Только с первого взгляда кажется, что продать квартиру проще простого.
Фото: Анастасия ОСИПОВА
«Год назад выставили на продажу квартиру по улице Стара-Загора: 3-й этаж в панельной пятиэтажке, пластиковые окна, сантехника новая, требуется ремонт, но и цену сознательно я не завышаю, покупатели приходят, посмотрят, но не звонят… как продавать не знаю», - делится недавно знакомая. А ведь действительно это только с первого взгляда кажется, что продать квартиру проще простого, стоит только более-менее прибрать ее, сделать пару фотографий, выставить на бесплатном сайте объявлений и ждать покупателя. Но это заблуждение. Чтобы продать квартиру, а уж тем более во времена, когда экономическая ситуация хромает, не очень легко. Почему? Давайте разбираться!
- Объекты продаются! - считает директор компании «Апрель Недвижимость Консалтинг» Ирина Карасева. - Но продаются только при профессиональном подходе к этому процессу. Есть четыре основных фактора эффективности, которые обязательно должны быть, чтобы ваша квартира или дом «ушла» выгодно и в разумные сроки, то есть в течение 2 - 3 месяцев.
Первое: устанавливаем эффективную стоимость объекта
- Квартиры и дома долго продаются из-за завышенной или заниженной стоимости объекта, - продолжает Ирина Карасева. - Реально оценить ваши заветные квадратные метры может только риелтор, который каждый день мониторит ситуацию на рынке. Специалист оценит как повышающие, так и понижающие коэффициенты недвижимости.
Конечно, могут и сами продавцы промониторить ситуацию, но, как правило, это сводится лишь к просмотру пары-тройки других похожих объектов на сайте бесплатных объявлений. А везде ведь есть свои подводные камни. К примеру, те же перепланировки. Ведь для того, чтобы быстро продать с ними квартиру, они должны быть узаконены. Следующее - документы. Человеку, который впервые сталкивается с продажей, разобраться в бюрократической машине не просто. Нужен консультант.
- И не забывайте, что надо оценить квартиру в ракурсе ваших конкурентов, - продолжает наш эксперт. - И максимально подготовить документы в соответствии со всеми возможными схемами проведения сделок.
Второе: эффективная реклама
К сожалению или к радости, закончились те времена, когда можно было просто подать объявление на какой-нибудь сайт, а потом сидеть и ждать, когда придет покупатель. Раньше он рано или поздно приходил и покупал, а сейчас нет.
- Сейчас работают только определенные издания, соответствующие определенному типу недвижимости, - комментирует Ирина Карасева. - Под каждый объект готовится и подстраивается совершенно разная реклама. Делаются качественные фотографии и пишутся продающие объявления. Описание этажа, улицы, метража и наличие паркета сейчас не работает!
Третье: эффективная предпродажная подготовка
Каждую квартиру нужно готовить к продаже. Мало только убрать вещи и игрушки перед показом, нужно создать определенную атмосферу, подходящую под портрет покупателя. Как правило, после заключения договора готовится акт по предпродажной подготовке объекта. Времена, когда люди покупали только «стены», закончились. Это отдельная и очень серьезная работа, в которой важно не ошибиться и не убрать лишнее либо оставить милые лично вам вещи.
Четвертое: нужно профессионально проводить показы и вести переговоры
- Это не значит, обманывать покупателей, это значит, уметь продавать, - уточняет специалист. - А продавать свое очень сложно, потому что мы в свой дом вкладываем душу! Вспомните, как вы выбирали плитку или обои, они вам очень нравятся. Но это абсолютно не значит, что они вызывают восторг у покупателей.
Ирина вспоминает случай, когда к ней обратился владелец квартиры, чьей гордостью была итальянская плитка в ванной комнате.
- С порога он вел покупателей сразу в ванную комнату, показывал свою гордость и долго и со вкусом об этом рассказывал, - говорит риелтор. - И люди уходили, потому что они разные, они другие. На многих клиент обижался, так как они не разделяли его восторга. В итоге квартиру продали. Но только после того, как клиент перестал «помогать» нам продавать его квартиру. А плитку новые жильцы после покупки поменяли. Квартиру нужно уметь преподнести каждому отдельно и каждому по-разному. Уже потом будет задаток, переговоры, сбор документов, нотариус или МФЦ, электронная регистрация. Дальше дело техники, но заверяю, дело профессиональной техники.
КСТАТИ
В мае в Самаре, по данным ежемесячного мониторинга фонда жилья и ипотеки, на вторичном рынке продавались свыше 5 тысяч квартир. Средняя стоимость одного квадратного метра порядка 44 тыс. рублей. Самая высокая средняя цена одного квадратного метра - свыше 55 тыс. рублей.