Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
В мире9 октября 2015 14:32

Белые пятна пустыни: Почему «управляемый хаос» на Ближнем Востоке вышел из-под контроля?

Обозреватель "КП" Галина Сапожникова в эфире Радио "Комсомольская правда" поговорила о ситуации в Сирии со старшим научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Виктором Надеиным-Раевским
Как все запуталось с этими далекими от нас Сирией и ИГИЛом, которые мистическим образом связали мир в один узел!

Как все запуталось с этими далекими от нас Сирией и ИГИЛом, которые мистическим образом связали мир в один узел!

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Как все запуталось с этими далекими от нас Сирией и ИГИЛом, которые мистическим образом связали мир в один узел!

Если бы четыре года назад, когда эти слова на телеэкранах и газетных обложках только начали мелькать, хотя бы кто-нибудь предсказал, к чему это все приведет…Скажу большее: большинство из нас тогда недооценили опасность, не предполагая, какую роль ИГИЛ сыграет в перекройке мира. Потому никак и не складывается сейчас мозаика происходящего: слишком много «белых пятен» в информационном поле. Почему Россия так яростно вступилась за Сирию? И кто там в кого стреляет? И что нам до этого ИГИЛа? И чем западному миру досадил Башар Асад, из которого сделали кровавого диктатора?

Делать нечего – пробелы надо закрывать. Помочь в этом процессе согласился старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский.

Несколько наивных вопросов о Сирии

- Российские, а ранее советские вооруженные силы в Сирии присутствовали достаточно давно. Сирия активно поддерживалась и поддерживается Москвой вот уже несколько десятков лет. Но почему? Почему так важно сохранить эту страну от скатывания в бездну войны с исламским фундаментализмом?

Виктор Надеин-Раевский:

- У нас с Сирией подписан договор о дружбе и взаимопомощи - так что правовая сторона вопроса была отработана уже давно, еще в советский период, с того времени, как арабы при тогдашних своих перестройках искали свое место в мире и решали, каким путем идти? Это страна с уникальным набором религий и национальностей: арабы, курды, армяне плюс остатки древних народов, которые населяли когда-то все это пространство. Ну и, конечно, это, прежде всего, мусульманское государство, с очень сильным господствующим исламом, которая до Хафеза Асада строилась при максимальном соблюдении всех шариатских норм.

Все это было еще до появления того, что называлось «Объединенной Арабской Республикой» - попытки объединения всего арабского мира на антиизраильской платформе, спусковым крючком которой тоже были беженцы – 900 тысяч человек.

- Вот это да! Столько параллелей с сегодняшней ситуацией…

- Но это были беженцы палестинские, которые в 1948-1949 годах при образовании государства Израиль и в ходе первой арабо-израильской войны были согнаны со своих земель. И они поселились в палестинских лагерях, не только в Газе и на Западном берегу реки Иордан, но и в Ливане, в Сирии и в Иордании. Это важно: потому что их наличие определило последующую историю всех этих стран.

Директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский

Директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский

Фото: Арсен АБДУЛКЕРИМОВ

Формула арабской революции

- А почему именно Сирия стала объектом главного нападения ИГИЛ? И откуда он вообще взялся?

- ИГИЛ –«Исламское государство Ирака и Леванта» - это сокращение, которое касается прежде всего самой Сирии. Левантом традиционно называют вот эту местность: Сирия, Ливан, Палестина.

- Какая там идет война - гражданская или религиозная?

- Это сакральное место, где зародились христианство, ислам, не говоря уж про древнейший иудаизм – предтечу всех этих религий. Я придерживаюсь той точки зрения, что войну как раз и развязали как религиозную. И занимались этим конкретно Саудовская Аравия и Катар.

- Каковы были их цели?

- Саудовская Аравия – это же хранитель исламских святынь! А тут страна, во главе которой стоят алавиты, которых саудиты не считают за мусульман. Семья Асадов, много лет стоящая у власти в Сирии – как сам Башар Асад, так и его отец, Хафез Асад – как раз являются алавитами. Французы, создавая в свое время сирийскую армию, делали ставку именно на них – потому так много офицеров- алавитов, практически вся армейская верхушка. А сунниты – это рядовой состав армии и представители бизнеса. То есть, у каждого вероисповедания свои ниши, и у христиан, и у армяно-григориан и у армяно-католиков. Еще есть друзы, это отдельное религиозное направление, которых сунниты тоже отказываются считать мусульманами.

Семья Асадов, много лет стоящая у власти в Сирии – как сам Башар Асад (на фото), так и его отец, Хафез Асад – как раз являются алавитами

Семья Асадов, много лет стоящая у власти в Сирии – как сам Башар Асад (на фото), так и его отец, Хафез Асад – как раз являются алавитами

Фото: REUTERS

- Если свести весь этот винегрет к одной формуле, можно ли сказать так: попытка устройства революции с помощью «арабской весны» и западных денег в наложении на религиозную основу и дали в итоге тот результат, который мы сейчас имеем в Сирии?

-Хотел бы сделать поправку: не западных денег. Первоначальные деньги принадлежали Катару и Саудовской Аравии. Многие считают главной причиной нынешних событий будущий исламский трубопровод. Запасы газа там действительно огромные. А если представить, какая бы этому могла бы сопутствовать инфраструктура… Потому и нужен был договороспособный режим, который всякий раз брал бы под козырек. А Башар Асад – это не тот человек. Он хотя и преследовал оппозицию, но не так жестко, как сделал бы его отец – тот бы подавил ее в зародыше. Башар Асад намного мягче. Врач по образованию, чего уж там…

- А почему его так демонизируют? Он действительно совершил такое количество ошибок?

- Не уверен, что в качестве мерила стоит ставить демонизацию. На Западе готовы кого угодно демонизировать, когда им выгодно. Ничего страшного в Башаре Асаде не было. Он был большим другом Эрдогана, они хорошо ладили на общих взглядах на мир, на жизнь и окрестные государства, включая Израиль.

«Черная кошка» «арабской весны»

- Когда и почему между Асадом и Эрдоганом пробежала «черная кошка»?

- Эта кошка называется «арабской весной». Те самые «арабские революции» или «арабские бунты», которые готовились очень активно: 120 центров на Западе занимались подготовкой будущих интернет-лидеров! Только как ты их не готовь, площадный лидер и интернет-лидер – это все-таки разные фигуры. Интернет-лидеры и те, кто их поддерживал - студенты, интеллигенция, которые и подняли шум - очень быстро были отодвинуты в сторону толпой, точнее, наиболее организованной силой – исламистами. Как того и стоило ожидать.

Интернет-лидеры и те, кто их поддерживал - студенты, интеллигенция, которые и подняли шум - очень быстро были отодвинуты в сторону толпой, точнее, наиболее организованной силой – исламистами. Как того и стоило ожидать

Интернет-лидеры и те, кто их поддерживал - студенты, интеллигенция, которые и подняли шум - очень быстро были отодвинуты в сторону толпой, точнее, наиболее организованной силой – исламистами. Как того и стоило ожидать

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Эрдоган вопреки твиттер-технологиям стал звездой арабской улицы. Почему? Потому что он лидер единственной в мире мусульманской страны со светским строем где во главе государства стоит исламская партия, но сохраняется именно светский режим. Далеко не все правоверные мусульмане готовы жить в рамках жесткого исламистского режима. В регионе идут революция за революцией, у Эрдогана появился шанс стать лидером всего исламского мира, ведь именно он (правда, лишь в глазах арабской улицы) соединил светский режим и ислам. Естественно, речь идет о суннитах. Но тут революция после Ливии начала распространяться и на Сирию, где живут не только сунниты, но и шииты, и алевиты. Туда ринулись сотни, а затем и тысячи будущих игиловцев не только из Ливии, но и практически со всего исламского мира. Из них формировались первые батальоны на турецкой территории, их лечили в турецких больницах, хотя сами турки это и отрицают.

- Получается, в погоне за эфемерным лидерством в исламском мире Эрдоганом была предана дружба Турции с Сирией?

- Может быть, кто-то найдет другие причины. Но мне это представляется именно так. Естественно, когда Асад начал разгонять демонстрации…

- Простите, что перебиваю - это и было его самой главной ошибкой?

- А в Турции что делали? Тоже разгоняли. Нет, Эрдоган ничуть не уступал Асаду в количестве жертв. Но саудовский король очень вовремя выступил со статьей о том, что Асад нехороший и что к народу надо прислушиваться. Тоже мне, самый главный «демократ» арабского мира... Правда, через дня три-четыре женщине в той же самой Саудовской Аравии отрубили голову за какое-то из нарушений по шариату. Камнями провинившихся там забивают до сих пор – за прелюбодеяние, например. Ворам руку рубят на площади, но уже стерильным хирургическим инструментом, а не просто топором. Все-таки прогресс есть...

Неслучайно иракское правительство теперь тоже просит Россию оказать военную помощь. Эффект явно налицо: российским оружием нанесен удар по самым ключевым местам

Неслучайно иракское правительство теперь тоже просит Россию оказать военную помощь. Эффект явно налицо: российским оружием нанесен удар по самым ключевым местам

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Битва интересов

- А если бы Башар Асад начал, как в свое время его отец, жестко реагировать на всех этих «гостей» с территории Ливии, и в зародыше уничтожать самого это явление – у него получилось бы избежать такого сценария?

- В зависимости от того, насколько решительно он бы стал действовать. При его отце, Хафезе, не было таких огромных денежных вливаний со стороны Саудовской Аравии и Катара, которые поступили в Сирию на обучение этих вооруженных отрядов – вот в чем принципиальная разница. Убрать Башара Асада хотелось многим. Это нужно было всем: Саудовской Аравии, Катару, Эмиратам. Они изначально рассматривали это пространство как «шиитскую ось» и поставили задачу разрушить ее. И поэтому вряд ли бы саудиты отступились, даже если бы Башар действовал жестко. Просто выделили бы на подготовку еще больше денег. Но дело в том, что подавление одной ветви ислама другой ветвью - то, о чем, наверное, мечтают Саудовская Аравия и иже с ней - это, прежде всего, огромное количество крови. Не надо думать, что саудовский король принесет на своих штыках благоденствие и демократию. Что такое саудовская демократия, мы можем, например, видеть в Йемене: только что свадьбу разбили вдребезги, 135 убитых. Ошиблись чуть-чуть и даже не извинились…

- Понятен интерес к ситуации в Сирии со стороны Турции, Саудовской Аравии, Катара и прочих соседей по региону. А вот в чем был интерес США?

- Насчет этого существует множество конспирологических теорий, типа идеи «управляемого хаоса». Например, были намеки и на западных спонсоров «Исламского государства». Действительно, впечатление хаоса возникает - только вот управляется он пока как-то не очень удачно. Одно дело – создать «Аль-Каиду», выкормить ее, вооружить, и совсем другое – сохранить над ней контроль. То же самое произошло с «Исламским государством». Все, кого американцы готовили на роль сирийской оппозиции, успешно переходили на сторону «Исламского государства». Управляемый хаос представлялся им успешным вариантом сохранения контроля. Невыгодны им большие государства и жесткие диктаторы. Казалось, что с полудемократическими людоедами гораздо проще договориться. Ну вот они их и получили - один сердце съедает, другой печень. Нормальные ребята, веселые... Вот этим ребятам дать денег - и они сами все выполнят. А как дать? Просто не перекрывать доходы. Ведь давно можно было перекрыть поставки нефти, которые ведутся «Исламским государством». ИГИЛ, по разным оценкам, зарабатывает на нефти от 1 до 2 миллионов долларов в день!

- А разве нельзя просто сбросить пару бомб на все эти добывающие мощности?

- Технически это возможно. Неслучайно иракское правительство теперь тоже просит Россию оказать военную помощь. Эффект явно налицо: российским оружием нанесен удар по самым ключевым местам - складам с вооружением и военной технике, запасам снарядов и топлива и заводам по производству взрывчатки. Порядка трех тысяч человек покинули ряды исламистов. Часть отрядов сдается, дезертируя прямо с поля боя. Этот процесс будет продолжаться. Потому что хорошо побеждать и грабить, когда воюешь со слабым противником или с мирными жителями. А когда встречаешь вооруженный отпор, мозги становятся на место.

Совершенно правильно поэтому наш президент подчеркивал необходимость укрепления позиций духовных исламских лидеров здесь, в России

Совершенно правильно поэтому наш президент подчеркивал необходимость укрепления позиций духовных исламских лидеров здесь, в России

Фото: РИА Новости

«Сломать хребет игиловскому зверю»

- В чем все-таки кроется главная причина нашего столь пристального сегодняшнего внимания к Сирии? Не только же в российской военной базе в Тартусе дело? И не в авторитете России на Ближнем Востоке? Нашла в одном из ваших недавних интервью такую фразу: «Говорить об эффективности применения российских ВВС в Сирии пока рано. Однако лучше встретить противника за пределами своей страны, чем потом пытаться воевать на своей территории». Что вы имели в виду?

- То, что «Исламское государство» гораздо опаснее, чем нам кажется. Мы же с ваххабизмом и с салафизмом столкнулись и в первой чеченской войне, и во второй. Традиционный чеченский ислам был подмят полностью ваххабитскими настроениями. Я условно использую этот термин, надеясь не оскорбить Саудовскую Аравию – у них под этим понятием подразумевается нечто иное. Вторая чеченская война началась с попытки создать великую Чечню, с вторжения в Дагестан, когда дагестанцы встали на пути басаевских бандформирований. Их остановили. Что сейчас творится? Две с половиной тысячи выходцев из России, по данным нашей разведки, воюет на стороне «Исламского государства». Это люди, которые вернутся в свои семьи и города с этими же самыми идеями и практическим умением воплотить их в жизнь. Это нам нужно? Нет. Гораздо проще остановить этот поток на месте, сломав хребет игиловцам там, на месте, чем вылавливать их потом по всей России.

- Несмотря на очевидный успех российских ВВС, геополитически планы Саудовской Аравии и Катара на Ближний Восток не изменились. Им по-прежнему мешает режим Асада, может быть, теперь даже больше. Как известно, группа духовных лидеров Саудовской Аравии уже объявила джихад Ирану и России. Как Вы думаете, будет ли ответный удар со стороны тех, кто спонсирует запрещенное в России «Исламское государство»?

- Однозначно будет. Совершенно правильно поэтому наш президент подчеркивал необходимость укрепления позиций духовных исламских лидеров здесь, в России. У нас в свое время была великолепная школа исламского богословия. Российская империя помогала строить мечети и медресе, посылала учителей и помогала исламскому образованию. Почему? Да потому что все верующий человек – богобоязненный и уважающий власть. Если уж в императорские времена это понимали, то и нам было бы неплохо это осознать.

При этом нельзя забывать и о текущей ситуации. Без реального военного разгрома Исламского государства не остановить ни пропаганды, ни вербовки новых сторонников, ни попыток Запада использовать всю эту разношерстную псевдомусульманскую братву против России. На данный момент мы на верном пути.