Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Наука26 сентября 2017 10:20

Астрономия в школе - шаг в лохматую античность

Наш колумнист - о том, почему школьная программа так далека от реального мира
Астрономия - это отрасль физики, занятая теми областями и вещами, где пока невозможен эксперимент, а возможны только наблюдения

Астрономия - это отрасль физики, занятая теми областями и вещами, где пока невозможен эксперимент, а возможны только наблюдения

Фото: Роман ЗЛОБИН

Астрономию вернули в школы. Несусветная глупость происходит на наших глазах, мезолит и дикость, но мы счастливы и довольны собой, мы прогрессисты! Ради детей стараемся, ради их кругозора. Готовим специалистов завтрашнего дня, опору в старости, будет на Альфе Центравра кому стакан жидкого азота подать. Мним, что смотрим вперед, а сами так в прошлое уставились, что шеи посворачивали.

Женя, это в самом деле пишешь ты? – слышу голоса своих друзей. Ведь это на тебя напала сова, когда ты ночью торчал у телескопа. Это ты прикинулся учителем, купил в учколлекторе какую-то хрень, разломал ее, и изобрел какой-то новый спектроскоп (знать бы еще, что это такое), от которого фанатеют дети у тебя на районе? Это ты научил свой ноут улавливать космические лучи? Это ты с помощью двух пустых алюминиевых банок слушаешь полярные сияния. И ты против астрономии? Ага. Именно потому, что я кое-что в этом понимаю.

Что такое астрономия? «Наука о звездах»? Ну-ну, продолжайте в том же духе. А на самом деле? Астрономия, друзья мои, это отрасль физики, занятая теми областями и вещами, где пока невозможен эксперимент, а возможны только наблюдения. Эксперимент – активное действие: а что будет, если кинуть камень с крыши? Наблюдение – пассивное: а давайте постоим, подождем, пока камень с крыши упадет сам собой, и посмотрим, что будет. Улавливаете? Сидеть у реки и ждать, пока проплывет труп врага – чистая астрономия. Пойти и начистить врагу морду – физика. Но я слабый ботан, поэтому я астроном. Подкачаю мышцы - стану физиком.

Люди наблюдают на Марсе пылевую бурю. Это «астрономия». Люди послали на Марс аппарат, он выбросил воздушный шарик, чтобы увидеть, как его носит марсианский ветер. Это уже не астрономия. Космонавтика, планетология, внеземная климатология – как угодно назовите. Но на самом деле, все это физика.

Никакой астрономии как особой науки в XXI веке просто нет. Но – она была. Если вам по-прежнему хочется считать астрономию наукой, добро пожаловать в лохматую античность.

Мир един, и он описывается меганаукой, которая называется физикой. Раньше люди придумывали науки, потому что не видели связи вещей. Сейчас науки сливаются вновь. Была геология. Гео - «Земля». Пирит, полевой шпат. Земные минералы. А какие еще мы знали? Потом полетели на Луну, нашли там все эти минералы. Немудрено, ведь относительно недавно Луна и Земля была одним целым. Появилась неловкая «геология Луны». Потом «геология Марса», Венеры… Потом стало ясно: чтобы понять единые законы образования минералов, нужна химия. Ядерная физика. Что осталось от геологии, кроме имени? Двадцать лет назад геолог шел с рюкзаком и молотком по Земле-матушке, сегодня он изучает спутниковые снимки и пишет формулы. Он физик, ребята.

Биология еще держится. Но из последних сил. Да что уж там, если по-хорошему, уже сегодня остались от биологии рожки с ножками. Механизм происхождения живого в целом понятен и описан физиками. Что осталось классическому биологу? Слоновьи какашки!

И вот, когда у тебя от всего этого захватывает дух, являются наши педагоги, и говорят: а давайте учить астрономию! То есть давайте сначала расскажем школьникам на уроках физики, что есть силы, атомы, поля и энергии, а потом на уроках астрономии – что эти силы, атомы, поля и энергии есть, оказывается, и на небе. Вот так открытие! Товарищи, вы в гимназии 1750 года преподаете? Кого вы хотите удивить этим поразительным откровением?

Тут, конечно, встает вопрос, а что у нас за учебники физики, и насколько они дают понять ученику, что, если бы атомы взаимодействовали чуть слабее, не было бы наблюдаемой вселенной? Не дают? Перепишите! Детям оставьте перелетных и зимующих птиц, незаходящие звезды и прочие красивости краеведения. Окружающий мир – отличный курс для неокрепших умов. А для старших – грохайте атавизмы.