Премия Рунета-2020
Самара
+24°
Boom metrics
Общество1 октября 2015 12:19

Семья беженцев из Ирака, летевшая в Самарскую область, почти месяц живет в терминале Шереметьево

Измученные родители и четверо детей не смогли добраться до родственников из села Красноармейского района [фото]
Семья беженцев из Ирака, летевшая в Самарскую область, почти месяц живет в терминале Шереметьево.

Семья беженцев из Ирака, летевшая в Самарскую область, почти месяц живет в терминале Шереметьево.

- Я не понимаю, почему мою сестру, зятя и племянников держат в таких нечеловеческих условиях! Мало они настрадались в Ираке? Такие ужасы видели, убивали, стреляли. Им до Самары, до нашего дома осталось лететь пару часов, и их задержали! – в шоке от происходящего 31-летняя Тамам Османова. Ведь еще год назад зять Тамам – сириец по происхождению, гражданин Ирака Хасан Ахман Абдо спокойно приезжал в Самару в гости.

«Мы разлетелись кто куда, но связи не теряли никогда!»

В поселке Каменный Брод в Красноармейском районе семью Османовых знают и уважают. У Тамам (местные зовут ее Тамарой) небольшой вещевой магазинчик, муж, две дочки растут.

- Мы курды. Раньше жили в Казахстане, в Джамбуле (сейчас город Тарас). Девять лет назад приехали в Самарскую область. Сначала жили в доме свекрови, потом родилась вторая дочь, купили на материнский капитал дом, - рассказала Тамам. - В Казахстан часто ездим – родители там живут, сестры, брат. Нас в семье шестеро детей. Одна из сестер – Гулистан жила в Ираке.

Было это в 1998 году. Гулистан пела и танцевала в национальном курдском ансамбле, с концертом поехала в Ирак, там и познакомилась с работником типографии – Хасаном. И так сирийцу Хасану приглянулась Гуля, что в 2002 году молодые сыграли свадьбу.

- Мы, конечно, переживали, когда провожали сестру в чужую страну, - вспоминает Тамам, - Но у них все хорошо было. Семья хорошая у Хасана, сам он работал, был у них дом, племянники родились. Сейчас у них четверо детей: старшему 13 лет, младшей всего три годика. Помню, в 2010 году Гуля приезжала с детьми к родителям. Никаких проблем не было с документами, в 2014 году Хасан у нас гостил…Семья у нас большая, но связи мы не теряли никогда – звонили, писали друг другу.

Когда в Ираке начались волнения, родственники всполошились – пусть Гулистан с семьей приезжает домой. Но у Хасана в столице иракского Курдистана – городе Эрбиле – живет 80-летний отец и незамужняя сестра. Терпели до последнего.

- Сестра звонила, рассказывала, какой кошмар у них творится, - ужасается Тамам Османова - Там взрывают дома и расстреливают прохожих на улицах. Детей не выпускали из дома… В конце концов зять согласился переждать войну у нас в Самарской области. Накопили денег на билеты, бросили все, дом, вещи. 9 сентября вылетели. Мы думали, 11 сентября уже их встретим, но…

Перед отъездом из Ирака семья успела отпраздновать день рождения младшей дочери, ей всего 3 годика.

Перед отъездом из Ирака семья успела отпраздновать день рождения младшей дочери, ей всего 3 годика.

Фото: Личный архив

«Визы выдало несуществующее государство»

Собираясь в дорогу, Хасан и Гулистан спешили с оформлением документов. На младших детей визы получить не удалось, так как в Багдаде шла война. Пришлось семье обратиться в город не признанный Россией – сирийский Африн. В итоге визы в российском консульстве в Эрбиле, всем членам семьи проставили в паспорта граждан сирийского Курдистана.

О том, что это может помешать им добраться до родственников, Хасан и Гулистан даже не задумывались. 9 сентября они с детьми сели в самолет в Эрбиле, долетели до Стамбула, там пересели в самолет на Москву. Около 16 часов 10 сентября они приземлились в аэропорту Шереметьево. И тут на паспортном контроле их задержали.

- Документы недействительны! – заявил пограничник. Всю семью отвели в изолятор временного содержания в здании аэропорта. За попытку незаконного пересечения границы по недействительным документам Хасану и Гулистан грозило до двух лет лишения свободы.

13 сентября они написали заявление о предоставлении временного убежища в России.

«У нас не было другого выхода, так как исламисты-террористы убивают всех мужчин-курдов, а женщин и детей уводят в рабство. Мы хотим переждать войну и вернуться обратно», — объясняли они в своем заявлении.

Мытарства иракской семьи в аэропорту Шереметьево: спать приходилось на полу.

Мытарства иракской семьи в аэропорту Шереметьево: спать приходилось на полу.

Следующие 12 дней семья провела в изоляторе временного содержания.

- Мы с мужем, когда об этом узнали, тут же собрались и поехали в Москву, - рассказывает Тамам. – Жить пришлось на Курском вокзале, добрые люди подсказали, что беженцам помогают в организации «Гражданское содействие».

- Паспорта посчитали подделкой, потому что они отличаются от обычных сирийских, ведь выдала их оппозиция, - объясняет адвокат сети «Миграция и право» ПЦ «Мемориал» Роза Магомедова, которая вызвалась помочь семье.

23 сентября в Москве в Химкинском суде семье беженцев избрали меру пресечения в виде залога — по 50 тысяч рублей за каждого.

- Эти деньги мы собрали по родственникам, все, кто мог, прислали. Но ведь после этого их не отпустили, а вывезли в транзитную зону терминала Е в Шереметьево. На гостиницу у них денег нет, они там на полу ночуют! – в ужасе сестра Гулистан.

Тамам с мужем купили родственникам надувные матрасы, теплую одежду, немного запасов еды, воды и лекарств.

- Это ужасно. На дворе 21 век, а их просто бросили – выживайте, как хотите. Люди мимо ходят и не помогают ничем. Врача младшей дочке не вызвали… Моются они в общественном туалете. Сколько еще это продлится? – не знает, чем еще помочь родне самарчанка.

После публикаций в СМИ семье стали помогать волонтеры. «Гражданское содействие» завело благотворительный счет для семьи, стали поступать средства на их проживание.

- Хасан связался с родственниками в Сирии, где им выдали паспорта. Ответ уже пришел. Пока оригинала подтверждения у нас нет, как только я получу его, передадим следователям, занимающимся их делом. Надеюсь, это поможет, - продолжает Роза Магомедова.

В «Гражданском содействии» считают, что семью выдворили незаконно. Ведь по конвенции «О статусе беженцев» лицо, ищущее убежища, не должно подвергаться наказанию. Сотрудники ФМС должны были заступиться за семью.

- Дело должны закрыть, а семью пустить в Самарскую область. Там они напишут заявление в местный ФМС о предоставлении им временного убежища, - объяснила Роза Магомедова.

АДРЕС ПОМОЩИ:

У родственников семьи больше нет денег, а малышам нужна еда, вода, гигиенические принадлежности и многое другое.

Кампания с пожертвованиями http://refugee.ru/help-us/

Обращаться можно к пресс-секретарю "Гражданского содействия" Елене Срапян https://www.facebook.com/elena.srapyan

или адвокату семьи Розе Магомедовой https://www.facebook.com/profile.php?id=1000009528979.