Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Авто7 марта 2016 0:04

Почему хотят поменять главу АвтоВАЗа

Бу Андерссон досрочно покинет пост: имя его преемника назовут 15 марта
Срок трехлетнего контракта Андерссона истекает в конце нынешнего года, но тучи над варягом сгустились преждевременно

Срок трехлетнего контракта Андерссона истекает в конце нынешнего года, но тучи над варягом сгустились преждевременно

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Кажется, приехал штучный Lada Largus VIP нынешнего президента АВТОВАЗа. Бу Андерссона уже после праздников собираются «уйти» с поста главы тольяттинского автозавода. Гендиректор «Ростеха» (госкорпорация является соучредителем АВТОВАЗа вместе с альянсом Renault-Nissan) Сергей Чемезов в интервью изданию The Wall Street Journal сказал о возможной отставке шведа с поста президента АвтоВАЗа. Заседание совета директоров может произойти уже скоро.

Срок трехлетнего контракта Андерссона истекает в конце нынешнего года, но тучи над варягом сгустились преждевременно. Вроде как многим все понятно: по итогам прошлого года АВТОВАЗ получил убыток в 74 млрд рублей, а президент компании несет ответственность за ее финансовые показатели. Даже формально по условиям его договора он должен был обеспечить предприятию безубыточность. Это залет, так говорили у нас в армии.

Вроде как все ясно: не справился. А ничего, что кризис на дворе? Затяжной, глубокий. Продажи новых машин рухнули, делали они это в течение последних трех лет, и в нынешнем году продолжают. Некоторые компании даже из числа некогда успешных совсем ушли из России. Остальным не до жиру. Особо крепкие при падении продаж пытаются удержать рост цен, чтобы обыграть конкурентов, вырвав у них кусок из глотки. В автобизнесе это называется увеличить рыночную долю. АВТОВАЗ, кстати, «падает» меньше рынка, он уже достиг доли в 18% от общей массы проданных новых машин. То есть почти каждая пятая новая легковушка в стране – Lada. А должна быть не «почти», а каждая пятая. 20% - вот какой план стоит перед Бу Андерссоном. Случалось и такое в прошлом году, но лишь по итогам отдельных месяцев. Опять не дожал швед.

В цехе сборки автомобиля Lada Xray на заводе ОАО "АвтоВАЗ". Фото: Андрей Холмов/ТАСС

В цехе сборки автомобиля Lada Xray на заводе ОАО "АвтоВАЗ". Фото: Андрей Холмов/ТАСС

Но у него есть еще почти год, это раз. И можно было сделать поправку на кризис – это два. А если честно, финансовые показатели не кажутся главными причинами недовольства варяжским директором. АВТОВАЗу вообще не привыкать быть убыточным, забыли? Много миллиардов опять потерял? Пересчитайте в евро и успокойтесь. Не пытаюсь его защищать, просто видел, как он работает, и выслушал много от специалистов в этой сфере, каково сейчас живется автобизнесу. «Порше» и «Лексус» не в счет, богатым не обязательно беднеть, когда это делают бедные.

На деле первое недовольство работой Андерссоном «всплыло» в связи с жалобами на большое количество кадровых сокращений на заводе. Наша сторона не довольна сокращением рабочих мест. Вот тут давайте смотреть. Помните же самый популярный, пожалуй, анекдот про ВАЗ? «Говорю я тебе, место здесь проклятое. А ты все: руки не оттуда растут…» И это как бы говорит действующий директор бывшему. Давайте будем честными: когда мы с вами критикуем машины их производства, мы же имеем в виду людей, которые их делали. И тех, кто ими руководит. Наверное, их надо заставить нормально работать. Или научить, если не умеют. Необучаемых заменить, ненужных сократить. Ну ведь так устроен любой бизнес, разве нет?

Бу Андерссон начал как раз с этого. Мне он рассказывал, что первым делом принял решение сократить количество начальников. До его прихода было полтора десятка уровней управления. Куча вице-президентов, у каждого по куче заместителей и так далее. Начальник на начальнике сидит и начальником погоняет. И у всех зарплаты, премии, служебные иномарки. Сократил он их к чертовой бабушке, осталось семь уровней управления. Раньше начальники не ходили на заводы, они сидели в отдельно стоящих зданиях управления – так называемых «свечках». Андерссон установил другую систему: в 6.45 прямо в сборочном цехе он лично проводит планерки с руководителями основных подразделений. Я видел это своими глазами, впечатляет. У них там строго по четыре минуты на доклад. И сам он периодически быстрым шагом ходит по заводу, причем, в рабочих ботинках с усиленными носками, в спецовке. Не для прессы, реально так, я приспрашивался. И на «Ладах» ездит все руководство тоже не для показухи, а в действительности. Я лично и парковку перед ижевским заводом видел, знаю, у кого какие «персоналки», и даже с водителями удавалось поговорить. У некоторых начальников, кстати, теперь это и не персоналки, а служебные авто коллективного использования. А дорогие иномарки продали. Кстати, он не стал сажать в кресла иностранных руководителей, на ключевых должностях - российские специалисты. Разве что главный дизайнер Стив Маттин - иностранец, но ведь он прямо звезда, такие тоже нужны. Скажите, вам нравится такой подход?

Покупатели во время старта продаж нового отечественного кроссовера Lada Xray в автосалоне. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Покупатели во время старта продаж нового отечественного кроссовера Lada Xray в автосалоне. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Дальше едем. Производительность труда на заводе была на низком уровне, запланированный невыход персонала на работу – 10%. То есть каждый десятый мог не выйти на смену. А ведь там конвейер. Самое интересное: сам президент мне говорил, что наши рабочие – такие же, как во всем мире. Не хуже. Просто ими никогда грамотно не управляли, не создавали им правильные условия для работы. Потому начал с обеспечения всем необходимым рабочих мест, туалеты заставил отремонтировать. И да, стал сокращать персонал. Потому что для безубыточной работы предприятия надо снижать все издержки. У него есть показатель: количество произведенных машин на одного сотрудника. До сих пор по этому показателю предприятие не соответствует западным стандартам. То есть сокращать персонал нужно и дальше, особенно в условиях снижения продаж. Кстати, у них увольняют в соответствии с трудовым законодательством, то есть делают необходимые выплаты в размере нескольких окладов. Это к вопросу об убытках.

Сокращения – болезненный момент, но когда французская Renault купила вылетавший в трубу Nissan, они закрывали целые заводы, чтобы сохранить всю компанию. И людей увольняли вовсю. Теперь Nissan успешен и является совладельцем АВТОВАЗа. Я это к тому, что они знают решения проблем. Но начали их применять у нас и нарвались.

И это было только начало. Бу Андерссон – специалист по закупкам, один из сильнейших в мире, он занимался этим в General Motors на высоком посту вице-президента. То есть умеет находить поставщиков комплектующих нужного качества по самым выгодным ценам, выкручивать им руки, чтобы выторговать своему заводу лучшие условия поставок. От него этого и ждали, но он начал с внутреннего хозяйства. Ведь что такое современный автозавод? Это раньше на автогиганте была куча цехов, где делали машины из железа, пластика, резины, тряпок и палок. Сейчас автозаводы – это компактные сборочные предприятия. Они берут готовые комплектующие и собирают машины, как ребенок собирает игрушки из конструктора «Лего». И навешивают свою эмблему. Если в этой машине что-то ломается, кого обвинит водитель? Поставщика? Да нам с вами фиолетово, кто и где эту запчасть делал. Для автомобилиста вся машина станет плохой. А в это время директор какой-нибудь условной «РосСнабТехВздохАвтоЗапчасти» ездит на «Мерседесе», смеется вслух над нищебродами на «тазах» и в ус не дует. Есть, наверное, и хорошие поставщики, кто ж знает? Про них ведь анекдоты не сочиняют.

Бу Андерссон во время одной из наших бесед рассказал, что принял решение сначала довести до ума все сборочные процессы на собственных конвейерах. Начать делать уже существующие модели по-человечески. Запустить абсолютно новые модели – «Весту» и «ИксРей» (кстати, проектирование и постановка на конвейер новых моделей – это громадные затраты). Со свежим дизайном, с фирменными комплектующими, как у иномарок. И уже потом взяться за поставщиков. Дело, которое он знает лучше всего. Когда дома уже порядок, начать «строить» партнеров.

Как оно там пошло – нам и не важно, это их кухня. Вот только тогда в прессе стали появляться однотонно критические статьи про АВТОВАЗ, начали гулять эти байки, будто из-за конфликта с одним из поставщиков пришлось доставлять запчасти военно-транспортным самолетом. Чушь, конечно, но в нее нам верить приятнее всего. А реальность такова, что глава автозавода ходит по цехам предприятия в сопровождении телохранителей. Это забавно смотрится со стороны, честное слово. Он в спецовке, джинсах и рабочих ботинках, и «шкафы» в штатских костюмах спереди и сзади. Чего опасается: гнева возмущенных владельцев «Лад» или рабочих, которым грозит сокращение?

Если совет директоров отправит Андерссона в отставку, на смену может прийти тоже иностранец, человек альянса. Вряд ли наш, гадать не буду, наверняка решение уже готово. Вряд ли он будет столь жестким и требовательным, как бывший шведский военный. Вряд ли он будет иметь столь большой опыт независимого руководства автопромом в наших реалиях. Вряд ли у него за плечами будет достижение, подобное выводу Горьковского автозавода из пропасти в плюс. Зато у него уж точно не будет желания радикально решать кадровые вопросы, воевать с поставщиками за дешевые и качественные компоненты и выгодные заводу условия. Будет ли он лучше - вопрос. Станут ли машины лучше – еще один вопрос. Кто-то будет. И что-то будет. Хорошие машины или смешные анекдоты.

КСТАТИ

Нового главу автоконцерна, вероятно, выберут 15 марта. В этот день состоится заседание совета директоров компании.

МЕЖДУ ТЕМ

Глава «Ростеха» подтвердил предстоящее увольнение гендиректора «АвтоВАЗа» Бу Андерссона

Генерального директора ОАО «АвтоВАЗ» Бу Андерссона уволят сразу после праздников на ближайшем заседании совета директоров компании. Об этом сообщил глава "Ростеха" Сергей Чемезов. По его словам, встреча совета планируется на 9 или 10 марта (подробности)