Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество16 мая 2017 22:00

Энцефалитные клещи в России - японская биологическая бомба?

Откуда взялись в нашей стране смертельные кровососы
Энцефалитные клещи в России - японская биологическая бомба?

Энцефалитные клещи в России - японская биологическая бомба?

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Россия считается мировым лидером по клещевому энцефалиту. 2–3 тысячи больных в год! Каждую весну более 3,5 млрд членистоногих лилипутов выползают на охоту в наши леса, поля, луга, городские парки… Только на конец холодного апреля 2017 г., по данным Роспотребнадзора, в медучреждения обратились 12661 укушенных россиян. В мае–июне число пострадавших значительно увеличится. Праздники, отпуска, школьные каникулы, народ тянется на природу и попадает в клещевую засаду. Потом кровососы отдохнут, а с конца августа вновь начнут бесчинствовать. До первых морозов. В среднем полмиллиона граждан за сезон обращаются к врачам. И пусть из каждых 100 клещей опасным вирусом заражены 6, а из укушенных ими заболевают всего 2–6 процентов, все равно жутковато. Энцефалит поражает мозг. Два–три десятка жертв умирает ежегодно, многие остаются парализованными до конца жизни. А есть еще боррелиоз (болезнь Лайма). От него нет прививок, он не так опасен как энцефалит, но лечиться придется долго. Есть и другие недуги, которые разносят эти мелкие твари.

РОМАШКИ СПРЯТАЛИСЬ…

Медики бьют тревогу. Недавно в эфире радио «Комсомольская правда» депутат Госдумы, академик Геннадий Онищенко, бывший главный санитарный врач РФ, даже призвал мужчин не дарить любимым ромашки-лютики! «Никаких полевых цветов, как бы вас к этому ни толкало знание классической российской и советской литературы, которая очень часто пропагандировала сбор полевых цветов и преподнесение их своим любимым женщинам. А более классическое – букет полевых цветов утром любимой поставить рядом с постелью. Если там, в букете, окажется клещ и любимая заболеет, – это будет расцениваться как попрание элементарных правил безопасности. Никаких незабудок (равно как и других цветов), если до этого вы их не обработаете каким-нибудь дезинфектантом. Поэтому я требую исключить такое проявление любви к женщине!»

Дожили! Не придется теперь долго гнать велосипед, как в популярной песне Барыкина, чтобы набрать цветов и подарить любимой букет. И босиком не пробежаться по росе… Да и на выражении «босоногое детство» тоже надо ставить крест.

А ведь еще недавно про этих гнусных кровосовов мы и слыхом не слыхали. Во всяком случае, в центральной России. В нашей липецкой деревне (400 км от Москвы) детство действительно было босоногим. С ранней весны до поздней осени малыши по лугам, садам, огородам ходили в одних трусах… Подрастали, в стогах с ненаглядными певуньями ночевали. И никаких членистоногих не цепляли.

Впервые про эту напасть лично я узнал в начале 70-х прошлого века. В Ленинградском университете повесили объявление: «Выезжающие в студотряды на Дальний Восток, в Сибирь должны сделать прививки от энцефалита». Оказывается, эту болезнь разносят какие-то клещи. Но по эту сторону Урала была тишь и благодать.

После университета уехал работать в Томск. Там-то наслушался жутких историй про умерших и парализованных жертв клещей.

А в 1982 г. сам влип в историю. В августе поехали в тайгу к знакомому леснику бить кедровую шишку. Жара, раздетые лезем на деревья… К вечеру пришли на заимку. С орехами. На столе самогонка запотевшая, муксун отварной, грибочки соленые… Рай! Облился у колодца, чтоб пот, грязь смыть. Глядь, на ноге черное пятнышко осталось. Смахиваю – не отстает. «Клещ!» – вынес приговор лесник. Вытащил он заразу, сжег. Но пить, говорит, нельзя. Так и проплыла самогонка холодная мимо.

Вернулся в Томск, на душе неспокойно. Звоню знакомому главврачу областной санэпидемстанции, интервью с ним раньше делал о клещах: «Спасай!». «Приезжай, дам импортную вакцину, но в больницу с ней не обращайся, дефицит, вопросы возникнут, где взял. Ищи врача на дому». С заветной ампулой пришел к соседке Людмиле. Она курсы медсестер когда-то заканчивала. Жене ни слова, чтоб не пугать. Лежу у Люды на кровати оголенным «мягким местом» кверху, спасительница моя на кухне шприц кипятит (советские люди помнят, тогда одноразовых не было.) Звонок в дверь. Входит жена. А я со спущенными штанами. Картина маслом! Пришлось объясняться. Пронесло. И с женой, и с энцефалитом. Но месяца три не пил, по совету главврача. На всякий случай. А когда потом, случалось, «перебирал», супруга в шутку ворчала: «Хоть бы еще раз тебя клещ укусил…».

В 1987-м переехали из Томска в Москву. Ну, думаю, можно теперь спокойно рыбу ловить, по лесам, лугам ходить. Не тут-то было. Вскоре сибирско-дальневосточные кровососы оккупировали и Центральную Россию. Меня Бог миловал. А сын дважды страдал. Весной на посадке деревьев в честь дня Победы и в холодном уже октябре, во время похода с ночевкой на подмосковном озере. Теперь-то клещей несут в лабораторию на исследование. Не то, что в СССР. Первый оказался чистым, а второй – с боррелиозом. Пришлось сыну пить антибиотики. Но от жены историю мы скрыли, чтоб не волновать.

На эту Пасху ездил в деревню родную. Середина апреля, а с песика Дика снял десяток кровососов. Хотя на нем дорогой антиклещиный ошейник. Ну и дела.

Откуда же наползли в Россию-матушку членистоногие оккупанты?

На месте «Отряда 731» в Харбине теперь находится мемориальный комплекс.

На месте «Отряда 731» в Харбине теперь находится мемориальный комплекс.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

КОЗНИ ВОЕНЩИНЫ

Есть популярная версия, что это – биологическая бомба замедленного действия японских милитаристов, заброшенная в СССР еще в начале 30-х годов ХХ века. Впервые я услышал ее от серьезного доктора экономических наук. Широко гуляет она и в интернете.

Вот краткий пересказ.

«Энцефалит не был известен первопроходцам Сибири, переселенцам на Дальний Восток вплоть до 1930-х гг. В 1920-е годы в Японии случилась эпидемия, погибло несколько тысяч человек. Переносчиком вируса был комар. Возможно, это было первое испытание биологического оружия с использованием насекомых. Но комар – слишком опасный и непредсказуемый распространитель смертельного недуга. Поэтому японские милитаристы выбрали более медленный, но верный способ переноски вируса – клеща, широко распространенного в дальневосточной и сибирской тайге.

В 1937 г среди солдат Дальневосточной группировки РККА началась эпидемия неизвестной болезни, часто приводившей к летальным исходам. Из Москвы срочно отправили специальную экспедицию военных микробиологов профессора Зильбера. Они-то и открыли вирус, его переносчика – клеща. Практически сразу стали грешить на японских военных. Но доказательств не было. Лишь после Второй мировой войны стало известно о существовании на территории Маньчжурии пресловутого "Отряда 731" Квантунской армии, проводившего эксперименты с биологическим оружием еще с 1933 г. Именно в том году, кстати, наш врач Панов впервые в СССР сделал клиническое описание новой болезни на Дальнем Востоке. Названной позже клещевым энцефалитом. В 1945 г, после вступления СССР в войну с Японией, по приказу командующего Квантунской армией генерала Отадзо Ямада секретный военный городок микробиологов был уничтожен. Однако все следы преступления скрыть не удалось: собранные по этому делу свидетельские показания вошли в материалы Хабаровского процесса над японскими военными преступниками в 1949 г. В Японии эпидемия комариного энцефалита была пресечена и полностью ликвидирована. В СССР и России клещевой энцефалит оказался бомбой замедленного действия. В 1960-е зараженный клещ перевалил через Енисей, в 1980-е переполз через Урал и в настоящее время встречается на всей территории России.»

"ДЕШЕВОЕ И МОЩНОЕ"

А что, очень убедительно звучит. И по датам все логично складывается.

За комментарием я обратился к кандидату биологических наук, полковнику медицинской службы запаса Михаилу СУПОТНИЦКОМУ. Более тридцати лет он занимается механизмами появления и распространения среди людей возбудителей опаснейших инфекционных болезней, борьбой с ними. Автор монументального научного труда «Биологическая война». Кстати, несколько лет назад, в разгар вселенских страхов по поводу свиного гриппа и лихорадки Эбола, грозивших, якобы, выкосить полмира, Супотницкий со страниц «Комсомолки» развенчивал эти страшилки. По поводу той же Эболы он заявлял, в пику Обаме и прочим политикам, научным светилам-прохиндеям, что она не выйдет за пределы Африки и вскоре затихнет сама собой. Так и случилось. Про Эболу, свиной грипп никто и не вспоминает. А ведь какие страсти кипели!

-Михаил Васильевич, что скажете о пресловутом «Отряде 731»? Неужто он был на самом деле?

- К сожалению, да. Биологическим оружием, как тогда считали, «дешевым, но мощным», в Японии всерьез занялись в августе 1932 г. В первой половине 1930-х гг. японцами были созданы секретные лаборатории и научные Центры в самой Японии; в Харбине, столице марионеточного государства Маньчжоу-го ("Отряд Камо»); в оккупированном японцами центральном Китае (Нанкин, «Отряд Эй») и, возможно, в некоторых регионах Юго-Восточной Азии.

В июне 1936 г. по секретному указу императора Хирохито неподалеку от захваченного японцами Харбина, китайского города с русскими корнями, началось строительство крупного военно-бактериологического комплекса, вошедшего в историю Второй мировой как «Отряд 731». Отряд подчинялся непосредственно командующему Квантунской армии. Объект имел форму квадрата со стороной 6 км. Окружен рвом и забором с колючей проволокой, по которой был пропущен ток высокого напряжения. Плюс четыре филиала вдоль советско-маньчжурской границы, полигоны для испытаний нового многообещающего оружия. Научно-исследовательской работой по подготовке и ведению биологической войны, диверсий в отряде было занято более 2600 человек. Три генерал-лейтенанта медицинской службы, пять или шесть генерал-майоров, шестнадцать полковников, больше двадцати подполковников и майоров, а младших офицеров и кандидатов в офицеры - почти триста человек. Было много вольнонаемных. Почти со всей Японии сюда собрали докторов медицины, работавших в области бактериологии, причем, приравненных к генералам среди них было больше десяти человек, а к полковникам – свыше тридцати.

- Ничего себе размах!

- У японской армии был еще "Отряд 100", подчиненный ветеринарной службе, предназначенный для поражения сельскохозяйственных животных. Были аналогичные отряды, занимавшиеся разработкой и испытаниями химического оружия. Полная картина попыток разработки и применения японцами во Второй мировой войне биологического оружия, особенно тупых зверств, совершаемых для проверки его поражающих свойств на пленных русских, китайцах, вряд ли может быть восстановлена. Руководители японской военно-биологической программы, генералы Исия Сиро и Китано Масадзо, перебежали после войны к американцам и их новые хозяева не были заинтересованы в раскрытии всей правды о совершенных ими преступлениях. Только с 1942 г. в лабораториях и во время испытаний биологического оружия на полигонах погибли не менее трех тысяч заключенных "Отряда 731".

Главный упор японские милитаристы делали на чуму, самую страшную, как они считали, в эпидемическом плане болезнь. Занимались брюшным тифом, паратифом, дизентерией, холерой, сибирской язвой, сапом, газовой гангреной, столбняком, чумой рогатого скота, овечьей оспой и другими инфекционными заболеваниями, которые могли массово уничтожать людей и животных в ходе биологической войны или диверсий.

Работали в отрядах и с насекомыми. Прежде всего – с блохами, разносчиками чумы. Немало документальных подтверждений этих преступных замыслов есть в моей книге «Биологическая война» и в книге Сэйити Моримуры «Кухня дьявола» (1983). Однако все усилия японских микробиологов оказались напрасными, биологическое оружие, пригодное для применения, им создать не удалось из-за огромного количества проблем, неразрешимых на том уровне развития биологической науки и военной техники.

Михаил Васильевич СУПОТНИЦКИЙ. Фото: Личный архив

Михаил Васильевич СУПОТНИЦКИЙ. Фото: Личный архив

ОПЫТЫ НА ЛЮДЯХ

- А клещевой энцефалит – тоже дело рук японской военщины?

- В "Отряде 731" действительно работали с вирусом клещевого энцефалита. Руководителем этих работ был Китано Масадзо. Эксперименты ставили на людях, но в статье, опубликованной ими в «Журнале японского научного общества патологической физиологии» (1944, № 43) вместо людей они указали обезьян. В то время не было технологий, позволяющих получать вирус клещевого энцефалита в больших количествах. Для заражения обычно пользовались эмульсией мозга переболевших мышей. У клещей очень сложный цикл размножения, очень сложно предсказать судьбу вируса в поколениях клещей. После войны у американских военных были обширные программы по использованию клещей, комаров и других насекомых в распространении возбудителей инфекционных болезней, но они все провалились. В 1952 г., во время войны на Корейском полуострове, американская авиация использовала такой способ ведения биологической войны, результат не оправдал ожиданий. В 1960-х гг., при финансировании неизмеримо большем, чем было у японцев в годы Второй мировой войны, интерес к применению насекомых переносчиков в целях биологической войны, американскими военными был утерян.

ВОПРОС - РЕБРОМ

ТАК КТО ЖЕ ЗАПУСТИЛ ВИРУС?

- Если рассказы о биологической бомбе японцев - миф, откуда же тогда появился клещевой энцефалит? Ведь его открыли лишь 80 лет назад на Дальнем Востоке.

- Он всегда там был, для его поддержания в природе человек не нужен. Вирусология – наука молодая, ей чуть больше 100 лет. Поэтому все опасные вирусы открыли в ХХ веке, и продолжают открывать в веке нынешнем. Это не значит, что они появились недавно, им миллионы и миллиарды лет. Вирусы живут в другом временном измерении, чем мы, так как фактически бессмертны. В 1930-е гг. началось активное освоение Дальнего Востока, вот тогда «спящий проснулся». И слава нашим замечательным ученым А. Панову, Л. Зильберу, А. Смородинцеву и другим, сумевшим распознать причины еще одного энцефалита, встречающегося на территории России.

- А почему сейчас клещи добрались в Центральную часть России, где их никогда не было? Они стали чуть ли не национальным бедствием.

- Клещи всегда были в Центральной России, хотя не в таком количестве, и не столь инфицированными вирусом клещевого энцефалита. Искать причины их размножения и инфицирования нужно в изменивших условиях окружающей среды, потеплении климата, вызвавших глобальные сдвиги в экосистемах, вмещающих как самих клещей, так и паразитирующих в них микроорганизмов.Зараженные вирусом энцефалита клещи не могли приползти с Дальнего Востока, источник их заражения находится в Центральной России, в каких-то неизвестных ученым природных резервуарах. В эти резервуары постепенно проникают клещи и заражаются. Миф о причастности "Отряда 731" к появлению клещей, инфицированных вирусом клещевого энцефалита, конечно, красивый, но он уводит ученых в сторону от изучения реальных причин этого процесса.

- Что нам в России ждать дальше от этой напасти? Сами предохраняетесь как-то от клещей, прививки делаете? Советы профессионала.

-Эта «напасть» будет жить параллельно с нами, ее рукой не отодвинешь в сторону. Поэтому клещевой энцефалит, экологию его возбудителя, надо тщательно изучать. Сам я предохраняюсь от заражения тем, что стараюсь избегать мест, где возможно встреча с энцефалитными клещами.Прививок не делаю. Ну, а советы профессионалов дает Роспотребназдор. Пожалуйста, очень тщательно следуйте этим советам.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Михаил Васильевич СУПОТНИЦКИЙ, 60 лет. Закончил Военно-медицинский факультет при Томском медицинском институте. Микробиолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник. С 1979-го по 2006 г. работал на разных должностях в научно-исследовательских учреждениях Министерства обороны СССР и Российской Федерации. Полковник медицинской службы запаса. Автор книг «Микроорганизмы, токсины и эпидемии» (2000, 2005, 2010), «Очерки истории чумы» (2006) , «Словарь генетических терминов» (2006), «Эволюционная патология» (2009), «Биологическая война. Введение в эпидемиологию искусственных эпидемических процессов и биологических поражений» (2013), «Слепые пятна вакцинологии» (2016). Автор 5 изобретений по средствам специфической профилактики сибирской язвы, сапа и мелиоидоза.

БЕРЕГИСЬ!

РОСПОТРЕБНАДЗОР РФ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ!

- Надевайте одежду, плотно прилегающую к телу при посещении лесов и «зеленых» зон.

- Не располагайтесь на отдых в затененных местах с высокой травой. Нельзя садиться или ложиться на траву, клещи цепляются к одежде с травы и всегда ползут вверх.

- При выборе места стоянки, ночевки на природе нужно выбирать сухие места с песчаной почвой или участки, лишенные травы.

- Используйте вещества, отпугивающие клещей (репелленты), которые можно приобрести в любой аптеке или супермаркете.

- Каждые 10-15 минут проводите само- и взаимоосмотры на наличие клещей. Осмотрите одежду, обратив внимание на швы, воротник, где клещи могут прятаться.

- Регулярно осматривайте домашних животных после прогулок на природе, на придомовой территории.

- В случае присасывания клеща, обратитесь за медицинской помощью в поликлинику или травмпункт.