Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Политика1 июля 2016 14:00

Экс-глава службы безопасности первого Президента России Александр Коржаков: "На выборах губернаторы приписали Ельцину сотни тысяч голосов"

Кто же на самом деле победил двадцать лет назад? Часть 1
Многие считают, что концерты «Голосуй или проиграешь» (на снимке Борис Ельцин приветствует зрителей на концерте на ипподромев Уфе) помогли поднять рейтинг президента. У Коржакова иное мнение на этот счет. Фото: Владимир РОДИОНОВ/РИА Новости

Многие считают, что концерты «Голосуй или проиграешь» (на снимке Борис Ельцин приветствует зрителей на концерте на ипподромев Уфе) помогли поднять рейтинг президента. У Коржакова иное мнение на этот счет. Фото: Владимир РОДИОНОВ/РИА Новости

Третьего июля 1996 года россияне выбирали во втором туре на второй срок президентом Ельцина. Спустя какое-то время появились слухи, а потом все громче и громче стали звучать разговоры о том, что На самом деле тогда выборы выиграл не Ельцин, а Зюганов. И лидера коммунистов просто под угрозой гражданской войны вынудили уступить. Так это было или нет, «Комсомольской правде» рассказал бывший глава Службы Безопасности президента (СБП) Александр КОРЖАКОВ.

ЧУБАЙС НЕ ВИНОВАТ В ПОБЕДЕ ЕЛЬЦИНА

- Александр Васильевич, стали все чаще слышны голоса, что победил тогда не Ельцин, а Зюганов. Говорят, даже Дмитрий Медведев об этом заявил на встрече с несистемной оппозицией.

- Ельцин набрал, как мы помним, 53%, а Зюганов - 40%, если бы он набрал 48, то можно было бы так говорить. Другое дело, каким образом, каким способом такие цифры получились. Но об этом точно знают только два человека у нас в стране, они еще живые, но они вряд ли скажут. Это…

- Чубайс?

- Чубайс к выборам отношения не имеет. 20 лет народу лапшу вешают на уши. Потому что тем, кто выборами занимался, слова никто не давал. Только сейчас, через 20 лет, начали брать интервью на эту тему. За это время целое поколение выросло, которое считает, что Чубайс сделал Ельцина президентом второй раз.

- А кто тогда?

- Первый, я считаю, Александр Владимирович Старовойтов, который создал систему ГАС «Выборы». Нам же поступали данные о выборах частями, кусками, а полностью картину знал только он - где, сколько. Когда мы с ним говорили перед выборами, я вопрос ему задал: что-то может сделать эта система, чтобы улучшить количество голосов? Когда мы начинали, у Ельцина был рейтинг 4% в начале 96-го года. Я говорю: сколько может добавить ваша система? Он сказал: может, примерно 10%. А второй - Николай Рябов. Он у нас колебался, в свое время был на стороне мятежников, восставшего Верховного Совета. Потом постепенно Ельцин его приручил, назначил председателем Центризбиркома. А еще я с ним говорил перед выборами, он говорит: мечтаю, когда все это закончится, послом в Чехию. Вопросов нет?

- Мечта сбылась?

- Да. Через несколько дней после того, как он уничтожил все документы по выборам, все бюллетени…

- Это же уголовное преступление! Они должны храниться по закону.

- А кто будет возбуждать уголовное дело, Чубайс? Таня (здесь и далее - Татьяна Юмашева, дочь Бориса Ельцина, прим. ред.) и Березовский с Юмашевым сделали его регентом у Ельцина. Причину или предлог нашли хорошую - если у Ельцина нарушений нашли десяток тысяч, у коммунистов - несколько сотен. В первом туре у жириновцев, у «яблочников» десятки, может быть, сотни нарушений. И Рябов принял такое соломоново решение, что нарушения были у всех, поэтому идите все к черту. Если мы будем разбираться, то никогда не разберемся, поэтому, дескать, считаю выборы нормальными, состоявшимися. И приказал все документы по выборам уничтожить.

- Вот прямо сам приказал.

- Через меня или от меня такой приказ, если он был, не проходил.

Александр Коржаков Экс-глава Службы Безопасности президента и сейчас, 20 лет спустя, все помнит, как вчерашний день.

Александр Коржаков Экс-глава Службы Безопасности президента и сейчас, 20 лет спустя, все помнит, как вчерашний день.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

РАЗГОН ГОСДУМЫ ПРЕДОТВРАТИЛ ЧЕРНОМЫРДИН

- А вот бывший глава МВД Куликов недавно в интервью рассказал, что победил Зюганов, только он испугался гражданской войны в случае объявления своих претензий и уступил.

- Я книгу Куликова просматривал, там очень много вранья. Он придумал, что это он, оказывается, путч предотвратил. Когда было совещание у Ельцина о разгоне Госдумы после принятия ей Декларации о денонсации Беловежских соглашений.

- Да. Я так понял из того интервью, что Вы с Сосковцом были авторами этой идеи.

- Глупости не говорите и не повторяйте. Из-за чего Ельцин рассердился на Госдуму? Случайно получилось. Он очень редко читал сводки СМИ, которые ему приносили. А тут приехали на охоту, он поохотился, рано лег спать, рано проснулся. Сводки у него на столе лежат, их принесли, когда он еще спал. Он взял и прочел. А там написано, что Дума приняла решение денонсировать Беловежские соглашения. Ельцин же не юрист, он понятия не имел, что это туфта, эта декларация ничего не делает. Он завелся, что думцы на него посягнули, и его было не остановить: всё, разгоним. На таком психозе он провел все встречи. Все силовики были у Ельцина, и председатель Конституционного суда, и Генеральный прокурор, и министр внутренних дел, и ФСБ. Ельцина слушают, когда он говорит, что надоела эта Дума, она совсем очумела. И все с ним соглашались, да-да, правильно, Борис Николаевич. А потом приходили ко мне с вопросом, Саша, что делать? Когда все закончилось, я Ельцину говорю: Борис Николаевич, не горячитесь, это все ерунда.

- А он?

- Он всерьез завелся. Говорит: завтра в 6 часов утра собираем совещание. И своей рукой на салфетке записал, кого пригласить на совещание. Были три Куликовых там, помимо Сосковца, Черномырдина, Барсукова, Коржакова, Крапивина… Совещание, человек 12, силовики. В 6 утра. Естественно, Ельцин опять не выспавшийся.

- Злой?

- Злой по-прежнему, и не выспался, но еще и не выпил. Он говорит: я принял решение… Куликов министр встает. Трясущиеся губы, трясущиеся руки: Борис Николаевич, это нельзя… Начал что-то говорить. А Ельцин - ему: я тебя не заставляю, у меня еще два Куликовых сидят. А сидели еще Коля Куликов - начальник московской милиции и Александр Николаевич Куликов - начальник московской областной милиции. И всё, больше министра Куликова не слышно было. Куликов приехал потом к себе в министерство, в задней комнате созвал ближайших друзей, чтобы стол накрыли. Выпивает стакан (мне рассказывал один из его ближайших) и говорит: наверное, мы последний раз собираемся, меня сейчас уволят, указ готовится. А Ельцин его обругал и забыл.

А тогда на совещании все очень вяло говорили, никто не хотел. Да, мы всё выполним, как скажете. У нас свой полк есть, бронебатальон, не нужно танки вводить. В общем, все говорили только «за». А ко мне приходили, говорили: Саша, что с ним делать?

- Я так понял, и вы оказались бессильны. А кто же тогда предотвратил разгон Госдумы? Чубайс?

- Слушайте, да надоели вы мне своим Чубайсом! Черномырдин, вот ему должны памятник ставить. Вот он не просто несколько раз, он твердо, но мягко, но нашел такие слова, что Ельцин в конце концов согласился эту глупость не делать. Черномырдин. Где-то, может быть, он что-то не так делал, но в этом случае он действовал достаточно уверенно.

А Чубайс те первые полгода 1996-го, когда Ельцин вел выборную кампанию, ни в чем не участвовал. Ельцин снял его с треском и выгнал из своего окружения. Это при мне было, когда Ельцин понял, что нельзя, чтобы даже фамилия Чубайса звучала рядом с его. Он был больной тогда, лежал в Барвихе, и первый помощник президента Илюшин катался от Черномырдина к Ельцину и назад с проектом указа. Я видел, первый указ был просто страшный - уволить его чуть ли не за воровство.

- Чубайса?

- Да. У него должность была - первый зам. председателя правительства. Вторая версия указа была более мягкая. В конце концов, до третьей дошли, и она стала непонятной. За какие-то неудачи в работе с регионами, будто что-то он там с губернаторами не поделил. И Чубайса мягко уволили. Потом, поближе к выборам, Таня с Березовским, с Юмашевым, с Гусинским притащили его потихоньку, и он стал работать в их штабе, который мы штабом не считали. Они в мэрии (бывшее здание СЭВ) сняли целый этаж. Один этаж был Гусинского, а под ним эдакий мини-штаб их. Туда они пригласили четырех американцев, которые якобы помогали. Но это все было уже ближе к выборам, это не в декабре.

ИЗ ВСЕХ ПРЕДВЫБОРНЫХ ИСКУССТВ...

- Что они там придумали? Вот эту кампанию «Голосуй или проиграешь». Схему, чтобы воровать деньги. Вытащили Ельцина на сцену плясать к Жене Осину. Какое плясать, он тогда уже живым трупом был, после 5-го инфаркта. Он активничал только благодаря тому, что замечательные врачи, которые были у Ельцина, Владлен Николаевич Вторушин и Анатолий Григорьев создали команду реаниматоров. И они его караулили все время, инфаркт ловили на ранней стадии. Ельцину это так понравилось, и он стал считать, что он здоровый, ничего страшного, можно напиться, можно поплясать - его вытащат.

- Концерты действительно гремели по сей стране.

- На самом деле какие там были артисты? Вот мы приехали в Ростов. Это было единственное мероприятие, где Ельцин с этими «голосуй или проиграешь» участвовал. Кто там участвовал? Женя Осин. Это «Девочка плачет в автомате». Собирал он в основном молодежь, приходили девочки 14-летние и под него плясали. Но на выборы они ведь не ходили, не голосовали. На этом концерте был Леня Агутин. Леня Агутин, когда они сейчас вместе с Варум много хитов напели, их знают, хотя стадион он не соберет все равно. А это было 20 лет назад. Леню Агутина знали только в Москве более-менее, а по России его не знали. Дальше Леня Ярмольник. Он хороший артист, замечательный, но он камерный, а не стадионный. Ну, может шутить, может вести что-то. Я троих назвал, которых знаю и видел.

А от нашего штаба были артисты - вся команда Игоря Крутого. Это и Ира Аллегрова, и Леонтьев, и Шуфутинский, и Абдулов, и еще с десяток известных артистов, собиравших стадионы. Те люди, которые действительно стадионы собирали. Лева Лещенко. К нему приходит пожилое и среднее поколение. Для тех, кто голосовал, и выступали Лева Лещенко с Винокуром. Это была команда штаба. Но к «голосуй или проиграешь» это отношения не имело.

Когда у нас выборная кампания началась, считай, за два месяца до выборов не то что полслужбы моей, наверное, три четверти службы работало на выборы - кто деньги возил, кто занимался тем, что положено (были такие спецоперации). Ельцина охраняли, ребята сутки через сутки работали, кто его охранял. Охрана Ельцина была фактически ослаблена из-за этого, что служба безопасности работала в таком жестком режиме. Вот спецназ, великий спецназ, они по 2 человека возили чемоданами деньги. Огромными фибровыми чемоданами, которые фельдсвязь возит по всей России. Какой Зюганов или какой Явлинский мог бы по всем регионам в каждый довезти, чтобы до каждого штаба дошли живые деньги? Они, естественно, не учитывались нигде в отчетах.

- Деньги ведь и из того штаба платили. Знаменитая история с коробкой из-под ксерокса, которую несли Лисовский и Евстафьев, прогремела на всю страну.

- Лисовский там никакого отношения не имел. Это его Евстафьев, у которого был пропуск-«вездеход», взял: пойдем, дескать, заодно и прогуляемся. Он и вляпался.

Вообще, если кто и достоин доброго слова за эти выборы, так это позабытый ныне тогдашний глава администрации президента Николай Дмитриевич Егоров. Он раньше был губернатором Краснодарского края, потом- министром по национальностям. Это замечательный человек, я с ним дружил, он почти у меня на руках умер. Вот Николай свою жизнь полностью отдал за эти выборы. Он с работы не уходил. У него был врач, который постоянно делал ему то уколы, то еще что-то. Он раком болел давно и практически до смерти занимался этими выборами. Егоров был очень жесткий администратор. Да, конечно, был полностью задействован административный ресурс, который тогда был огромный. Я разговаривал со многими губернаторами, они хвалились. Один говорил, что в первом туре додал 100 тысяч Ельцину, другой говорил, что 200 тысяч доложил голосов.

Продолжение следует.