Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды28 апреля 2017 7:20

Кинофестиваль «Движение»: Зима, уходи!

Первые фильмы главного конкурса - «Три дня до весны» и «Костер на ветру»
Действие военной детективной мелодрамы «Три дня до весны» разворачивается в первую блокадную зиму

Действие военной детективной мелодрамы «Три дня до весны» разворачивается в первую блокадную зиму

Фото: кадр из фильма

В основной конкурс «Движение. Вперед» в этом году попали картины, пытающиеся осмыслить не только текущую современность, но и более или менее отдаленное прошлое нашей страны — от военных дней и хрущевской оттепели до лихих девяностых.

Действие военной детективной мелодрамы «Три дня до весны» разворачивается в первую блокадную зиму, в 1942 году, когда немцы провернули гадкую бактериологическую операцию, в результате которой окруженный город должен был погибнуть от эпидемии. У героев всего три дня на спасение Ленинграда - три дня, пока не наступила весна, и холод все еще оберегает город от распространения ужасной заразы. Герои - из диаметрально противоположных миров: он - офицер НКВД (Кирилл Плетнев), с печатью потери на лице: вся семья его погибла; она (Елена Лотова) - молодой врач-бактериолог из «белых», тоже с печатью гибели на не по-советски благородном лице: ясно, что она не жилец - если не немцы убьют, то «свои» к стенке поставят, те же НКВД-шники. Стараясь не думать о самом страшном, герои преодолевают окружающий их ужас, выполняя свой долг и попутно, против собственной воли, влюбляясь друг в друга. Фильм Александра Касаткина («Дочь») - образец нового российского «военного кино», наследующего великим традициям кино советского, но при этом делающего поправки на изменившееся время. Это кино более зрительское, использующее и мелодраматические ходы, и ранее замалчиваемую информацию (о воровстве, каннибализме и прочих ужасах военного времени) - глупо считать, что она способна как-то «очернить» память о подвиге людей, переживших Блокаду.

У фильма «Костер на ветру» сложилась, вероятно, самая удачливая фестивальная судьба за всю историю ее существования

У фильма «Костер на ветру» сложилась, вероятно, самая удачливая фестивальная судьба за всю историю ее существования

Фест «Движение» традиционно не мог обойтись без представителя уникальной якутской кинематографии. У фильма «Костер на ветру» сложилась, вероятно, самая удачливая фестивальная судьба за всю историю ее существования. Мировая премьера дебюта Дмитрия Давыдова, работающего в Якутии директором школы (!), состоялась на главном кинофестивале Азии - в южнокорейском Пусане (этот фестиваль справедливо называют азиатскими Каннами), потом фильм объехал полмира - от Австралии до Вильнюса, и вот, наконец, российская премьера в Омске. Это суровая северная драма, чьи главные герои - два отца семейства - оказываются связаны одним трагическим происшествием (в результате которого погибают их сыновья), демонстрируя к нему диаметрально противоположное отношение. Один полностью закрывается от мира, уходя в органичный северным народам запой, ненависть и желание мести. Другой, наоборот, нехотя открывается жизни, беря на попечение беспризорного мальчишку. Притчеобразность картины ненатужна и органична, и оправдана, кажется, самим ходом якутской жизни. Понятно, что действие происходит в наши дни, но точно с таким же успехом оно могло произойти и в любую другую эпоху. Время не то, чтобы остановилось в этих суровых краях, но схвачено невыносимо крепким морозом.