Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Наука12 декабря 2017 13:05

Талант не главное для выращивания нобелевского лауреата

Группа исследователей их Стэнфорда и Гарварда придумала способ, как в 4 раза увеличить количество выдающихся изобретателей
Талант и способности отнюдь не являются залогом успеха

Талант и способности отнюдь не являются залогом успеха

Фото: EAST NEWS

Американские ученые решили выяснить, откуда берутся великие изобретатели. Казалось бы, все просто - они вырастают из одаренных детей. Однако врожденный талант оказался далеко не самым важным фактором для выращивания нобелевских лауреатов.

ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА - МАЛЬЧИК ИЗ БОГАТОЙ СЕМЬИ?

- Чтобы получить наиболее полный групповой портрет изобретателя, мы сопоставили три базы данных, - говорит экономист из Стэнфордского университета Радж Четти, ведущий автор исследования под названием «Кто становится изобретателем в Америке?». - Изучив списки патентных заявок и реестры получателей грантов, мы получили общее количество изобретателей в США. Их оказалось 1,2 миллиона человек. Затем мы проанализировали налоговые декларации родителей этих людей, чтобы в хронологическом порядке реконструировать жизнь изобретателей - как менялось их благополучие от рождения до совершеннолетия. И наконец, сопоставили эту информацию с данными о тестовых баллах по математике, которые в 3-8 классах получали будущие изобретатели и их одноклассники.

По результатам исследования ученые пришли к парадоксальному выводу: талант и способности отнюдь не являются залогом успеха. Что же тогда главное? Происхождение! Если ты родился белым мальчиком в обеспеченной семье, твои шансы придумать вечный двигатель или лекарство от всех болезней вырастают в десятки раз. Например, если семья ваших родителей входит в «золотой процент» (так называют 1 процент населения страны с самыми высокими доходами), то вероятность стать изобретателем вырастает в 10 раз. Белый цвет кожи дает 3-кратное преимущество. И наконец, в инновационной деятельности ярко проявляется половое неравенство: мужчины составляют 82% изобретателей в наиболее продуктивной категории 40-летних!

ШКОЛЬНЫЕ ДНЕВНИКИ ПРИЗЫВАЮТ К РАВЕНСТВУ

Почему же склонность к изобретательству так сильно зависит от характеристик, которые даны человеку по праву рождения? Ответ на этот вопрос исследователи нашли в школьных дневниках. Математические тесты в третьем классе демонстрируют лишь небольшую разницу в оценках между детьми из обеспеченных и бедных семей. А цвет кожи и признак пола практически не имеет никакой связи с успехами по математике. Однако уже к 8-му классу между школьниками начинает образовываться настоящая пропасть. Дети из бедных семей, получавшие в 3 классе более высокие баллы, чем ребята из обеспеченных семей, спустя пять лет начинают заметно им проигрывать.

- А если мы проследим дальнейшие жизненные траектории учеников, то увидим, что даже успешные в плане математических знаний выходцы из бедных или «цветных» семей, а так же девушки, значительно реже становятся изобретателями, - утверждает Радж Четти.

Может быть, существует генетическая предрасположенность к придумыванию нового в зависимости от пола, цвета кожи или социального положения? Ученые уверены, что здесь работает совершено иной механизм. Ключевую роль играет возможность уже в раннем детстве окунуться в творческую креативную среду. Иначе чем объяснить, что в Кремниевой долине - Мекке мировых IT-корпораций, рождается (а не приезжает в результате миграции мозгов!) больше людей, которые впоследствии подают патенты на изобретения в области компьютерных технологий? А уроженцы Миннеаполиса, центра по производству медицинского оборудования, гораздо чаще патентуют инновации в области медицинской техники. Ведь генетика не регулирует способность избирательно изобретать либо новое медицинское оборудование, либо компьютерные технологи. А вот во влияния семьи или окружения на формирование человеческого капитала детей - в это ученые охотно верят!

У ГЕНИЯ ДОЛЖНО БЫТЬ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕТСТВО

- По нашим расчетам, переезд ребенка, например, из бедного на изобретательские патенты Нового Орлеана в технологически прогрессивный город Остин (Техас) увеличивает шансы ребенка стать изобретателем на 17-50 процентов, - приводит данные Радж Четти. - Просто потому что там выше шансы ученика оказаться в правильной, питательной для ума, среде. Мы не нашли подтверждения генетической предрасположенности к изобретательству. Однако увидели, насколько важен механизм передачи человеческого капитала из рук в руки через наставничество, стажировки и другие формы контакта с носителями знания. Дети из малообеспеченных семей, представители национальных меньшинств и женщины меньше подпитываются этими «соками» со стороны своих семей и окружения.

Исследователи делают революционный вывод. Правительства многих стран вкладывают большие деньги в улучшение качества высшего образования и его доступность (через налоговые льготы и гранты для одаренных детей). Однако человечество теряет огромное количество Эйнштейнов уже на стадии раннего детства, когда талант в силу обстоятельств не может развиться.

Не выгоднее ли вкладываться в реальное социальное равенство? Радж Четти и его коллеги подсчитали: если бы женщины, дети из малообеспеченных семей и представители не титульных национальностей выдавали бы столько же ценных научных идей, как белые мужчины из богатых семей, то в Америке было бы в четыре раза больше изобретателей, чем сегодня. И расходы на создание реально равных условий для детей окупили бы себя с лихвой.

А КАК У НАС?

В нашей стране в силу особенностей исторического развития ситуация с талантами иная. Во времена СССР отбор одаренных детей шел по всей стране через систему олимпиад. Победители и призеры имели возможность попасть в спецшколы - своеобразные инкубаторы талантов. Именно там дети погружались в ту самую питательную интеллектуальную среду, которая имеет решающее значение для реализации врожденных способностей. Сегодня эту систему необходимо модернизировать по двум причинам.

Во-первых, на нынешнем этапе научно-технической революции стране необходимо на порядок больше талантливых детей. Если сейчас система олимпиадного отбора позволяет выявлять примерно 50 тысяч способных ребят в год, то экономике нужно, как минимум, 500 тысяч. Значит, нужно не только искать самородков, но и резко повышать общий уровень (как раз за счет «инертных» демографических групп и регионов, которые ломоносовых стране давали редко).

А во-вторых, отрывать такое количество детей от родителей и помещать в спецшколы невозможно и не очень гуманно. Выход нашли в создании центров для работы с одаренными детьми. Сейчас в Сочи через образовательный центр «Сириус» каждый месяц проходят около 600 «вундеркиндов», с ними занимаются лучшие преподаватели страны и передают свой «человеческий капитал», как это называет Радж Четти. Потом по образу и подобию «Сириуса» подобные центры будут открываться в регионах страны.