Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды9 августа 2015 10:35

"Окно в Европу" - про нелегалов, озверин и святого таджика-иуду

На кинофестивале в Выборге показали любопытный фильм - «Побег из Москвабада». Режиссер Дарья Полторацкая. Автор сценария Юсуп Разыков
Кадр из фильма "Побег из Москвабада".

Кадр из фильма "Побег из Москвабада".

Главную героиню Ласточкину, которая руководит группой ФМС по очистке российской столицы от нелегалов, играет Маша Машкова. И видимо, этой Ласточкиной кто-то когда-то сказал, что в Москве надо быть жестким – или сожрут. Вот она и ходит круглыми сутками, как озверин проглотила. Ловит нелегальных мигрантов и относится к ним, как к тараканам, и всячески от них дистанцируется. Это ей совершенно необходимо психологически, потому что Маша Ласточкина сама из понаехавших. Мечтала танцевать, но в итоге попала продавщицей на Черкизон, откуда ее и вытащил оперативник Андрей, влюбился, женился и пристроил в ФМС. Работенка жуткая, но Андрей погиб при облаве, Маша теперь сама за себя, и у нее есть надежда, что начальник поможет ей отбить квартиру мужа у его родственников. И Маша сражается за свое место под солнцем, как может, и не понимает, конечно, что нелегалом ее делает не прежняя прописка в далеком городке, а именно вот этот внутренний озверин. Она – духовный гастрабайтер по жизни.

А тут Ласточкиной подсовывают в помощники таджика Хасана. Он - наводчик. Помогает фмсникам ловить своих соотечественников. При этом его мотивы кажутся фмсникам такими странными (зрителю тоже!), что они думают: этого Хасана подослали спецслужбы как своего агента – чтобы следил за делишками фмс.

Но нет, никакой достоевщиной режиссер нас не радует. Хасан по кличке Санитар сдает своих под зачистку, потому что считает: вдали от родины они оскотиниваются. А еще он платонически заботится о 14-летней красивой до умопомрачения девочке-сироте, как родной отец, а дома, в Душанбе, родные дочери его давно считают иудой-предателем. Откуда взялся этот человек и какие жизненные бури его привели к такой эволюции – до полной святости, - неизвестно. Надо сказать он, как персонаж, был бы гораздо любопытнее, чем Ласточкина, если бы режиссер и сценарист обрисовали его получше. Тем более, что играет Хасана Джавахир Закиров – актер огромного обаяния и профессионализма. На Ласточкину Маши Машковой смотреть не так интересно: она лишь хмурит лоб, сжимает губы в злую линию и выражает глазами тревогу. Лишь в конце фильма мелькает пара прекрасных улыбок.

Есть ощущение, что интриги не хватило на весь фильм, его финал прост, слезлив и предсказуем. «Побег из Москвабада», на мой взгляд, стал сборником начал, ни одно из которых так и не превратилось в полноценную историю. А их могло бы быть минимум три: крутой детектив про коррупцию в ФМС, история оборотня-иуды-иисуса Санитара, мелодрама про девушку, надежды которой были раздавлены беспощадным мегаполисом (ну или пусть бы она сама кого-нибудь раздавила – тут без разницы). И вот эти три истории получились бы куда интереснее, чем душеспасительная мораль, которую постарались запихнуть в «Москвабад» его создатели.