Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Дом. Семья31 октября 2017 22:00

Биография модельера Вячеслава Зайцева: Мне нравятся полные женщины

Модельер Вячеслав Зайцев написал свою биографию. С разрешения издательства АСТ публикуем фрагменты
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Зайцев часто использует в своих коллекциях народные мотивы. В период дефицита даже шил юбки из вологодских кружевных скатертей.

Зайцев часто использует в своих коллекциях народные мотивы. В период дефицита даже шил юбки из вологодских кружевных скатертей.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Прочили в певцы

С чем связаны мои самые первые воспоминания?.. Нет, не с рисунками. А с пением. Моя мама очень любила петь и часто пела мне. За ней начал и я. Первое, что я помню, - как совсем еще маленьким с концертами разъезжал по колхозам в составе хора.

«Допелся» я до того, что приезжавшие из Москвы преподаватели хотели забрать меня с собой - убеждали, что у мальчика талант. Слава богу, мама меня не отпустила. Но мечта, связанная с пением, у меня все же была: я хотел стать артистом оперетты. И ведь в моей юности был счастливый момент: я играл на сцене Ивановского драматического театра. Первой была постановка о жизни Ленина, где я играл небольшую роль его младшего брата Дмитрия Ульянова. После в спектакле «Анна Каренина» мне дали роль Сережи Каренина. Мне было уже 14 лет, и я учился в техникуме, но был таким маленьким, что никого не смутил мой возраст. В спектакле была сцена, когда Анна после долгой разлуки с сыном приходит к нему в детскую, а он просыпается и кидается ей на шею со словами: «Я знал, что ты придешь!» Меня вывозили на сцену сразу в детской кроватке. Однажды я так устал после учебы, что уснул по-настоящему. Проснулся, когда Анна Каренина уже обнимала меня. Я не растерялся, но спросонья произнес свою реплику хриплым басом.

Как-то мы с другом Валеркой ходили на бал в соседнюю 36-ю школу: оделись в платья, надели каблуки, платочки, накрасили губы. Нас все принимали за девушек, мы танцевали и ничего не боялись, хотя все могло закончиться серьезной дракой. Я всегда стремился к красоте, чувствовал потребность создать женский образ, передать связанные с ним чувства и эмоции.

Книга Вячеслава Зайцева «Мода. Мой Дом»

Книга Вячеслава Зайцева «Мода. Мой Дом»

Всем лучшим обязан маме

Когда отец ушел на фронт, мама, Мария Ивановна, осталась с двумя детьми на руках, со мной и старшим братом. Работала она в военном госпитале медсестрой, а после мыла, убирала, стирала белье соседям. Ложилась за полночь, вставала на рассвете. Нужно было выживать, кормить нас... Страшное было время, тяжелое. Но мы не унывали. Солнечный зайчик - так меня тогда называли.

Одно из самых страшных воспоминаний детства относится, наверное, к 1945 году. Было очень поздно, а мама все не шла с работы. И тут послышался стук... Как раз тогда появилась местная, ивановская банда «Черная кошка», и ее очень боялись. Что у нас было красть? Для меня настоящим сокровищем выглядела банка брусники, которую мама принесла. Я спрятал банку под кровать и дрожал от страха. Но все обошлось...

Все, что во мне есть хорошего, - все это от мамы. Несмотря на очень нелегкую жизнь, она оставалась удивительно женственной, хрупкой. В 1978-м маме исполнялось 72... Хорошо помню случай из детства: к маме пришли подруги, и они вместе вызывали духов. Все, конечно, хотели знать, сколько проживут, и дух ответил маме: «Семьдесят два». Так оно и случилось. Мама знала, что умрет, поэтому приготовила все необходимое - от белья до тапочек. Это был декабрь, канун католического Рождества. И тут в пятницу меня вызывают: мама уходит и хочет со мной проститься. Я выскочил из дому как сумасшедший - был, помню, страшный холод. Когда добрался, обнаружил, что мама лежит в забытьи на диване, куда перебралась сама. Как у нее хватило сил это сделать, я не знаю... Под утро мама ушла из жизни. У нее был рак. Потом, когда делали вскрытие, обнаружилось, что внутри уже не было живого места.

Вячеслав Зайцев с мамой. «Все, что во мне есть хорошего, - это от нее», - говорит кутюрье. Фото: Из книги

Вячеслав Зайцев с мамой. «Все, что во мне есть хорошего, - это от нее», - говорит кутюрье. Фото: Из книги

«Рисую дам в теле»

Когда отец вернулся с войны, пошел работать в парк культуры массовиком. Отношения у нас не складывались. То же было и с братом, причем с самого детства. Во время наших игр он заставлял меня изображать фашиста, привязывал к кровати и издевался как только мог. Мы так и не смогли стать друзьями, близкими людьми. Судьба ему выпала несчастная и тяжелая - несколько раз попадал в колонию. И мама всю жизнь больше всего переживала как раз за него, за своего старшего сына.

...Помню, я решил сделать для мамы что-нибудь красивое и стал вышивать подушечки, крестиком и гладью. Одна моя приятельница предложила: идем поступать в химико-технологический техникум на художников по текстилю. Она, к слову, так и не поступила, а я прошел, совершенно неожиданно для себя. В 1956-м я окончил техникум с отличием. Поскольку я входил в пять процентов лучших выпускников, мне дали направление в Московский текстильный институт (Московский государственный текстильный университет имени А. Н. Косыгина. - Ред.). Еще на младших курсах я по вечерам стал рисовать маленькие фигурки людей в разной одежде. Так почему бы не стать модельером? И на третьем году учебы ушел в моделирование. Женская одежда мне очень нравилась. Равно как и женщины. В моем детстве мы с мамой ходили в баню, и там я насмотрелся на женщин крупных, мощных - есть ведь было нечего, питались чем придется и толстели. Уже позднее, когда в 1990-х я стал заниматься живописью, я спрашивал себя: откуда у меня такой интерес к полным? Почему я их рисую, тогда как шью на худых? Это долго оставалось для меня самого непонятным. А потом все встало на свои места - это из детства.

О любви

Именно тогда, в институте, я познакомился с Маришкой, моей будущей женой. Я был на первом курсе, а она - чуть постарше, уже на третьем. Очень энергичная, отчаянная девчонка, заводила. Девушка из хорошей семьи. Но совершенно не это имело для меня тогда значение. Важно было другое - наши совместные занятия самодеятельностью! В один из вечеров, например, я исполнял танец змеи. Придумал плотно облегающий костюм, совсем простой - майка, трусы, пришитые к ним чулки. И вот во время танца я кручусь, извиваюсь, и тут на мне лопаются трусы... В зале хохот, а я не могу понять, что произошло! Со сцены я не уходил, а, как положено змее, уползал. Тут-то Маришка и подозвала меня к себе, чтобы сказать, как ей понравилось. Мы с ней и несколько других ребят создали Театр моды. Делали забавные коллекции и устраивали показы. Начали с клубов и кафе, а дошли до Большого зала в Кремле!

Любовь дизайнера к женщинам с формами подтверждают его рисунки. Фото: Из книги

Любовь дизайнера к женщинам с формами подтверждают его рисунки. Фото: Из книги

Шил юбки из скатертей

С тканями всегда было тяжело. И я много ездил по фабрикам - искал. Помню, что возвращался в Москву как старая кошелка, обвешавшись огромным количеством сумок. Очень много покупал у кружевниц, работа которых в советское время была не слишком востребованной. Я сделал тогда несколько великолепных юбок-солнце из кружевных скатертей! Сейчас одно из платьев, для которых я использовал эти работы, находится в музее города Сан-Франциско.

КСТАТИ

Выговор за французских проституток

Как-то приехали французы с просьбой устроить у нас показ работ молодых дизайнеров Франции - наверное, около полусотни работ, по пять от каждого. Там были Тьерри Мюглер, Клод Монтана, Жан-Шарль де Кастельбажак... Словом, лучшие люди мира моды того времени. Нужно было подготовиться, выбрать манекенщиков, создать образы, организовать показ. Как и обычно, я выступил со сцены с рассказом о том, что Франция представляет нам новую моду. Кроме прочего, я упомянул модели Жан-Поля Готье - подчеркнуто сексуальные - по сути, образы проституток. Но, добавил, для Парижа это совершенно нормально - там это профессия, все законно... Эти слова меня чуть не погубили. Меня вызвали в райком, сделали выговор, отстранили от показов и встреч. Словом, велели замолчать, в прямом смысле.

В течение месяца так и продолжалось. Но вскоре ко мне обратились с просьбой вернуться к общественной жизни - интерес к моде огромный, а рассказывать о ней некому...