Кадр из фильма "Побег из Москвабада".
Главную героиню Ласточкину, которая руководит группой ФМС по очистке российской столицы от нелегалов, играет Маша Машкова. И видимо, этой Ласточкиной кто-то когда-то сказал, что в Москве надо быть жестким – или сожрут. Вот она и ходит круглыми сутками, как озверин проглотила. Ловит нелегальных мигрантов и относится к ним, как к тараканам, и всячески от них дистанцируется. Это ей совершенно необходимо психологически, потому что Маша Ласточкина сама из понаехавших. Мечтала танцевать, но в итоге попала продавщицей на Черкизон, откуда ее и вытащил оперативник Андрей, влюбился, женился и пристроил в ФМС. Работенка жуткая, но Андрей погиб при облаве, Маша теперь сама за себя, и у нее есть надежда, что начальник поможет ей отбить квартиру мужа у его родственников. И Маша сражается за свое место под солнцем, как может, и не понимает, конечно, что нелегалом ее делает не прежняя прописка в далеком городке, а именно вот этот внутренний озверин. Она – духовный гастрабайтер по жизни.
А тут Ласточкиной подсовывают в помощники таджика Хасана. Он - наводчик. Помогает фмсникам ловить своих соотечественников. При этом его мотивы кажутся фмсникам такими странными (зрителю тоже!), что они думают: этого Хасана подослали спецслужбы как своего агента – чтобы следил за делишками фмс.
Но нет, никакой достоевщиной режиссер нас не радует. Хасан по кличке Санитар сдает своих под зачистку, потому что считает: вдали от родины они оскотиниваются. А еще он платонически заботится о 14-летней красивой до умопомрачения девочке-сироте, как родной отец, а дома, в Душанбе, родные дочери его давно считают иудой-предателем. Откуда взялся этот человек и какие жизненные бури его привели к такой эволюции – до полной святости, - неизвестно. Надо сказать он, как персонаж, был бы гораздо любопытнее, чем Ласточкина, если бы режиссер и сценарист обрисовали его получше. Тем более, что играет Хасана Джавахир Закиров – актер огромного обаяния и профессионализма. На Ласточкину Маши Машковой смотреть не так интересно: она лишь хмурит лоб, сжимает губы в злую линию и выражает глазами тревогу. Лишь в конце фильма мелькает пара прекрасных улыбок.
Есть ощущение, что интриги не хватило на весь фильм, его финал прост, слезлив и предсказуем. «Побег из Москвабада», на мой взгляд, стал сборником начал, ни одно из которых так и не превратилось в полноценную историю. А их могло бы быть минимум три: крутой детектив про коррупцию в ФМС, история оборотня-иуды-иисуса Санитара, мелодрама про девушку, надежды которой были раздавлены беспощадным мегаполисом (ну или пусть бы она сама кого-нибудь раздавила – тут без разницы). И вот эти три истории получились бы куда интереснее, чем душеспасительная мораль, которую постарались запихнуть в «Москвабад» его создатели.