Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика22 января 2018 13:20

Жизнь на краю

Тысячи людей оказались в заложниках у самого большого угольного разреза в Евразии

Коркинский разрез — самый глубокий в Евразии подобный объект. В погоне за углем, проходчики, работающие тут с 1930-х годов, все усерднее вгрызались в землю. В итоге разрез представляет собой гигантскую яму диаметром четыре с половиной километра и глубиной больше 500 метров. Если поставить на дно Останкинскую башню, она едва ли будет выглядывать на поверхность.

Разумеется, жизнь близлежащих населенных пунктов крутится вокруг разреза. Даже на гербе города Коркино изображена ввинчивающаяся в землю спираль угольного разреза. Но объект, десятилетиями обеспечивавший местных жителей работой, в последние годы превратился в бомбу замедленного действия.

Больше не выгодно

Рекорд по добыче угля на Коркинском разрезе был поставлен в 2005 году, с тех пор объемы неизменно падали. Доставать ископаемые с такой глубины все труднее. К тому же только кажется, что угольный разрез — просто гигантская яма. На самом деле это сложнейшее инженерное сооружение с системой водоотведения, сотнями датчиков и даже железной дорогой! Все это требует вложений, рентабельность бизнеса «Челябинской угольной компании», на балансе которой числится разрез, постепенно сошла на нет. Так что решение о постепенном закрытии разреза было довольно ожидаемым.

На смену «ЧУК» пришла компания «Промрекультивация», которая призвана следить за объектом и возвращать его к жизни. Ведь почти за столетие промышленных работ, тут осталось так мало первозданной природы. Вдумайтесь, площадь разреза вместе с отвалами — больше 800 гектар. А лесов и другой растительности нет на площади две с половиной тысячи гектар! Зато в обилии здесь солей и других отходов производства, которые попадают в воду.

- «Промрекультивация» отвечает и за ликвидацию возможных возгораний. Так что вопрос под контролем, - заверял «КП» генеральный директор «Челябинской угольной компании» Валерий Кальянов в конце прошлого года.

Но на деле все оказалось не так гладко, как на словах. Пожары в разрезе — дело обычное. Но пока там велись работы, их оперативно тушили. Сейчас же борьбой с огнем фактически никто не занимается.

- Дело в том, что «Промрекультивация» - это, скажем так, детище «Челябинской угольной компании» и «Русской медной компании». Они договорились вложиться в предприятие в объемах 50 на 50. Насколько я понимаю, со стороны ЧУК тут возникли проблемы, - рассказала журналистам председатель собрания депутатов Коркинского района Наталья Лощинина. - Изначально предполагалось, что РМК забирает Коркинский разрез после окончания строительства Томинского ГОКа, а до того момента заниматься тушением пожаров и укреплением бортов будет «Промрекультивация». Что потом случилось, я не знаю. Но сегодня разрез горит, никто тушением пожаров не занимается. В связи с этим у жителей возникает паника, люди сильно болеют.

«У вас совесть есть вообще?»

Дым из разреза привел к тому, что у жителей Коркина обострились хронические заболевания и появились новые — в первую очередь дыхательных путей. Больше всего страдают дети и пожилые люди. Как только поднимается дым, количество звонков в «скорую помощь» увеличивается в разы, да и в больницах занимают чуть ли не все койки.

Специалисты выявили в здешнем воздухе превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ, а при южном ветре это все относит на Челябинск. Региональное министерство экологии включили Коркинский разрез в число трех основных загрязнителей областного центра.

Но это далеко не все беды коркинцев. Разрез, за которым практически перестали следить, постепенно обрушается. Гигантская яма подобралась вплотную к поселку Роза. Местные дети ходят в школы и детские сады, у зданий которых задокументированы дефекты несущих конструкций.

Пять лет назад ситуацию в поселке, стоящем на краю пропасти, удалось повернуть к лучшему только благодаря вмешательству высшего руководства страны.

-Всем, кто здесь собрался, и кто раньше здесь работал, должно быть стыдно. Разве в таких условиях люди должны жить? Там щели прямо на улицу! У нас есть Министерство регионального развития — такие вещи надо отслеживать. Я уже не говорю про региональные власти. У вас совесть есть вообще? Вы тут хоть раз были? Это просто переходит всякие границы, - распекал челябинских чиновников Владимир Путин на совещании в 2012 году. Бывший тогда премьер-министром, Путин лично посетил Коркинский разрез и поселок Роза. Жильцов поселка было было велено расселить из аварийных домов с формулировкой «прямо сейчас».

Это был первый этап расселения людей, живущих в непосредственной близости от разреза. Больше трех тысяч человек получили новые квартиры с помощью денег из федерального и областного бюджетов. А вот второй этап, по которому должны были переселить уральцев из радиуса километр вокруг гигантской ямы, буксует.

Бюджет не потянет

Рекультивация такого объекта как Коркинскй разрез — дело дорогостоящее.

- На это нужно порядка 30 миллиардов рублей. Ни один бюджет таких затрат не потянет, даже федеральный, - уверена Наталья Лощинина.

На помощь в этой ситуации может прийти Томинский горно-обогатительный комбинат. Это один из самых масштабных проектов в своей отрасли, который будет реализован в России. В Сосновском районе Челябинской области на базе двух угольных карьеров создается современное высокотехнологичное производство.

Идея заключается в том, чтобы постепенно засыпать Коркинский разрез отработанной породой с Томинского ГОКа. Благо, расположен он в соседнем районе. Поэтому-то Русская медная компания, которой принадлежит строящийся ГОК, готова уже сейчас вкладываться в Коркинский разрез и деньгами поучаствовала в создании «Промрекультивации».

Ну а челябинцам можно пока разве что набраться терпения и закупиться марлевыми повязками, пока собственника, который явно потерял интерес к разрезу, сменит более ответственный.