Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество3 мая 2017 22:00

Неизвестные маресьевы Великой Отечественной

Спроси сегодня любого в России - кто такой Алексей Маресьев, и он вам наверяка ответит, что это был легендарный летчик, потерявший ноги на войне, но вернувшийся в авиационный строй и продолжавший бить врага
Авторы (2):
Алексей Маресьев награжден Звездой Героя, его подвиг - во всех учебниках истории

Алексей Маресьев награжден Звездой Героя, его подвиг - во всех учебниках истории

Фото: ТАСС

О нем написана книга «Повесть о настоящем человеке» и снят великолепный фильм. Он награжден Звездой Героя, его подвиг - во всех учебниках истории.

Но мало кто знает, что на той жестокой и великой войне было еще несколько таких же маресьевых, которым, правда, меньше повезло со славой.

СЕКРЕТНЫЙ ГЕРОЙ ВАН СИ

«Одна из улиц Ростова-на-Дону носит имя Грисенко, но о его жизни и подвиге мало кто сегодня, к сожалению, знает», - так написал в своем письме в «Комсомолку» Сергей Буйло, ростовчанин, доктор физико-математических наук. И рассказал, что во время Великой Отечественной летчик-истребитель полковник Александр Грисенко повторил подвиг Маресьева. И даже книга о нем тоже была написана.

В 1938 году молодым летчиком-добровольцем он убыл в Китай - сражаться против японских захватчиков. Там он командовал авиаотрядом, лично и в группе сбил 4 японских боевых самолета. Боевые успехи «китайского добровольца» Грисенко были тогда детально описаны в книге журналиста «Комсомольской правды» Юрия Жукова. Она называлась «Крылья Китая. Записки военного летчика». Эта книга вышла в свет в 1940 году на основе воспоминаний самого Грисенко, которому для секретности был присвоен псевдоним китайского капитана Ван Си. Кто был им на самом деле, так никто и не узнал...

Зато настоящее имя Ван Си знали в Москве, в «высоких кругах»: за образцовое выполнение задания Родины в небе Китая 14 ноября 1938 года капитан Грисенко был награжден орденом Красного Знамени (всего же он получит аж три таких награды, плюс - орден Отечественной войны).

Александр Грисенко не только воевал без ноги, но и обучал пилотажу молодых летчиков.

Александр Грисенко не только воевал без ноги, но и обучал пилотажу молодых летчиков.

Фото: ru.wikipedia.org

ПОД ТРИБУНАЛ - ЗА... БОЕГОТОВНОСТЬ

А в 1941-м году он уже был полковником, командовал истребительным авиаполком. В начале июня, накануне войны, в части Гриценко шла внеплановая (сейчас бы сказали - внезапная) проверка. Суровые инспекторы обнаружили, что все самолеты полка Грисенко (а их было 57) без приказа сверху вооружены полным боекомплектом. Хотя в те дни из Москвы шли требования: ничем не отвечать на провокации немцев. Началось расследование, и Грисенко за самовольное приведение полка в полную боеготовность грозил военный трибунал!

Но наказать полковника не успели: началась Великая Отечественная. На рассвете 22 июня 1941-го немецкая авиация внезапно атаковала наши аэродромы и уничтожила прямо на земле сотни самолетов. В отличие от многих других полков, летчики Грисенко не дали застать себя врасплох, сами атаковали немецкие бомбардировщики и за весь первый день войны не имели боевых потерь! За первый год войны полк Грисенко сбил в воздушных боях более 100 самолётов противника.

ОСЕДЛАЛ КОБРУ

Летом 1942 года развернулись тяжёлые бои за Сталинград. Противник бросил в бой свои лучшие силы - новейшие образцы немецких самолётов, первоклассные ассы. В бою сразу с несколькими немецкими самолётами истребитель Грисенко был сбит. Более полугода он провёл в госпитале, перенёс сложные операции, потерял ногу. Но научился ходить на протезе и, несмотря на инвалидность, добился возвращения в армию. Ему разрешили летать, назначили замом командира 259-й дивизии. И полковник-инвалид, продолжал бить врага в поднебесье.

«Какое это ни с чем не сравнимое чувство – видеть боевую технику врага, поверженную к твоим ногам!» - так сказал он в интервью «Комсомольской правде» 23 июня 1943 года.

Причем, Грисенко с протезом вместо левой ноги воевал на американском истребителе "Аэрокобра", который, в отличие от наших истребителей, имел ножные тормоза и был очень строг в управлении при посадке.

«Я так хотел полетать на «Аэрокобрах»! Но у них тормоза ногами управляются – мне это не подходит» – признался однажды Алексей Маресьев. Ну а «ростовскому Маресьеву» – Грисенко удалось более года повоевать на этих норовистых американских кобрах. Он принял участие в 27 воздушных боях, лично сбив 4 немецких самолёта: 2 «Юнкерса» и 2 «Мессера».

ПОСЛЕ БОЕВ

Войну Александр Иванович закончил в Вене командиром дивизии, а затем командовал Чугуевским высшим военным авиаучилищем. Он и там великолепно летал, обучая курсантов фигурам высшего пилотажа. Некоторые из них даже не подозревали, что их учитель летает без ноги!

В 1948 году судьба приготовила Грисенко новое испытание - во время землетрясения в Средней Азии он попал под развалины, получил серьёзные травмы и покинул военную службу. После этого Грисенко уже окончательно вернулся в родной Ростов, еще не зная, конечно, что одна из улиц города когда-то будет названа его именем...

ИСТОРИЯ ПОДВИГОВ

ВОЕВАЛИ БЕЗ НОГ И В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ

На самом деле первые примеры подвигов, совершенных Маресьевым и Грисенко, появились в российской авиации еще Первую мировую войну.

Когда в 1914 году при военно-морском флоте России начали создавать первые авиагруппы, молодой офицер Александр Прокофьев-Северский записался в пилоты. Летом 1915 года в его аэроплане сдетонировала бомба – самолёт разрушился, а лётчик потерял ногу. Но не потерял желания летать. Добившись именного повеления императора Николая II, он вернулся в строй и воевал до середины 1917-го, приняв участие в 57 воздушных боях.

Под стать ему был корнет Юрий Гильшер, получивший в 1916 году травму при падении самолёта. Из-за угрозы гангрены ему ампутировали левую ногу, но он вернулся в отряд истребителей. И даже возглавил его. Погиб лётчик в воздушном бою в июле 1917-го.

ЧЕТВЕРО СМЕЛЫХ

История Великой Отечественной знает еще как минимум 4 случая героизма пилотов «с ограниченными возможностями».

25 октября 1941 года лётчик - истребитель Захар Сорокин совершил воздушный таран. Его самолёт потерял управление и упал в тундре. За 6 суток пилот прополз по снегу 70 километров, отморозив ноги. Лишившись обеих ступней, он сумел освоить протезы, вернулся в свой полк. Из 18 сбитых фашистских самолетов, 12 Сорокин уничтожил уже летая на протезах. За доблесть в охране морских караванов, в 1943 году ему вручили орден Британской империи. А в 1944-м Сорокин стал Героем Советского Союза.

Летчик Захар Сорокин на своем истребителе «МиГ» сбил 18 самолетов врага. Из них 12 - будучи без ног. Фото: Евгений ХАЛДЕЙ/РИА Новости

Летчик Захар Сорокин на своем истребителе «МиГ» сбил 18 самолетов врага. Из них 12 - будучи без ног. Фото: Евгений ХАЛДЕЙ/РИА Новости

На Южном фронте воевал майор Григорий Кузьмин. В конце 1941-го, патрулируя небо в районе Брянска, он обнаружил 9 немецких бомбардировщиков. Кузьмин сбил 2 вражеских самолёта, после чего пошёл на вынужденную посадку и попал в плен. Бежал из лагеря, месяц воевал в партизанском отряде, пока его не переправили через линию фронта. Уже в госпитале выяснилось, что всё это время пилот ходил на обмороженных ногах. Кузьмину ампутировали ступню на левой ноге и треть ступни на правой. Но он добился возвращения в строй и воевал на протезах. В 1943 году Кузьмин стал Героем Советского Союза. Но вскоре погиб в бою.

В октябре 1941-го в воздушном бою летчик Черноморского флота Иван Любимов был тяжело ранен, лишился ступни левой ноги. После лечения добился разрешения летать с протезом. К сентябрю 1943 провел 21 бой, лично сбив 8 самолетов противника. В 1944-м ему было присвоено звание Героя Советского Союза

Лейтенант Илья Маликов был тяжело ранен в бою, но сумел перетянуть за линию фронта и посадить свой бомбардировщик Пе-2 на своей территории. Ему ампутировали ногу до колена. С протезом он снова летал на Пе-2 и закончил войну под Берлином. Стал Героем Советского Союза.

А КАК У НИХ?

Англичанин Бэйдер Дуглас обе ноги потерял еще в 1931 году. Но добился того, чтобы его допустили к полетам. Командовал эскадрильями. Сбил 20 самолетов лично и 4 в группе.

Немец Ханс Рудель после ранения в бедро продолжал летать с загипсованной ногой. После очередного ранения Руделю ампутировали нижнюю часть голени. Спустя шесть недель он без ноги на временном протезе продолжал выполнять боевые вылеты, при этом подбил не менее 3-х танков.

Японскому летчику Йохеи Хиноки во время боя в 1943 году крупнокалиебрная ариканская пуля буквально разворотила правую ногу. Однако Хиноки сумел добраться до базы и приземлиться. Ногу Хиноки ампутировали и назначили его инструктором в истребительную авиашколу. Однако нехватка пилотов в Японии тогда была столь остра, что Хиноки снова приступил к боевым вылетам. Из 12 побед, одержанных им в воздухе, как минимум одна - с протезом.

БЫЛ СЛУЧАЙ

Как «Комсомолка» вернула «Волгу» Настоящему Человеку

Так сложилось, что к лету 1998-го в транспортном департаменте Управделами Президента России собрались чиновники, которые о Маресьеве и его подвиге знали «в общих чертах». И рассудили «вполне логично»: коль он никакой не чиновник - почему мы его должны возить - пусть ходит пешком!

Я узнал об этом случайно, от близких Маресьева - позвонил Алексею Петровичу домой. (А легендарный летчик дружил с «Комсомолкой»)

- Представляешь, так и сказали, - смеялся в трубку Маресьев. - «Мы вас возить не обязаны - ищите другие способы передвижения».

Моя статья так и называлась: "Кремль отобрал машину у Настоящего человека" («КП», 20.06.1998 г.)

Я не знал, куда деваться от телефонных звонков - люди не верили, что такое возможно - дескать, журналист сам придумал такую глупость!

Потом один из руководителей президентской Администрации Игорь Шабдурасулов рассказал мне, что заметка попалась на глаза Борису Ельцину, тот вызвал к себе «кремлевского завхоза» Павла Бородина - через несколько часов после публикации в «Комсомолке» у подъезда Героя Советского Союза Алексея Маресьева (о чем сам он мне рассказал по телефону) стояла новенькая «Волга»!

А Пал Палыч тогда - в наказание! - заставил своих подчиненных не только прочитать «Повесть о настоящем человеке», но и... насыпать и утрамбовать щебенку на грунтовке, ведущей к даче легендарного летчика.

Александр ГАМОВ