Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество4 октября 2016 22:00

Управляла ли Раиса Горбачева страной вместо мужа?

Вышла в свет книга писателя и журналиста «КП» Николая Андреева
Снимок сделан 1 мая 1990 года: Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна встречаются с 41-м президентом США Джорджем Бушем и его супругой Барбарой.

Снимок сделан 1 мая 1990 года: Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна встречаются с 41-м президентом США Джорджем Бушем и его супругой Барбарой.

Фото: РИА Новости

Том «Жизнь Горбачева» - между прочим, более 700 страниц, - посвящен отцу перестройки и его семье. Публикуем отрывки.

Освоилась быстрее супруга

Переводчик генсека Виктор Суходрев так рассказывает об интервью Горбачева американскому телевидению: «Спросили, что происходит у Горбачева дома, когда тот после напряженного рабочего дня в Кремле возвращается в семью. О чем он беседует с женой? Пауза длилась долго. Затем в наушниках прозвучал тихий, отрывистый голос Горбачева: «Обо всем»...

Вопрос о домашних разговорах Горбачева с женой задан был неспроста. К тому времени - а это 1987 год, - и в стране, и за рубежом тема супруги нового советского лидера вызывала много разговоров. Раиса Максимовна часто появлялась на телеэкранах при поездках ее мужа. И не только появлялась, но подавала реплики, высказывала непререкаемые суждения.

Сама Горбачева логично обосновывает концепцию, почему она неотступно с мужем: «Если рядом с Рейганом его Нэнси, это совершенно нормально. А если Горбачев появился с женой - это уже революция. Когда Михаил Сергеевич стал главой государства, в России в отношении жен руководителей страны была одна традиция - не существовать. И эта традиция была сформулирована еще со времен Сталина».

Поучительно сравнить Горбачеву с Наиной Иосифовной Ельциной. Она тоже иногда сопровождала мужа в его поездках по России. Но не превратилась в политизированную даму, не лезла с советами. Знала свое место и свою роль: «Я не занимаюсь политикой, но в силу семейного положения живу в ней, поэтому не могу быть в стороне. Считаю, что не имею права участвовать в его встречах с людьми, потому что с президентом ездят вице-премьеры и министры - официальные, полномочные, знающие люди. А я могу только поговорить и посочувствовать...»

Подобная позиция не для Раисы Максимовны. Она считала себя вправе участвовать, давать советы, настаивать, проводить свою линию. Правда, сама она начисто отвергала, что была главным советником мужа: «Никогда в его государственные или политические дела я не вмешивалась. Считала лишь своим долгом поддержать, помочь. Обсуждали ли мы что-то? Мы с Михаилом Сергеевичем спорим, и очень часто по самым разным вопросам. Я прошла свой самостоятельный жизненный путь. Много лет работала со студентами. Занималась наукой. И, естественно, у меня есть свои собственные взгляды и представления».

Раиса Максимовна мгновенно освоилась в роли первой леди страны, значительно быстрее, чем ее муж по-настоящему ощутил себя лидером государства. Не стесняясь, звонила и давала поручения помощникам генсека и даже некоторым членам руководства страны. Связью на уровне члена Политбюро была оборудована ее машина.

Обложка книги.

Обложка книги.

Стоило лишь бровью повести

Если быть честным, то и Брежнев подобным грешил - участием женщины в государственных делах. Правда, есть существенная разница: он допускал к участию в управлении страной не жену, а медсестру, с которой у него были - выразимся округло - доверительные отношения. Брежнев брал ее с собой в охотничье хозяйство «Завидово», она садилась за один стол с членами Политбюро, при ней обсуждались важные государственные и международные проблемы.

Но Горбачева все-таки не младший медицинский работник, она жена.

Охранник Горбачевой Медведев подметил: «Иногда она (Раиса Максимовна. - Ред.) его все-таки доставала - он вспылит, расходятся в разные стороны. И в дом возвращаются по отдельности».

Итальянский журналист Джульетто Кьеза вспоминает, как вели дискуссии Горбачевы: «Когда она говорила, он слушал ее внимательно, но это отнюдь не означало, что он во всем готов согласиться с женой. Последнее слово в споре всегда было за ней. Когда Михаил Сергеевич был не согласен с женой, он в знак примирения поглаживал ее руку. Делал он это и без всякого повода. Это был инстинктивный, идущий от души жест человека, ищущего понимания, отклика».

Взгляд, которым Михаил Сергеевич смотрел на жену, особенный, неповторимый. В нем, во взгляде, и любовь, и забота, и вопрос, и преданность, и печаль…

Но ему было далеко до Билла Клинтона, тот не стеснялся прилюдно выказать Хиллари свое обожание. Александр Коржаков - бывший телохранитель Ельцина - приводит на сей счет свои наблюдения: «В прессе я не раз читал о показных взаимоотношениях Хиллари и Билла. Дескать, изображают из себя влюбленную пару, а на самом деле давно охладели друг к другу. Но у меня возникло другое ощущение. Несколько раз я замечал, какие романтичные взоры бросает Клинтон на Хиллари. На свою жену я так смотрел лет 10 назад. Не думаю, что это игра. И заметно было, что Билл побаивается Хиллари. Она чуть заметно поведет бровями, и президент США мгновенно улавливает недовольство жены».

И Раиса Максимовна тоже могла чуть заметно повести бровями - Горбачев сразу чувствовал: делает что-то не то, не так.

О чувстве юмора

У Раисы Максимовны было туго с юмором. Как-то при застолье академик Арбатов рассказал анекдот: «Знаете, Михаил Сергеевич, что люди находят общего между вами и Лениным? - И сам же ответил: - Оба юристы, оба лысые и оба прогнали Романовых» (Григорий Романов претендовал на должность генсека, но Горбачев перехватил власть. - Ред.). Не успел Михаил Сергеевич среагировать на шутку, как раздался обиженный голос его жены: «А мы думали, что общими чертами являются глубина мысли, революционность действий...» Далее последовал перечень других выдающихся черт вождя мирового пролетариата...

И другой эпизод рассказал Джордж Буш-старший. В декабре 1987 года Горбачев с визитом в США. Буш еще вице-президент при Рейгане. Советский лидер дает прием в посольстве СССР. После прекрасного обеда в гостиной появляется русская оперная певица - женщина мощного телосложения, талантливая, но, мягко говоря, не очень симпатичная. Буш, оказавшийся рядом с Горбачевой, наклонился к ней, когда певица стала исполнять заключительную арию, и пошутил: «Мне кажется, я в нее влюбляюсь». Раиса Максимовна внимательно посмотрела на вице-президента, а затем твердо заявила: «Вам лучше этого не делать, вспомните Гэри Харта!» (Бывший сенатор, он в ходе выборов на пост президента от демократической партии был вынужден отказаться от борьбы за президентское кресло из-за обвинений в супружеской неверности.) Буш описывает, чем закончилась сцена: «Я посмотрел в глаза Раисы, чтобы понять, не шутит ли она? Но нет, по выражению лица я понял, что она вполне серьезно посчитала, что я готов был завязать интрижку с некрасивой певицей...»

Слишком дорогие поездки

Однажды Горбачева попросила Болдина найти подробную карту мира, чтобы отмечать страны, которые они посетили.

Карту повесили на стену.

От Москвы в столицы зарубежных государств и в республики, края и области страны протянулись красные линии. Москва напоминала солнце, лучи от которого распространялись по всей планете.

Руководитель президентской охраны генерал Докучаев обращает внимание на транспортную сторону визитов:

«Даже в соцстраны, где имелись наши машины ЗИЛ-115, Горбачев приказывал направлять автомашины из гаража особого назначения. Это подчас вызывало недоумение у друзей. Обычным доводом в таких случаях был тот, что Горбачев является председателем Государственного комитета обороны и обязан находиться в своей машине со специальной связью».

Дело не столько в самих машинах, сколько в их транспортировке. Каждая загранпоездка требовала доставки до двух десятков ЗИЛ-115. Они оборудованы специальной связью, позволяющей сноситься с Москвой из любого уголка мира. Машины эти были по-своему элегантны, бронь прочна, как в линкоре, прекрасно отделан интерьер... Прочные и мощные, способные противостоять если не танкам, то боевым машинам пехоты, - это будьте уверены. Хотя с точки зрения современного автомобилестроения они - позавчерашний день. На них стоял капризный двигатель, который имел навязчивую привычку глохнуть в самый неподходящий момент.

Чтобы перевезти все «ЗИЛы», снаряжалось семь транспортных самолетов Ил-76. Иногда переброска автомашин и обслуживающего персонала занимала до 30 и более рейсов самолетов. Представьте себе визиты в Вашингтон, Нью-Йорк, на Кубу, в Дели - расходы астрономические.

Брал Горбачев с собой за рубеж развлекательную команду - артистов, писателей, музыкантов, художников - чтобы выставить себя культурным и развитым руководителем великой державы. Число членов делегации от визита к визиту росло. В заключительный период правления Горбачева их число достигало полутысячи человек, для которых также требовались самолеты, гостиницы, транспорт для передвижения, суточные в валюте.

Но не такое уж заманчивое приключение - поездка в обозе генсека. У него-то своя программа, а они болтаются без дела.

Евгений Чазов, тогда министр здравоохранения, припоминает: «Писатели, артисты, ученые вынуждены играть роль марионеток, создавая соответствующий фон для главного действующего лица… Во время пекинской встречи как-то ко мне в резиденцию, где остановилась советская делегация, зашли Кирилл Лавров и Леонид Филатов. Их, как и меня, мягко говоря, тяготила та обстановка, которая царила во время визита».

Болдин, помощник Горбачева, руководитель аппарата президента, свидетельствует: «Писатели, ученые, другие общественные деятели, которые украшали визит, представляя созвездие имен, окружающих президента. Я заметил, что некоторые стараются под различными предлогами уклониться от поездки. Это травмировало Горбачевых, особенно Раису Максимовну, которая занималась утверждением группы сопровождения президента. Некоторые из них, с кем я был хорошо знаком, звонили мне и спрашивали: а удобно ли отказаться? Кое-кто, сославшись на болезнь, увиливал от поездки».

И сам генсек, и его жена регулярно появлялись на обложках западных журналов.

И сам генсек, и его жена регулярно появлялись на обложках западных журналов.

Изучала страны от и до

Горбачев готовился к зарубежному визиту основательно. Изучал, анализировал, что еще можно сделать, чтобы выглядеть в глазах Запада великим реформатором и преобразователем мира. А у Раисы Максимовны своя подготовка. Она зубрила литературу о стране посещения, смотрела кинофильмы этого государства, читала книги классиков, изучала культуру, искусство, всматривалась в страницы альбомов о музеях, художественных галереях. Эксперты, специалисты снабжали Раису Максимовну грудой материалов по искусству, литературе, обычаям, национальным особенностям страны визита. Она требовала детальные описания всех объектов, включенных в женскую программу. Изучив материалы, Горбачева в ходе визита блистала к месту и не к месту своими познаниями. Гостья рассказывала ошарашенным хозяевам об их стране, об их исторических реликвиях, всяческих достопримечательностях - они и слова вставить не в состоянии. Иногда, случалось, хозяева, потупившись то ли от недоумения, то ли от необразованности, застенчиво задавали ей вопросы, на которые Горбачева давала подробные и хорошо аргументированные ответы.

От улыбки...

Одна из диковатых особенностей советских руководителей в глазах Запада - мрачность, неприветливость, отсутствие улыбки... Нельзя сказать, что советские руководители не улыбались (разве что Суслов не умел изобразить даже подобие улыбки), но ту гримасу, которую они изображали на своих лицах, лишь с некоторой натяжкой можно было назвать улыбкой. Они скорее добросовестно кроили мимикой лица расположение, они ухмылялись, склабились.

И тут вдруг Горбачев - открытая улыбка на открытом лице. Была сражена даже Маргарет Тэтчер, а уж она далеко не сентиментальная женщина, и ее таким примитивным приемчиком, как открытая жизнерадостная улыбка, не проймешь...

КСТАТИ

Первая «первая леди»

Горбачева ввела в российский обиход понятие «первая леди». Раньше говорили просто - жена Хрущева, жена Брежнева. Андропов и Черненко вообще не показывали своих жен. И то, что рядом с генеральным секретарем появилась эффектная женщина, было не менее революционным, чем его слова «перестройка» и «гласность». Всегда строгая, подтянутая, одета с безупречным вкусом, великолепная прическа...

ЖЕНСКИЕ СЕКРЕТЫ

«Лекции» для Нэнси Рейган

Причудливы были взаимоотношения Раисы Горбачевой с женой Рональда Рейгана Нэнси.

Во время пребывания в Вашингтоне был предусмотрен осмотр Белого дома. Экскурсоводом выступила Нэнси Рейган. Когда стала показывать гостье спальни, Голубую гостиную, прочие помещения исторического особняка, Раиса Максимовна, которая еще в Москве заучила наизусть описание резиденции американских президентов, постоянно ее перебивала: «Да, да, я знаю. Голубая гостиная в 1836 году была обставлена в стиле ампир, а в 1904 году, при президенте Тафте, ее переоборудовали в стиль модерн. Мебель была заказана фабрике Милетти в Нью-Джерси, а рисунки для штор разработал художник Джим Оливье…» - и так в течение всей экскурсии по Белому дому.

Нэнси в ином помещении и слова не удавалось вставить.

«Я нервничала перед первой встречей с Раисой Максимовной, - вспоминает Нэнси. - Не знала, о чем буду говорить с ней, но скоро выяснилось, что это не имеет никакого значения. С первой минуты она говорила и говорила - так много, что мне едва удавалось вставить словечко... Она не устает читать лекции. На первой встрече ведущей темой Раиса выбрала всемирный триумф коммунистической системы. На второй - эпохальные достижения советского искусства. Но любимая ее тема - марксизм-ленинизм и его историческое значение для всего человечества. Два раза она прочла мне обширные лекции о недостатках американской политической системы... Я предполагала, что мы будем говорить о личной жизни, о мужьях, детях, о трудностях существования на виду у всех или, наконец, о наших надеждах на будущее. Я хотела рассказать Раисе о нашей программе борьбы с наркоманией. Но не успела я закончить первую фразу, она перебила меня, заявив, что в Советском Союзе проблемы наркомании не существует».

Горбачева, в свою очередь, была разочарована женой президента США - недопустимо низкий для жены президента великой страны интеллектуальный уровень. И не всегда со вкусом одевается. И не в состоянии связно рассуждать о серьезных проблемах современности, особенно если речь заходила о политических системах различных стран. А уж про философию и говорить нечего - Нэнси понятия не имеет, кто такой Кант, не говоря уж о Шопенгауэре.

Раиса Максимовна помогала больным лейкозом детям и во время визитов за границу часто заезжала в больницы. Фото: Сергей ГУНЕЕВ/РИА Новости

Раиса Максимовна помогала больным лейкозом детям и во время визитов за границу часто заезжала в больницы. Фото: Сергей ГУНЕЕВ/РИА Новости

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

«Держал ее за руку»

Как жестоко, несправедливо: Раиса Максимовна столько сил и времени положила на то, чтобы помочь детям с лейкозом, а умерла от рака крови. Писатель Георгий Пряхин предполагает, что болезнь ее - трагическое эхо поездки в Чернобыль вместе с Михаилом Сергеевичем. Каждая минута хроники ее борьбы за жизнь пронизана трагизмом. Именно тогда она скажет: «Мне нужно было умереть, чтобы меня полюбили...» Все, кто знал Горбачева, никогда не видели его в таком напряженном состоянии, в котором он пребывал во время смертельной болезни жены. Он устал. Безумно устал. Знакомому рассказывает: «...Я все время оставался с Раисой Максимовной. И я, и она не спали всю ночь, помогал ей поворачиваться с боку на бок каждые десять минут». От этих усилий у него нескончаемая боль в спине. Из-за радикулита ему противопоказано наклоняться, а он это делал десятки раз за ночь. Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна разговаривали. Вспоминали молодость.

Все кончилось резко, трагично. В три часа утра 20 сентября 1999 года Раиса Максимовна умирает. Михаил Сергеевич держит руку жены и продолжает ей что-то говорить. Он знал, что она без сознания, сознание не вернется, но говорит, говорит, говорит...

Книги «Жизнь Сахарова», «Жизнь Высоцкого», «Жизнь Горбачева» продаются в книжном магазине «Москва» (Москва, ул. Тверская, д. 8, стр. 1). Вы также можете заказать книгу автору на его странице в соцсети, набрав в строке поиска Фейсбука «Николай Андреев» и название выбранной вами книги.