Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды20 октября 2016 22:00

Гудбай, Париж! Гудбай, Берлин!

«Детские» фильмы Римского фестиваля
«Ноктюрама» Бертрана Бонелло - вычурный и претенциозный кинороман о «терроризме»

«Ноктюрама» Бертрана Бонелло - вычурный и претенциозный кинороман о «терроризме»

Едва ли не самыми любопытными в этом году в Риме оказались картины, представленные в параллельном детско-юношеском конкурсе «Алиса в городе».

«Ноктюрама» Бертрана Бонелло - вычурный и претенциозный кинороман о «терроризме», произведение, чью гиперактуальность успешно нивелирует совершенная непроницаемость режиссёрской трактовки. В публицистичности и конъюнктурности Бонелло точно не упрекнёшь, но во всех остальных грехах вполне можно. Но если монотонность, скуку и отсутствие всякой драматургии объяснить концептуальностью режиссерских построений, что мы и сделаем, то всем немедленно станет легче.

Картину Бонелло проигнорировали все крупные европейские фестивали

Картину Бонелло проигнорировали все крупные европейские фестивали

Первая почти безмолвная половина фильма продолжительностью 130 минут состоит из проходов и переглядываний дюжины главных героев - молодёжи разной этнической принадлежности и социального статуса (всех можно использовать для гламурных фотосъёмок в стиле гранж ). Переглядывания имеют апофеозом взрывы нескольких знаковых парижских объектов - министерства внутренних дел, статуи Жанны Д'Арк, башни в Дефансе и т.д. Вторая часть разворачивается в модном универмаге «Самаритэн», давно закрытом, но оживлённом гением Бонелло. Там юные франко-арабские и франко-французские бунтари против системы находят временное успокоение в окружении товаров антинародного потребления наилучших буржуазных брэндов. Что подчёркивает бессмысленность их революционной борьбы. Вероятно, арабский пролетариат перестанет взрывать объекты французской столицы, как только их допустят к буржуазной кормушке. Мысль не новая, но отдадим должное Бонелло: точного ответа у него нет, спасибо ему за это большое. Как многозначительное молчание придаёт ума любому дураку, так и нарочитая эллиптичность структуры его фильма (поддержанная великолепным владением приёмами современного киноязыка от стэдикамных проездов до саундтрека авторства самого Бонелло) однозначно идёт ему на пользу. Вероятно, автор даже чересчур дистанцировался от гремучей злобы дня: картину проигнорировали все крупные европейские фестивали. Не факт, что они были правы.

"Чик" - источник чистого, несмотря на немытость героев, удовольствия

"Чик" - источник чистого, несмотря на немытость героев, удовольствия

То же самое можно сказать и о прелестном новом фильме Фатиха Акина "Чик" (международное название отличается полной тупостью - "Гудбай, Берлин"). С треском провалившись со своей исторической эпопеей "Шрам", Акин взялся за простенький «детский фильм». И легко подтвердил свою режиссёрскую состоятельность, поскольку снять хорошее, нефальшивое, остроумное, обаятельное детское кино (которому аплодирует на фестивале зал взрослых критиков), разумеется, совсем не так просто. Главный герой, 14-летний подросток Майк, пускается в непредвиденное путешествие на угнанной «Ладе» вместе с неотразимым русским парнем Андреем с непроизносимой (для немцев) фамилией Чихачев (Tschichatschow) - отсюда и прозвище Чик. На русского паренек с монголоидной внешностью похож не очень, как и на еврейского цыгана – эту национальность он сам себе выбрал. Но русский колорит он воплощает в достаточной мере – тут и спортивные штаны в сочетании с гавайской рубахой, и вечное пьянство, и сигарета за ухом - видимо, поэтому одноклассники дразнят его Путиным. Что там происходит между Андреем и Майком, чему они друг друга учат, с кем встречаются в путешествии и какие представления о чести и достоинстве выносят из своих каникулярных потрясений, не особо и важно. Набор элементов может быть и стандартен – и говорить всерьёз о пафосе взросления, обретения друга в непонятном и чужом человеке совсем не хочется: давно уже важно не что, а как. То, что может послужить уроком для немецких подростков, для нас просто источник чистого, несмотря на немытость героев, удовольствия. Акин вернулся с упоительным фильмом, полным юмора, драйва, наблюдательности и приключений.

ЕЩЕ КОЛОНКА АВТОРА

Римский фестиваль: нетворческие встречи

Римский фестиваль больше не распространяет свои амбиции на конкуренцию с Венецией или с каким-то ещё реально значительным фестивалем. Сейчас даже смешно вспоминать о том, что эти амбиции когда-то были. Стараясь реалистично смотреть на вещи, организаторы давно упразднили конкурс, оставив только приз зрительских симпатий, и не брезгуют фильмами с других фестивалей - в Торонто, Сан-Себастьяне, Лондоне. Фест превратился в празднество скорее городского масштаба, что абсолютно оправданно, ибо древняя столица Италии по-прежнему легко привлекает очень больших звезд и организаторам не составляет труда собрать первоклассную красную дорожку (подробности)