Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество21 августа 2009 10:41

Вдова Семена Фарады: "По ночам он плакал от одиночества"

Великий актер скончался после тяжелой болезни

Замечательный актер театра и кино Семен Фарада скончался вечером 20 августа в одной из московских больниц. Ему было 75 лет...

В последнее время Семен Львович отошел от работы. Вся страна переживала за здоровье любимого актера. Еще в 1988 году на его сердце провели серьезнейшую операцию-поставили искусственный клапан.

Очередная беда постучалась в дом Фарады 9 лет назад. После смерти друга, Григория Горина, у артиста случился обширный инсульт. Семен Львович даже не мог говорить. После длительного лечения речь потихоньку восстанавлилась, но на этом испытания не закончились...

Спустя полтора года Семен Львович упал и сломал шейку бедра. Его любимец овчарка по имени Рик случайно выбила из рук своего хозяина палочку, с которой Фарада передвигался по квартире. Бедный артист пережил еще три мучительные операции, а потом... второй инсульт.

Рядом с Семеном Львовичем всегда находились родные люди и близкие друзья. Все 9 лет о нем заботились коллеги, журналисты и простые люди - благодарные поклонники.В середине июля поговаривали, что здоровье Фарады опять ухудшилось. Актера госпитализировали в одну из клиник Москвы с диагнозом воспаление легких. Вечером 20 августа ослабленное сердце Семена Львовича не выдержало. От нас ушел еще один великий актер...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Мы дозвонились до сына Семена Львовича Михаила Полицеймако, артиста и телеведущего. Михаил говорил срывающимся голосом, чуть не плача.

- Михаил, приносим вам соболезнования!

- Что я могу вам сейчас сказать? Что вы хотите от меня услышать? (тяжело вздыхает). Это горе большое! Извините, я не могу сейчас говорить.

- Сеня очень тяжело переживал уход своего друга, драматурга Григория Горина, - плачет вдова Фарады Марина Полицеймако. - Именно тогда, в 2000-м году, у него случился первый инсульт. В кино он играл весельчаков, а в жизни, дома часто был мрачнее тучи. Редко делился проблемами, все держал в себе. Семен Львович был окружен любовью семьи и внуков. Но иногда мы слышали по ночам, как он всхлипывает. В душе у него была пустота и одиночество от того, что друзья-актеры, с которыми в жизни многое было пережито, редко его навещали.

Соболезнования семье великого актера уже направили президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин.

Прощание с Семеном Львовичем начнется в понедельник, 24 августа, в 12.00 в Белом зале Дома Кино. Похоронят актера на Троекуровском кладбище.

Невестка Семена Фарады: "Бог накажет тех, кто украл деньги у Семена Львовича!"

Перед смертью у актера похитили сбережения, которые он откладывал на лечение

- Нам бы не хотелось, чтобы из этой ситуации сейчас раздували огромную историю, - рассказала «Комсомолке» невестка актера Лариса. - Деньги из квартиры Семена Львовича, действительно, украли. Каждый год мы с Мишей (сын Семена Фарады – Ред.) стараемся вывозить родителей отдыхать за границу.

Так как Семен Львович не транспортабелен, мы не смогли его взять с собой. Он отдыхал в Подмосковье под присмотром сиделки. Мы уехали вместе с Мариной Витальевной (супруга Семена Львовича – Ред.). Это было необходимо сделать. Она очень устала, мы хотели, чтобы отдых дал ей силы на будущий сезон. Вернулись из поездки сегодня утром. Кто же мог подумать, что вместо радостной встречи, нам придется заниматься организацией похорон. На душе тяжело. Семена Львовича не стало. И, честно говоря, нам сейчас не до этих украденных денег (читайте дальше).

Коллеги скорбят о великом артисте

Марк Захаров: "Фарада нуждался в человеческой поддержке!"

- Вспоминаю наш последний разговор с Семеном, - делится художественный руководитель "Ленкома" Марк Захаров. - Конечно я понимал, что разговариваю не с прежним Семеном Фарадой. Все-таки человек пережил кровоизлияние в мозг, был серьезно болен, но я чувствовал, что он нуждается в человеческой поддержке, поэтому звонил ему. Рассказывал последние новости из театральной жизни. Семен слушал и я чувствовал, что для него наш разговор - это прежде всего поддержка друга. Он никогда не жаловался на жизнь, был и до болезни немногословным человеком. Все великие комики - Леонов Чаплин, Фарада - были скучноватыми, мрачными в обычной жизни. Они старались не растрачивать на пустые эмоции свой редкий дар (читайте дальше).

Стас Садальский: "Сеня был страстным футбольным болельщиком!"

Фарада и Садальский снимались вместе в фильме "Нужные люди".

- Шел чемпионат мира по футболу. Сеня получил отказ на поездку за границу. Я ему сказал: "Иди в КГБ! Там адекватные ребята".

Через неделю он рассказывает, как вошел в кабинет, генерал стал его обнимать:

- Ой, Фарада, любимый артист! Коньяк с лимоном будешь?

Позвонил секретарше, чтобы она принесли «личное дело».

Открывает его. Читает и хмурится:

- А чего вы хотите, Семен? Вы же не Фарада, а Фердман!

И все же за границу Семена Львовича выпустили.

- Его соседом и близким другом был Владимир Ресин (вице-премьер правительства Москвы – Ред.). Они дружили, были соседями по коммунальной квартире. Владимир Иосифович многим ему помогал, но Сеня как будто стеснялся принимать от него помощь. И не просил ни о чем, - продолжает Стас Садальский. - По жизни он был настоящим мужчиной. Джентльменом!

Михаил Боярский: «Семен был замечательным семьянином и настоящим мужиком!»

- Семен обладал очень тонким чувством юмора, самоиронией... Я никогда не наблюдал от него каких-то замашек звездной болезни, - вспоминает Михаил Боярский. - Для него самым главным была профессия, что оценила публика, которой он полюбился. Амплуа, в котором работал Семен, было чрезвычайно редкое. Такой же абсолютной иронией и уникальным юмором обладал, пожалуй, только Никулин. Очень сложно обозначить ту школу, которую Фарада исповедовал – это и Станиславский, и Чехов... Семен Фарада это отдельное явление в нашем искусстве. Вспоминая его, на лице сразу появляется улыбка, а в душе – только добрые воспоминания. Работать с ним было одно удовольствие. Из его уст анекдоты всегда звучали смешнее, чем у остальных. Он все делал интереснее и оригинальнее. При такой удивительной внешности Фарада был несказанно добр.

Семен был замечательным семьянином и настоящим мужиком! А те недостатки, которые свойственны всем нам, только украшали этого замечательного артиста. Фараде было 75, согласитесь, немало, но все равно для страны это огромная потеря, потому что второго такого нам уже не найти...

ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ИНТЕРВЬЮ

Семен Фарада: «Я снялся в ста тридцати фильмах. И ни разу на съемках не получил серьезной травмы, хотя не пользовался каскадерами»

Корреспондент "КП" вспоминает о своей последней встрече с великим актером

Этот эмоциональный, взвинченный артист лежит передо мной на больничной койке и просит, чтобы я помогла ему сесть.

- Врачи не разрешают садиться, но невозможно все время лежать на спине, - сказал мне тогда Фарада.

Я сообщаю ему, что собираюсь его фотографировать. Фарада покорно соглашается, только просит перед съемкой его причесать. После прически Семен Львовичсбрызгивает себя туалетной водой, как будто эта деталь будет заметна на фотографии. Но он - артист и даже в больничной палате должен выглядеть “ком иль фо”.

- А начались мои проблемы с операции на сердце, - рассказал мне Фарада. - Сердце -это моя давнишняя болезнь. Профессор Валерий Шумаков заменил мне артериальный клапан. Все было вроде бы хорошо. Но в июне 2000 года у меня случился инсульт. Это случилось через два дня после смерти Григория Горина. Я человек впечатлительный и, когда бываю на похоронах, стараюсь не смотреть в лицо покойнику. А тут почему-то посмотрел на Гришу в гробу. Меня это потрясло. Не знаю, связаны ли эти события, но через два дня после смерти Горина у меня инсульт... (читайте дальше)

ДОСЬЕ "КП"

Семен Фарада родился в Москве 31 декабря 1933 года.

После школы поступил в МВТУ имени Баумана, но параллельно увлекся самодеятельностью. Потом были долгие четыре года службы на флоте, где Фарада возглавил эстрадную группу Краснознаменного Балтийского флота (которая собственно и состояла-то из него одного) и выступал в драматическом коллективе при Доме офицеров в Балтийске.

Вернувшись из армии, Фарада закончил институт, отработал по специальности несколько лет, но его истинное призвание не давало покоя. Как только появлялась свободная минутка, Семен Львович тут же мчался в эстрадную студию-театр при МГУ.

В начале 70-х студию закрыли. Но Фараду пригласили работать в Москонцерт. В эти же годы его впервые стали приглашать сниматься в кино.

С 1972 года Семен Фарада работал в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Тут же знаменитый актер встретил свою судьбу...

СемьяДо работы в Театре на Таганке Фарада уже дважды был женат. Но сам он всегда считал оба эти брака чистой случайностью. Своей настоящей женой Семен называл до последнего дня потомственную актрису Марину Полицеймако. Она подарила актеру сына Михаила, который потом окончил ГИТИС.КиноНастоящее открытие киноактера Семена Фарады состоялось в конце 70-х. В 1979 году вышли сразу две блистательные картины: комедия Эльдара Рязанова «Гараж», где актер сыграл музыканта-трубача, и кинопритча Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». В 1982 на экранах появляется новогодняя музыкально-комедийная киносказка «Чародеи».

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Мастер миниатюры

Фарада, как и Вицин, всю жизнь играл маленьких, смешных людей. Как и Вицину, ему практически не досталось крупных ролей: сценаристам трудно выстроить вокруг маленького человека сюжет, который поражал бы воображение. Вицин, по крайней мере, сыграл Бальзаминова и вместе с Гайдаем создал многоразовую комическую маску Труса. Фараде и того не было отпущено.

Его персонажи зачастую вообще лишены имен. Гость с Юга в «Чародеях». Тромбонист в «Гараже». Главнокомандующий в «Мюнхгаузене». Директор Навигацкой школы в «Гардемаринах». В его фильмографии можно найти такие роли, как Князь, Дирижер, Королевский врач, Милиционер, Губернатор, Парикмахер, Оператор, Бармен, Ресторатор, Мафиозо, Мрачный, Грузин; все эти персонажи прямо так и были обозначены в титрах. Как часто бывает в комедиях, принципиальными оказывались род занятий, должность, звание, национальность, даже выражение лица – но не имя. К тому же герои Фарады обычно проводили на экране около пяти минут и произносили с десяток реплик…

Фарада был вынужден рисовать быстрыми и смелыми штрихами – и достиг в этом мастерства, которое и отличает подлинно великих артистов эпизода. При его появлении на экране зритель не то чтобы сразу улыбался – но в душе мелькала какая-то искорка: вот сейчас будет очередной такой штрих, очередная комическая гримаса, очередная идеально выбранная интонация, которая надолго останется в памяти. Его начальники, раздутые от собственной важности и глупости, его обаятельные мошенники, его трогательные тихие маленькие люди могли идеально вписаться в фильм любого режиссера, в любой сценарий. И украшали даже шлачину вроде «Русского чуда», в которой он был вынужден сниматься в 90-е.

Как любой «эпизодник», он завоевывал зрительскую любовь по крупинке. Отдельные маленькие роли, реплики, взгляды, брошенные с экрана, быстро сошлись в образ большого и очень талантливого актера. И забыть этого актера никогда уже не получится.

Денис КОРСАКОВ

О ЛИЧНОМ

«Уно моменто» - от Фердмана до Фарады

У Семена Львовича была младшая сестра, Евгения Фердман (такая же фамилия была и у актера). Сейчас она носит фамилию Соколова и живет в Израиле. В августе, за несколько дней до несчастья, Евгения опубликовала на сайте «Мы здесь» - еженедельника, выходящего в Израиле и США, - статью о брате...

Евгения давно ведет блог jennyferd.livejournal.com., где часто появлялись ее заметки о Фараде. Семен Львович знал про это - с удовольствием смотрел картинки от других блоггеров, которые присылали в журнал Евгении поздравления ему с разными датами. «Ну, сеструха, ты даешь! Привет этим твоим ЖиЖистам!» - радовался Семен, когда увидел поздравление с 74-летием. Последнее сообщение Евгения написала в день смерти брата: «Все кончилось...»

«...Помню себя с 5 - 6 лет - уже тогда его обожала, как и всю последующую жизнь. В детстве мое обожание выражалось подчас, например, в том, что стакан компота из сухофруктов, выдаваемый мамой на третье, я отодвигала от себя в сторону Семы...

В Интернете прочла такое суждение о Семене: «Он непременно ассоциируется с улыбкой. Но за ней скрываются и радость, и боль». Сам Семен говорит: «Самой серьезной считаю роль доброго пожилого портного из фильма «Попугай, говорящий на идиш». Помните? Смешной любовник-портной, старый еврей, который остался один после того, как в гетто были уничтожены все его близкие. Семен: «По сюжету я должен был заплакать - и заплакал. Мне не надо было закапывать глицерин, как обычно делают в кино».

Елена ЛАПТЕВА

ЦИТАТНИК «КП»

Самые известные фразы героев Фарады

«Хочешь большой, но чистой любви?»

«Все пришельцы в Россию будут гибнуть под Смоленском».

«Вчера попросил у ключницы три рубля - дала, мерзавка, и не спросила, когда отдам». («Формула любви»).

«Сначала намечались торжества. Потом - аресты. Потом решили совместить». («Тот самый Мюнхгаузен»).

«Лю-ю-ю-ю-юди! Ну кто так строит?» («Чародеи»).

«Будь проклят тот день, когда я купил машину!» («Гараж»).

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Ау!

Это было в Турции 15 лет назад. Хозяева сети отелей показывали российским гостям свои владения, а потом усадили нашу делегацию за стол. Неожиданно из-за живой изгороди появилась красивая блондинка. Дама подбежала к отнюдь не юному усатому человеку и попросила автограф. «Чего это она?» - спросил у меня сосед-турок. «Просто это Семен Фарада. Наш известный актер». «Э, нет! - сказал турок. - Актеры не такие! Они высокие, красивые...»

Ну да... Только вот появления Семена Фарады на самом пустынном пирсе близ Кемера было достаточно, чтобы рядом возникала стайка российских женщин, мечтающих о взгляде, слове, улыбке. Семен Львович никого не отпугивал, но и не поощрял. Мы, участники тогдашней поездки, наблюдали за ним украдкой. И очень явным было его желание просто дышать. Просто плавать в море и гулять по берегу. Но даже в Турции, в ту пору еще не слишком заселенной отечественными туристами, по любой дорожке он шел сквозь шорох, в котором различалось два слова - «уно моменто». Так и помню картинку: солнце шпарит, все ярко-ярко, и с пляжа идет невозмутимый Фарада в полосатой футболке, окруженный щебечущими женщинами.

Сейчас даже не верится, что этого человека ожидала такая тяжелая старость. С инсультами и страданием без любимой профессии. С уходом близких друзей из жизни.

Теперь ушел он. Талантливый человек, который мог даже стихи о советском паспорте читать так, что смеялся весь зал. Человек, которого мы долго не видели на экране и как-то не обращали на это внимания: эфир забит ситкомами с букиными и золотыми тещами. И хотя Фараде тоже не всегда везло со сценариями, представить его марширующим под закадровое ржание я не могу.

Когда-то персонаж Фарады в «Чародеях» бродил по пустому институту и кричал: «Люди! Ау!» Ау, Семен Львович! Ну почему мы только сейчас заметили, как нам вас не хватает?

Валентина ЛЬВОВА

Смотрите фотогалерею: Роли Семена Фарады