто где-то в Индии, чтобы высадить собственную дочь, которая его оскорбила. Вот что значит человек-шишка.

Из нашей жизни ушла любовь и совесть. У богатых свои принципы. Этот фильм надо многим посмотреть, но не все поймут, что это про них.

Знаменита актриса находится в прекрасной форме и не избегает мини-юбок

Знаменита актриса находится в прекрасной форме и не избегает мини-юбок

Фото: Александр КАТЕРУША

В жизни вы такое отношение друг к другу тоже встречаете?

Конечно. Есть люди, которые с удовольствием сообщают гадость. В одном журнале, который печатается на туалетной бумаге, написали на обложке, что Светличная одинока, жалуется на то, что ее никто не любит и ждет смерти. На это отреагировал какой-то человек, который нашел мой адрес и пришел ко мне домой с двумя пакетами. Принес дыню, арбуз, виноград, чтобы меня накормить.

Деньги сильно меняют людей?

— Слава и деньги. Если бы у меня денег было больше, чем сегодня в тысячу раз, если бы меня носили на руках как артистку, я на интервью бы не соглашалась. Я была бы хуже, чем есть. И говорили бы: «Неужели она такая?». Когда меня спрашивают: «Кто вам нравится из коллег?», я отвечаю: «Светлана Светличная. Нравится ее дух, мысли, настрой на жизнь». Мне нравится, что я в форме и что мне делают комплименты. Женщины подходят и говорят, что берут с меня пример, но в мини не ходят, потому что ножки не такие стройные. Это моя суть.

Кто-то скажет, что любить себя это неправильно.

— Когда я была юна, мне казалось, что надо любить кого угодно, кроме себя. Сейчас я скажу, что если себя любить не будешь, то будешь уязвимым. Когда ты любишь себя, веришь в свои поступки и возможности. Полюбить – синоним слова ценить. Нужно благодарить себя за то, что ты такая. Если бы таких людей, как я в кино было побольше, и фильмы были бы другие, интереснее.