Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Происшествия15 августа 2017 22:00

Жена банкира Екатерина Пузикова могла отравить мужа таллием, чтобы уйти к любовнику

В громком деле жительницы Самары Екатерины Пузиковой есть вопросы, которые пока остаются без ответов
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Отправляясь в суд, Екатерина старалась выглядеть модно и стильно. Фото: Михаил НОВОСЕЛОВ/Коммерсантъ

Отправляясь в суд, Екатерина старалась выглядеть модно и стильно. Фото: Михаил НОВОСЕЛОВ/Коммерсантъ

Недавно суд приговорил жительницу Самары Екатерину Пузикову к девяти годам лишения свободы за отравление мужа-банкира. На момент убийства ей было 23 года - молодая кормящая мама с двухмесячным ребенком на руках. Дело сразу же окрестили преступлением в духе Агаты Кристи. Праздник в закрытом загородном доме, 12 гостей, банкир Дмитрий Пузиков отравлен редким ядом, который ему подмешали в картофельное пюре за ужином. Виновным может быть только кто-то из участников вечеринки - и ею стала Екатерина Пузикова.

Следствие длилось несколько лет, прокурор четырежды возвращал материалы дела на дополнительное расследование: не хватало доказательств для обвинения. В 2015 году Екатерину приговорили к семи годам. Затем отменили приговор и отпустили на свободу. А в июле этого года новый суд вторично признал Пузикову виновной и увеличил ей срок наказания. «КП» попыталась разобраться во всех хитросплетениях этой истории.

Золотая девочка

Катя Сокирская родилась в Самаре в состоятельной семье. Умница, красавица, представительница золотой молодежи: у ее отца фирма по ремонту нефтяных скважин. Выучилась на юриста. По программе студенческого обмена отправилась в Америку совершенствовать английский. В Штатах Катя познакомилась с гражданином Беларуси Дмитрием Красавцевым, закрутился роман. А через несколько месяцев выяснилось, что возлюбленный Екатерины участник крупной аферы: компания выходцев из стран бывшего СССР переправляла в США нелегальных иммигрантов. Красавцева арестовали, а заодно с ним и Катю. Девушку продержали в американской тюрьме неделю и отпустили. А ее возлюбленного осудили на три года.

Екатерина вернулась в Самару, устроилась юристом в фирму отца.

- Это я познакомила Катю с ее будущим мужем, - рассказала «КП» школьная подруга Пузиковой Елизавета Анайкина. - Позвала ее поужинать со своим парнем и его другом Димой Пузиковым. Между Катей и Димой сразу пробежала искра. Все случилось быстро. Они познакомились в ноябре 2010 года, под Новый год он сделал ей предложение, а в феврале они поженились.

Жених - 30-летний заместитель управляющего филиалом Россельхозбанка - после пышной свадьбы привел жену в большой дом, где жил с мамой и больной бабушкой (отец Пузикова умер в 2004 году от рака).

- Отношения со свекровью у Екатерины не сложились, - рассказывает адвокат Вячеслав Тилежинский, представлявший на суде мать Пузикова. - И уже через две недели Галина Васильевна вместе с парализованной мамой переехала в квартиру, оставшуюся после смерти мужа. Решила, что не должна мешать молодым.

- Они с Димой очень хотели ребенка, и через три месяца после свадьбы Катя поняла, что беременна, - вспоминает ее подруга Елизавета. - УЗИ показало: будет сын.

Семейная идиллия рухнула, когда беременная Катя обнаружила в телефоне мужа сообщение от любовницы, сотрудницы того же банка.

- Их отношения испортились, Екатерина изводила мужа ревностью, - говорит адвокат Вячеслав Тилежинский. - Одно из СМС-сообщений Дмитрия: «Жена опять узнала, встречаться не будем». Екатерина даже звонила этой женщине, беседовала с ней. На суде любовница дала показания, что имела интимные отношения с Пузиковым еще до его женитьбы. Но и после свадьбы они время от времени встречались. Катя стала следить за мужем, проверять его телефон, ежедневно забирала с работы.

13 января 2012 года Екатерина родила сына.

- Катя переходила положенный срок родов, чуть не умерла, ей сделали экстренное кесарево сечение, - говорит ее подруга Елизавета Анайкина. - Ребенок был обмотан пуповиной. Пережил клиническую смерть, ему сделали укол в сердце.

Тем временем у Дмитрия начались неприятности на работе, он стал уезжать в Москву, чтобы решить проблемы. Катю душила обида на невнимание мужа.

«Он страшно мучился»

В тот роковой день, 7 марта 2012 года, двоюродный брат банкира - его почти полный тезка Дмитрий Сергеевич Пузиков - отмечал 27-летие. Четверо двоюродных братьев со своими девушками и еще несколько школьных друзей именинника - 12 человек - приехали на дачу Катиного мужа. Екатерина оставила с ребенком маму и отправилась на день рождения с супругом.

Как вспоминали гости, на гарнир к мясу запекли картошку. А банкир Дмитрий Пузиков попросил пюре. Катя вызвалась потолочь картошку сама. И щедро положила супругу огромную тарелку пюре. Муж съел две ложки и сморщился: «Горько». «Да ладно придираться, дай-ка я попробую», - рассмеялся его двоюродный брат Александр Сафонов и полез вилкой в тарелку Дмитрия. Согласился: горчит. Тогда невеста Сафонова Мария Борисова на краешек вилки тоже подцепила пюре.

- Вкус горечи удивил, но я решила, что это была плохо вымытая тарелка с остатками моющего средства. Пошла и выбросила содержимое в унитаз, - вспоминала потом Мария Борисова. Она попробовала остатки пюре из кастрюли - не горчило и снова подала пюре Дмитрию Пузикову.

Ночью банкир почувствовал себя неважно. Пожаловался жене - ноги немеют. Утром 9 марта пришлось вызвать «Скорую»: Дмитрий задыхался, ноги не слушались. Его доставили в областную больницу. Туда же привезли еще двоих участников вечеринки с похожими симптомами - Александра Сафонова и его невесту Марию.

- Они не могли есть, ходить. Волосы вылезали клочками, - рассказывает адвокат матери погибшего Тилежинский. - У Сафонова отнялись ноги, а у его невесты вылезли не только волосы на голове, но даже брови! Она лечится по сей день.

20 марта 2012 года Дмитрий Пузиков скончался. Двое других отравившихся выжили. Позже лаборатория ФСБ в Москве установила: Пузикова отравили таллием...

- Представьте себе замкнутое пространство. Дом огорожен. Во дворе охранник. Трое отравились, остается девять человек, - говорит адвокат Вячеслав Тилежинский. - Никто посторонний на вечеринку не заходил. Кто из этих девяти мог совершить преступление? Перетрясли каждого.

В конечном итоге осталось двое подозреваемых - Катя Пузикова и двоюродный брат умершего Дмитрий Пузиков.

Екатерина с мужем. Фото сделано в тот день, когда в тарелку Дмитрию подсыпали яд.

Екатерина с мужем. Фото сделано в тот день, когда в тарелку Дмитрию подсыпали яд.

Фото: Личный архив

За неделю до родов писала бывшему

Когда следователи допросили отравленного Сафонова, тот вспомнил: Катя приходила в больницу сдавать анализы, и они поговорили. «За что мне это?» - восклицал Сафонов. «А не надо было есть из чужой тарелки!» - резко ответила Катя. Следствие сразу же начало раскручивать версию причастности жены.

Следы таллия были обнаружены на одежде двоюродного брата Дмитрия Пузикова и Екатерины Пузиковой. Причем в большей степени - у мужчины. На руках Пузиковой таллия не нашли. А вот у брата обнаружили яд под ногтями. Свое «загрязнение» он объяснил так:

«В ту ночь 7 марта Дима отправился спать. А я где-то после полуночи захожу в ванную и вижу его жену Катю в слезах. Спросил: «Кать, что случилось?» Она начала жаловаться на его измены. И добавила: «Я хочу с этим покончить». Тогда я не придал значения ее словам. Увидел на раковине шприц с жидкостью. И на столешнице пролита жидкость. Я взял шприц в руки, поднес к Кате, спросил: зачем тебе шприц? Она снова заплакала».

Екатерина все отрицала: никакого шприца не было. Его, к слову, так и не нашли.

- Дмитрию Пузикову предложили пройти полиграф. Детектор показал: мужчина не врет, - рассказывает адвокат Вячеслав Тилежинский. - Екатерину по горячим следам тоже допросили на детекторе, и полиграфолог дал заключение, что она может быть причастна к отравлению. На вопрос «Это вы отравили?» у нее была определенная реакция (говорит «нет», а детектор показывает - ложь).

Позже Екатерина настояла: она была в состоянии стресса после смерти мужа, и результаты проверки не приобщили к делу.

- Потом ей еще пять раз предлагали пройти полиграф. Но она под разными предлогами отказывалась, - говорит адвокат матери Тилежинский. - Был еще такой момент. Дядя убитого сказал ей: «Кать, если ты это сделала, признайся! Легче будет». Она заплакала: «Я не думала, что это будет так серьезно».

Поведение молодой вдовы казалось родственникам слишком хладнокровным. Пока на первом судебном заседании Екатерина вдруг не заявила, что они с Дмитрием уже не жили как муж и жена. Мол, приняли решение развестись, но никому об этом не говорили.

- Оказалось, незадолго до родов Екатерина звонила в Беларусь маме своего бывшего любовника Дмитрия Красавцева, чтобы узнать номер его мобильного. По срокам он как раз должен был выйти из тюрьмы, - рассказывает адвокат Тилежинский. - А дальше у них началась любовная переписка. (Любовник в ее телефоне был зашифрован как «Оля - универ». - Ред.) Представьте, ребенок в реанимации, а Катя своему бывшему в любви признается! 11 февраля, незадолго до отравления, она написала: подожди еще пару месяцев, мы встретимся, и у нас будет все хорошо.

После того как переписка выплыла наружу, Екатерина заявила: она рассказала мужу о Красавцеве и попросила отпустить ее. Пузиков воспринял все спокойно и предложил подумать не только о себе, но и о ребенке.

Преступление без логики?

В итоге следствие сделало вывод: мотив убийства - неприязненное отношение жены к мужу на почве ревности и желание избавиться от него. Но эта версия вызывает немало вопросов. «КП» попыталась найти ответы на них.

1. Как молодая мать в принципе оказалась способной на убийство отца своего ребенка?

- Это преступление кажется нелогичным только с точки зрения здравого смысла, а не с колокольни обманутой в своих надеждах женщины, - считает независимый эксперт криминалист Михаил Игнатов.

Следствие объясняет поведение Екатерины послеродовой депрессией, когда женщина совершает не вполне адекватные поступки.

- У родившей женщины меняется психология, - комментирует психолог Екатерина Румянцева. - Нередко через ребенка она пытается управлять мужем: я подарила ему наследника, значит, он должен полностью посвятить себя мне и ребенку. Когда же такого не случается, для молодой мамы это становится крахом надежд, оборачивается стрессом и потерей ориентиров.

2. Зачем убивать мужа, если можно просто забрать ребенка и уйти? И потом получать от богатого экс-супруга алименты.

- Не факт, что ребенок остался бы с ней, - считает Михаил Игнатов. - У мужа было достаточно ресурсов, чтобы отсудить сына. Возможно, она боялась, что он будет мстить, отберет ребенка.

3. Мотив преступления - ревность. Но если Екатерина решила уйти к другому, разве ей не все равно?

- Признания в любви другому не исключают чувств к мужу. Она могла продолжать его любить и страстно ревновать, - считает Михаил Игнатов. - А любовная переписка была компенсацией недостатка внимания от супруга. Я считаю, что улик против Пузиковой для суда было достаточно. Главное, следствием установлено, что яд был в пюре, которое готовила жена.

К тому же яд, добавленный в еду, - психологически чисто женский способ убийства. Недаром таллий даже называют ядом наследников: крысиную отраву, в которой он содержится, жены издавна подмешивали в пищу опостылевшим мужьям.

4. Обычная хозяйка, если бы ей пожаловались, что приготовленная ею картошка горчит, наверняка попробовала бы блюдо сама. Как поступила Екатерина?

Екатерина уверяла следствие, что именно так и сделала. Но все остальные свидетели настаивают: пюре из тарелки мужа она не пробовала.

5. Где женщина взяла яд?

Этот вопрос остался без ответа. Таллий нельзя купить легально, и даже спецслужбы не смогли выяснить, где его можно найти на территории Самарской области.

- Следствие так и написало, что обвиняемая неизвестно где, неизвестно когда и неизвестно у кого приобрела и хранила таллий, - говорит адвокат осужденной. - То есть яд появился из ниоткуда? В деле есть еще одно противоречие: эксперты на суде рассказали, что таллий не имеет вкуса, а следствие утверждает, что отравление произошло той порцией пюре, которая горчила и которую мужу подала Екатерина.

Не последний суд

Тем временем вынесенный Екатерине приговор - девять лет заключения - уже обжаловали с трех сторон. Защита осужденной подала апелляцию. Прокуратура настаивает на снижении срока до семи лет. Потерпевшая сторона (мать Дмитрия Пузикова) считает приговор слишком мягким.

- Кате надо отдать должное, она за эти пять лет не сломалась, - говорит адвокат Тилежинский. - Другие бы на ее месте отчаялись. А она на последний суд пришла как на конкурс красоты - на высоких каблуках, разодетая.

Очевидно, что этот суд - еще не последняя точка в громком деле. «Комсомолка» будет следить за развитием событий.

ДОСЛОВНО

«Выдержать еще пару месяцев - и я тебя увижу»

Фрагмент переписки Екатерины Пузиковой с бывшим возлюбленным

9.02.2012

Он: Я тебя очень люблю. Просто очень хочется написать тебе что-нибудь нежное. Люблю тебя, мое сердце.

Она: Я тоже. Я тебе отправила свою фотографию, ты получил?

Он: Нет, не получил. Я в отчаянии, неужели я тебя не увижу?

Она: Жаль, зато представляешь, сколько эмоций будет при встрече!

Он: Оптимистка ты моя, всегда находишь плюсы в любой ситуации. Встречу нашу я вообще не представляю.

11.02.2012

Она: Привет, мой котик, я тоже очень-очень скучаю. Ничего нового, выдержать только еще пару месяцев. И легче будет, и тебя наконец-то увижу!

12.02.2012

Она: У меня было самое радостное и счастливое время с тобой... Опять у меня такое жуткое чувство сожаления, что все так получилось. Как бы сейчас все было легко и просто!

Он: Котенок мой, все трудности проходят. Мне тоже сейчас очень трудно. Будь сильной, и мы выстоим.

14.02.2012

Он: Любовь моя, поздравляю с праздником! (Днем влюбленных. - Ред.) Как праздник отметила? Что в подарок получила?

15.02.2012

Она: Мы не отмечали. С ребенком сидела. И без подарков. Его с работы увольняют. Ему сейчас не до этого.

8.03.2012

Он: Катюш, что-то случилось?

Она: Позже.

9.03.2012

Он: Катенька, зайка, напиши мне, когда с тобой можно будет поговорить. Я хочу тебя услышать.

13.03.2012

Он: Катя, это вообще жесть. Скажи, что с тобой.

ДРУГАЯ ВЕРСИЯ

Убийство замаскировано под дамское

Мотив для убийства мог появиться не только у жены Пузикова. В 2012 году в банке, где он работал заместителем управляющего, были выявлены факты невозвратов миллиардных кредитов. Кредитные договора подписывал Пузиков. Было возбуждено уголовное дело.

- Вполне возможно, на Пузикове замыкались некие финансовые схемы, - высказал «Комсомолке» свое мнение юрист Владимир Сергеев, бывший следователь. - И кому-то могло быть выгодно убрать Пузикова, чтобы спрятать концы в воду.

- Но в таких случаях обычно разбираются иначе: на жертву нападают с битами или стреляют...

- Когда расстреливают банкира, неизбежно поднимается шумиха. И выгоднее представить все как банальную бытовуху, чисто дамское убийство. Суд посчитал, что не имеет значения, откуда Екатерина взяла таллий. А я, как бывший следователь, уверен: это ключевой момент. У Екатерины изъяли телефоны, компьютер - непременно остался бы след, как она приобрела яд. Раз не нашли доказательств, значит, как говорится, не там ищете. Я не склонен считать ее убийцей.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Достать яд - все равно что купить героин»

- Сам по себе таллий в чистом виде не имеет вкуса, - рассказал «КП» пищевой химик-технолог Сергей Белков. - Но вкус может быть у веществ или смесей, в составе которых он содержится. Могу предположить, что пюре с некими солями таллия могло иметь горьковатый привкус.

- Допустим, я хочу купить таллий. Где его можно приобрести?

- Легально нигде! Купить таллий - это то же, что купить героин. Даже сам этот вопрос может вызвать подозрение. У нас в России строгое законодательство по обороту сильнодействующих ядовитых веществ.

- И как же жена банкира могла достать таллий?

- Это вопрос к следствию.

МЕЖДУ ТЕМ

Прокуратура оспорила суровый приговор вдове самарского банкира Екатерина Пузиковой

Криминальная драма вдовы Пузиковой длится шестой год и, похоже, не скоро закончится. «Второй сезон» судебных разбирательств по делу о загадочном отравлении экс-замуправляющего региональным банком Дмитрия Пузикова завершился 26 июля 2017 года. Виновной снова признали его вдову и мать его наследника - Екатерину. Приговор прозвучал суровее - 9 лет тюрьмы (подробности)