Премия Рунета-2020
Ижевск
+23°
Boom metrics
Происшествия2 июня 2016 5:44

5 лет со дня взрывов в Пугачево: жители до сих пор боятся даже салютов и находят снаряды

Как изменилась жизнь в селе, в котором пострадало около 3500 домов [фото, видео]
.

.

Фото: Константин ИВШИН

В ночь со 2 на 3 июня 2011 года в поселке Пугачево под Ижевском подорвался склад боеприпасов на 102-м арсенале. Десятки домов сгорели дотла. Местных жителей эвакуировали. На несколько дней поселок оказался закрыт. Спустя ровно пять лет журналисты сайта «Комсомольская правда» отправились туда, чтобы посмотреть, как изменилась жизнь жителей с тех пор.

Поселок Пугачево находится в 30 километрах от Ижевска. На первый взгляд, он ничем не отличается от других сел в Малопургинском районе: несколько сотен частных домов, школа, почта и собственный Дом культуры. Пахнет свежим хлебом, пылью и краской, повсюду – зелень и цветы. Отличие лишь одно – вот уже 75 лет Пугачево считается закрытым военным городком. Именно там находился арсенал №102 – один из важнейших стратегических объектов страны, на котором производили и хранили снаряды.

Взрывы и пожар, который разгорелся в Пугачево, был виден далеко за пределами села.

Взрывы и пожар, который разгорелся в Пугачево, был виден далеко за пределами села.

Фото: Константин ИВШИН

Мы с фотографом приехали в Пугачево днем. На улицах никого – только дети и молодые мамы с колясками. Вокруг так чисто и тихо, что, кажется, что попал не в село, а в детский лагерь. Даже и не верится, что где-то рядом могут быть военные.

А они ближе, чем кажется. В поселке живет чуть больше двух тысяч человек, и 800 из них в разное время успели поработать на военной территории. Встретиться с ними проще простого.

«Мы взрываемся»

– Пойдем, осмотримся, – говорю я фотографу, едва мы пересекаем железнодорожную ветку. Она делит поселок на две части: «верхнюю жилую» и «нижнюю военную» – именно там находились оружейные склады. Я с любопытством оглядываюсь по сторонам, пытаюсь найти следы прошлого разгрома и вспоминаю все, что слышала о событиях 2011 года.

Фото 2011 года.

Фото 2011 года.

Фото: Надежда ИМПОЛИТОВА

Начиналось все просто, с небольшого пожара. Он разгорелся 2 июня в одном из ангаров на территории военного арсенала около 21:45 часов. Пламя заметили, но не успели потушить. Огонь добрался до оружейного склада. Тогда-то и рвануло.

Несколько снарядов детонировало, несколько разбросало по всему Пугачево и соседним деревням: Юськи, Миндерево и Малой Пурге. Только когда склад на закрытой территории начал искрить и взрываться, местные жители почуяли неладное.

На пару недель Пугачево буквально закрылось для всех. Пройти в село можно было только по паролю

На пару недель Пугачево буквально закрылось для всех. Пройти в село можно было только по паролю

Фото: Надежда ИМПОЛИТОВА

– Это же вечером случилось, все уже спать собирались, – рассказывает девушка, с которой мы познакомились тут же, по дороге. Она представилась Ксюшей и предложила нам прогуляться по окрестностям. – Я вот тоже уложила детей спать и ложилась сама. Слышу: рев, как будто гром, но небо чистое, ни облачка. Только со стороны базы словно салют – искры, звезды летят. И зарево красное. Красивое, страшное. Смотрю вниз, на улицу, а там люди бегут и кричат: «Мы взрываемся!».

Пешком бежали до Ижевска

Ксюша вспоминает, как подхватила детей и кинулась на выход. Вместе с односельчанами побежала наверх, к выезду из поселка. Бежали в том, что успели накинуть – в халатах, ночных рубашках, держа за руки детей, с кошками и собаками подмышками. Толпа бежала, а позади один за другим разлетались снаряды.

.

.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Удмуртии

– Один раз рвануло так, что взрывной волной нас всех повалило на землю, – вспоминает девушка. – Мы падали, поднимались, бежали дальше, молились про себя – добежать бы! К тому моменту как выбрались, на въезде уже стояли спасатели и военные.

Первые беженцы выбирались из села пешком по ночной трассе. Помогали проезжающие мимо люди.

– Мы поймали попутку, – вспоминает Ксюша. – И нас подкинули до ближайшего поста ДПС, а там нас встретили родные из Ижевска. Мы не звонили им, но все почему-то знали, что случилось…

Автобусы, которые могли бы увезти жителей до Ижевска, приехали спустя пару часов. Их хватило не на всех. Еще несколько часов испуганные люди, которых трясло от холода, добирались до города как могли.

Тем временем - в городе…

О том, что творилось той ночью, помнят и в Ижевске. По сигналу «тревога» подняли десятки врачей. В городских школах раскинулись пункты приема беженцев...

- Помню, в четыре часа мне позвонила старшая медсестра: «В Пугачево взрывы!» Сказала идти в школу №17 - там разместили временный пункт для пострадавших, - вспоминает один из врачей. - Я моментально оделась и побежала. Вокруг школы стояли люди. Кто-то одет, кто-то - в ночных рубашках и босиком. Многие не взяли с собой даже документов, но спасли кошек и собак.

Сейчас за невысоким металлическим забором арсенала видно только руины – полуразрушенный скелет оружейного склада, поросший зеленью.

Сейчас за невысоким металлическим забором арсенала видно только руины – полуразрушенный скелет оружейного склада, поросший зеленью.

Фото: Сергей ГРАЧЕВ

В школе тоже было много людей. Испуганные, уставшие, они повторяли, что в Пугачево началась война. Нас было всего двое - я и медсестра. К счастью, раненых не было, но многие плакали, никак не могли успокоится.

Люди прибывали и прибывали. Молодая девушка привезла старенькую бабушку, которая говорила только по-татарски. Девушка, не понимавшая язык, подобрала ее, когда та шла через лес в одной ночнушке, привезла ее к себе домой, накормила, отмыла, а после - привезла в школу. Когда за бабушкой приехали родные, она обняла эту девушку и начала благодарить также по-татарски. Хотя они не понимали друг друга, они стояли, рыдали и обнимались. В ту ночь слова были не главным.

И снова - в Пугачево

Если пройтись по селу, то таких историй можно собрать не один десяток. В ту злополучную ночь почти все жители Пугачево были дома. Одни поняли, что склад горит, и выбежали до того как снаряды подорвались, другие проснулись от того, что взрывной волной в их квартирах выбило стекла.

– Уехали почти все, – вспоминает еще одна жительница села, Галина. – Но вернуться было очень сложно. По всему селу выставили посты – военных, спасателей, охрану. Несмотря на то, что огонь уже погасили, нас все равно не пускали домой.

До сих пор на дорогах можно разглядеть следы от снарядов.

До сих пор на дорогах можно разглядеть следы от снарядов.

Фото: Сергей ГРАЧЕВ

На пару недель Пугачево буквально закрылось для всех. Пройти в село можно было только по паролю. Его знали лишь медики, пожарные и другие специалисты, которые работали в военном городке.

– Через пару дней после взрывов мы решили вернуться домой, – говорит Галина. – Пришлось обходить село стороной, идти не через КПП, а тайком, огородами. При малейшем шорохе пригибались к земле, прятались.

Сейчас Галина вспоминает об этом с улыбкой. Но ночь, когда она возвращалась по огороду, была одной из самых страшных в ее жизни.

.

.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Удмуртии

– Было очень страшно, что наступим на снаряд, и он внезапно сдетонирует, – говорит женщина. – Взрывы разворотили весь участок, сломали теплицы, домик был разрушен почти до основания… Как пережили зиму, не представляю. Крепились. Верили – справимся.

Мы боимся фейерверков

Из-за взрывов и снарядов пострадало больше трех тысяч домов. Кому-то просто выбило стекла, иным повезло меньше – их дома разрушены почти до основания. Зацепило и школу – повредило крышу и выбило стекла.

Сейчас на месте нескольких сгоревших домов – детская и волейбольная площадки, в школе сделали ремонт, а в дома поставили новые пластиковые окна. Местные жители говорят, что всем, у кого взрывы повредили жилье, выплатили законные 100 тысяч рублей. Некоторым выдали квартиры – кому-то в Кировской области, кому-то в Хабаровске и др. Правда, добиться финансовой справедливости было непросто. Пришлось обойти много кабинетов и не одну администрацию, чтобы доказать, что жилье пострадало именно от взрывов.

Тимуру Миниахметову посмертно вручили орден Мужества.

Тимуру Миниахметову посмертно вручили орден Мужества.

Фото: Личный архив

Изменились не только улицы Пугачево, но и его жители. Несмотря на то, что прошло уже пять лет, они по-прежнему помнят кровавое, взрывающееся над головой небо, и вздрагивают от неожиданных звуков.

– Перед праздниками мы вешаем объявления и предупреждаем, что будет салют, – рассказывают жители села. – Но нет-нет, да кто-то и запустит фейерверки на свадьбе. Это очень пугает.

А еще два года назад главную улицу – ту самую, по которой жители спасались от взрывов – переименовали. Ей присвоили имя Тимура Минниахметова, 24-летнего пожарного. Он стал первой и единственной жертвой той ночи.

Ежегодно 2 июня на могилу Тимура Миниахметова приезжают спасатели со всей России. В честь юного пожарного назвали главную улицу в селе.

Ежегодно 2 июня на могилу Тимура Миниахметова приезжают спасатели со всей России. В честь юного пожарного назвали главную улицу в селе.

Фото: Сергей ГРАЧЕВ

– Когда начался пожар, Тимура и других пожарных отправили его тушить, – вспоминают односельчане. – Когда они приступили к работе, прогремел первый взрыв. Ребят отбросило в ров. Они хотели выбраться, но их накрыло вторым взрывом. В военных полетели осколки, снаряды. Едва-едва им удалось подняться и отбежать подальше, как они поняли, что Тимура с ними нет…

Тело Тимура нашли через две недели. Спустя несколько месяцев ему посмертно вручили орден Мужества.

Снаряды взрываются до сих пор

За несколько часов мы с фотографом обошли, пожалуй, весь поселок. К тому моменту у нас уже не оставалось сомнений в том, что Пугачево – военный городок. И дело не только в том, что в военных брюках и куртках здесь ходит каждый третий житель, а гаражи и сараи строят из оружейных ящиков, но и в том, как местные жители разбираются в снарядах. Каждый, с кем нам удалось поговорить, может объяснить, что такое ОФС (осколочно-фугасный снаряд. – Прим. ред.), рассказать о радиусе поражения тех или иных боеприпасов, как должна проходить эвакуация при взрывах.

.

.

Фото: Сергей ГРАЧЕВ

Перед своим возвращением в Ижевск мы решили посетить еще одно место – ту самую военную базу, на которой и произошла трагедия. Нас встретили сторож и дежурная.

– А что, уже пять лет с взрывов прошло? – закуривая, удивились они. – А кажется, что только вчера грохотало... Быстро время летит. У нас же тут до сих пор не все разобрали.

– Так долго?

Разрушенную школу уже восстановили.

Разрушенную школу уже восстановили.

Фото: Сергей ГРАЧЕВ

– Ну конечно. Там, на территории, все еще хуже. Каждый год саперы находят все новые и новые снаряды – они ушли под землю, а теперь она их выталкивает. На территории работает человек шестьдесят, не меньше. Кто-то разбирает мусор, кто-то ищет снаряды.

– А когда находите?

– Если зимой, то взрываем, – говорит охранник. – А летом просто изолируем и увозим, чтобы не допустить пожара. Местные вздрагивали первые пару лет, а теперь привыкли. Понимают, что место нужно зачистить. И тогда, может быть, все мы станем спать чуть-чуть спокойнее.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

3500 жилых домов и 49 объектов социальной сферы повредили взрывы в Пугачево, в том числе школу, дом культуры. На их восстановление ушло более двух лет.

Жители пострадавших домов получили по 100 тыс. руб. компенсации. На восстановление поселка и выплаты людям выделили более 1,95 млрд рублей федеральных денег.

Всего в ночь пожара из села Пугачево эвакуировали более 28 тысяч человек. На помощь отправили более 1230 спасателей и более 200 единиц техники.

В ночь взрыва на пожаре погиб один человек. 76 человек обратились за помощью к медикам, 35 из них госпитализированы. Из них 21 со стрессами, 2 с гипертоническим кризом.

163 тысячи взрывоопасных предметов нашли на территории части после взрывов. Более 9 тысяч из них уничтожили.

Наградили за смелость

В мае 2012 года четверых жителей Пугачево (в т. ч. двух женщин) наградили орденами «За заслуги перед Отечеством». В ночь пожара они отогнали от места взрывов состав с боеприпасами.