Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды9 декабря 2017 13:07

Леонид Броневой: "Я овладел искусством тихо уходить"

Не стало «Мюллера»
Леонид Сергеевич блестяще сыграл Мюллера в фильме "17 мгновений весны".

Леонид Сергеевич блестяще сыграл Мюллера в фильме "17 мгновений весны".

Фото: кадр из фильма

Было такое чувство, что он уже родился пожилым человеком. Лысоватый, немолодой. Полуулыбка. Вопросительные интонации негромкого голоса. Быстрый взгляд искоса внимательных черных глаз, знающих о жизни больше, чем кто-либо.

Москва не принимала его. Сын врага народа, он перебрал кучу провинциальных театров от Магнитогорска до Грозного. Ему было уже сорок пять, когда он сыграл Мюллера в "Семнадцати мгновениях весны". Все ему в этой роли, в общем-то не подходило. Он был и старше, чем полагалось герою, и непохож внешне, да и роль, если разобраться, маленькая. Цельный образ Мюллера создала невидимая механика. Тщательность проработки, умение волосок к волоску, крохотными жестами подбирать черты к образу. И музыка.

- Дорогой дедушка Мюллер, мы очень хотим быть на вас похожими, - писали Броневому прибалтийские школьники. А многие чиновники бухтели: мол, разве можно изображать врага таким обаятельным?

Сердца зрителей он завоевал справедливо.

Когда долго работаешь для себя, без какой-либо поддержки извне. Когда жизнь не складывается. Умирает жена, ты остаешься один с четырехлетней дочкой на руках. (Кстати, чтобы не травмировать дочь, Броневой не женился до ее поступления в институт). Съемная комната. Пустая койка и тараканы... Еще не догадываясь, что тебя берегут на потом, ты думаешь, что бог забыл о тебе... И тогда от отчаяния сам начинаешь говорить с Ним. Этот особый разговор не со зрителем и с режиссером, есть в каждой его роли. То, что нельзя не почувствовать.

В 2002, когда Тихонов фактически умирал, "Комсомолка" попросила читателей поддержать тяжелобольного артиста. Кто-то прислал знаменитое: «Штирлиц, а вас я попрошу остаться». Давно замечено: все цитаты героев Броневого можно произносить только так, как произнес Броневой. "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться". Как по-разному можно было сказать. Но он сделал то, что сделал. Единственно верная интонация.

И Штирлиц остался. А как иначе. Воннегут говорил: единственное и достаточное доказательство существования Бога - это музыка. Броневой говорил с Богом музыкой. Отсюда - та самая интонация, магия фразы, что, по сути, было самым важным в Броневом, как в актере. Неслучайно до конца жизни он, общем, не особо любящий припоминать обиды, не мог забыть какой-то заштатной журналистки, сказавшей еще в семидесятые кучу нелепицы и - между прочим, что не было у актера музыкального образования. Именно эта фраза задела его больше всего: Как нет! Я учился в Киеве, в музыкальной школе. На скрипке...

Сколько всего было в его жизни. Эфрос сообщал, что ненавидит его жирное лицо. Считал стукачом, в чем сам признался однажды. Как сына врага народа не брали учиться, куда хотел (Броневой считал актерство женской профессией и планировал быть дипломатом, либо журналистом). Но именно упрек в том, что он чужой музыке - задел его сильнее всего.

Ему удавались крайне тонкие вещи, - говорит критик Алексей Коленский. - Нельзя сказать, что, кроме Мюллера, у него были другие роли «в рост» его таланту. Но стоя в любом углу был в центре сцены.

В конце жизни Броневой нашёл свой уголок, свою гавань в театре Ленком. Говорил, что счастлив, что Захаров любит его. А сам Захаров, поставив на незаслуженно задвинутых, сделал его актером своего созвездия: Пельтцер, Леонов, Броневой...

- Самое трудное на сцене ничего не делать - и когда зритель от тебя устал - не мозолить глаза. Я этому научился, - признавал Леонид Сергеевич.

Одна из последних знаковых его ролей была сыграна десять лет назад в фильме Попогребского «Простые вещи». Он - тяжелобольной немолодой актёр, забытый современниками, просит молодого врача сделать ему эвтаназию.

Броневой уходил из жизни, как со сцены. Тихо, без ежеминутного информирования прессы о состоянии здоровья. Он тяжело болел. Но смерть его стала неожиданностью.

«Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне - можно".

Броневой умер. В это поверить нельзя.

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Валентин Гафт: Он очень болел за профессию и расстраивался, когда кто-то халтурил

«С ним всегда было интересно и на репетиции, и в жизни. Он очень болел за профессию, очень расстраивался, когда кто-то халтурил, что-то делал хуже, чем мог. Он преданный человек, он отдал свою жизнь и имел поэтому такой успех. Я видел его в разных ролях, не только в кино, а и в театре. Это большой артист. Это очень плохая новость», - отметил Гафт (подробности)

Владимир Путин выразил соболезнования в связи с кончиной Леонида Броневого

Президент РФ подчеркнул, что смерть Броневого — невосполнимая утрата для театра «Ленком» и всей отечественной культуры (подробности)

ПРАВИЛА ЖИЗНИ

Леонид Броневой: Я верую, но не для публики. За себя нельзя у Бога просить

Замечательный актёр Леонид Броневой не очень любил давать интервью. И зря - он был умнейшим собеседником. Сегодня он ушел от нас, но остались не только его роли, но и размышления о профессии, о жизни, о людях (подробности)

МНЕНИЕ

"Бумажные самолетики" Леонида Броневого

Валентина ЛЬВОВА

Когда уходит незнакомый человек, который, тем не менее, был рядом всю твою сознательную жизнь, испытываешь личную боль. Думаю, такую боль испытывают сегодня очень многие зрители, давно и навсегда полюбившие Леонида Броневого. Было в нашей всеобщей жизни такое явление: невысокий лысоватый человек с удивительным тембром голоса, умеющий держать внимание, просто вздергивая слегка подбородок или касаясь ладонью лба. Человек «на вторых ролях», притягивающий взгляд к той тени, в которой он часто находился (подробности)