2016-08-24T03:03:17+03:00

Опера «Фиделио» и еще 4 необычных музыкальных произведения Бетховена

Музыкальное наследие Бетховена таит множество загадокМузыкальное наследие Бетховена таит множество загадок
Изменить размер текста:

20 ноября 1805 года впервые прозвучала единственная опера Людвига ван Бетховена «Фиделио». Это произведение казалось современникам композитора новаторским и странным. Предлагаем познакомиться с другими необычными музыкальными шедеврами Бетховена

Опера «Фиделио»

Первая постановка оперы состоялась в ноябре 1805 года, тогда она носила название «Леонора». Спектакль не имел успеха и выдержал только три представления. Бетховен по совету друзей, но против своей воли, принялся за переработку неудачной оперы. Весной 1806 года «Леонора» была поставлена на сцене в новой редакции, и опять неудача - спектакль шел только два дня. И лишь в 1814 году, когда Бетховен находился на вершине своей славы, эта же опера, в третий раз переписанная и под новым названием «Фиделио», имела успех у публики. Но и этот популярность оказалась временной. На протяжении XIX века бетховенская опера, казавшаяся современникам композитора слишком новаторской, исполнялась редко. Но у «Фиделио» был и преданные почитатели - оперу очень любил Михаил Глинка. Русский композитор писал: «Фиделио» я не променяю на все оперы Моцарта вместе!»

Рондо Каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша»

Бетховен написал этот маленький шедевр в возрасте 25 лет. А мир узнал о нем только после его смерти, когда ноты неоконченного рондо были найдены в бумагах Бетховена, распродававшихся на аукционе. Шутливый подзаголовок для этого искрометного произведения - «Ярость по поводу утерянного гроша» - придумал друг Бетховена Антон Шиндлер. В настоящее время эта веселая 5-минутная пьеса очень популярна и часто исполняется на концертах в качестве биса.

5 пьес для механических часов

Эти 5 произведений также были обнаружены после смерти Бетховена. Изучая ноты, друзья композитора были озадачены: для какого инструмента были написаны пьесы? Фортепиано, скрипка, арфа были сразу отвергнуты. Загадку странного нотного текста смог раскрыть Альберт Капферман – музыка была написана для механического органа или музыкальных часов. Музыкальные часы, с точки зрения нашего современника, выглядят игрушкой. Но в XVIII – начале XIX века к ним относились серьезно - они давали их владельцам редкую возможность слушать музыку дома, вне концертного зала или салона. Пьесы для часов с музыкой писали такие серьезные композиторы, как Гендель, Гайдн и Моцарт.

Канон-загадка «Ars longa, vita brevis»

Бетховен сочинил около 43-х канонов. Многие из них – музыкальные шутки, и текст к ним придумал или подобрал сам композитор. Канон «Ars longa, vita brevis» написан на слова популярной латинской поговорки, которая переводится так: «Искусство вечно, жизнь коротка». Этот канон можно назвать не только шуткой, но и загадкой. Бетховен обычно использовал «строгий» канон, в котором второй голос (и последующие - если голосов было несколько) в точности повторял первый. Загадочность этого канона состояла в том, что каждый последующий из исполнителей должен был угадать момент своего вступления сам, так как в нотах был выписан только один голос.

Канон-загадка Бетховена «Ars longa, vita brevis».

Канон для голосов «Та-та-та»

Бетховен был очень дружен с венским музыкантом и изобретателем Иоганном Мельцелем, который сконструировал специально для глухого композитора слуховую трубку. Но самым важным изобретением Мельцеля считается музыкальный метрономом, который равномерными ударами устанавливает темп. Прибор получил всемирное распространение. В 1812 году Бетховен впервые увидев изобретение своего друга, пришел в восторг и написал в честь метронома канон для голосов под названием «Та-та-та», исполненный впервые на дружеской вечеринке у Мельцеля.

 
Читайте также