Премия Рунета-2020
Ярославль
+4°
Boom metrics
Общество21 февраля 2018 12:54

Дальний поход Имама Аласова

Вскоре областная дума выберет нового Уполномоченного по правам человека в Ярославской области. Один из кандидатов - Имамаддин Фарман оглы Аласов, человек интересной судьбы
Фото предоставлено Имамом Аласовым

Фото предоставлено Имамом Аласовым

Имамаддин Фарман оглы Аласов (ярославцы его чаще называют Имамом Фармановичем) родился в 1968 году в Азербайджане. Учился и работал в Украинской ССР.

Прошел срочную службу в ВМФ СССР, участвовал в боевом походе в районе Персидского залива (в период Ирано-Иракской войны). Живет в Ярославле с 1991 года.

Закончил с отличием Московский государственный открытый университет по специальности «экономика», Международный институт экономики и права РФ по специальности «юриспруденция», а также аспирантуру Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова по истории (факультет социально-политических наук).

Преподавал в ЯрГУ, работал адвокатом, сейчас руководит юридической фирмой «Седьмое небо». Специализируется в сфере гражданского и административного права.

- Имам Фарманович, вы большую часть жизни прожили в Ярославле. Но с чего началась ваша биография?

- Мой отец - педагог, физик и математик. Я думаю, один из лучших в бывшем СССР. Всю жизнь он работал в системе образования, преподавал в школе и в вузе. Его отец без вести пропал на фронте где-то в Белоруссии. Сколько я помню, мы пытались найти сведения о нем, но так и не смогли. Мама закончила медицинский институт, заведовала детским садиком и много созывов подряд была депутатом районного совета. К счастью, оба они живы.

Я этнический азербайджанец и учился в Азербайджане до 8-го класса, а потом уехал на Украину - поступил в республиканскую специализированную школу-интернат с химико-биологическим уклоном в Харькове и закончил ее. Дело в том, что мой старший брат закончил Харьковский автомобильно-дорожный институт, а затем аспирантуру. Сейчас он как инженер-проектировщик строит участок нового Шелкового пути - соединяющего Европу с Азией.

Я мечтал стать хирургом-ученым. Спасать людей - человека. Но поступить в медицинский институт на Украине мне не удалось - на вступительном экзамене мне поставили 4 по химии, хотя именно этот предмет я знал лучше других. Якобы я не совсем правильно решил задачу. Если честно, я вступил в спор с экзаменатором, доказывая, что знаю химию лучше… Итог предсказуем. Несмотря на то, что сдал все 4 экзамена успешно, по конкурсу я не прошел и был призван на срочную службу.

- Какой вы ее запомнили?

- Попал я в военно-морской флот, где тогда служили 3 года. Был командиром отделения корабельного электрооборудования на тральщике, который базировался на советской базе Камрань во Вьетнаме. Служили мы не на берегу, а в море, ходили в дальний боевой поход в Персидский залив - тралили там боевые мины. Кстати, с этим связана еще одна ситуация, которая позже побудила меня заняться юриспруденцией.

В настоящее время я стою на воинском учете в Заволжском военкомате Ярославля, чтобы получить льготы за боевые заслуги. В военкомате мне заявили: не вы же лично уничтожали мины! По их мнению, участниками боевых действий могли считаться только военнослужащие БЧ-2 и БЧ-3 (то есть ракетно-артиллерийской и минно-торпедной боевых частей корабля). Я был возмущен: если бы мы подорвались, то на дно пошли бы все вместе - от капитана до кока, который готовил пищу! Если офицер не понимает таких элементарных вещей, то его надо гнать вон из Минобороны. Хотя, может, он исполнял установку экономить на льготниках-ветеранах боевых действий? Но это еще хуже, это позор для государства…

А общий мой вывод - служба полезна для мужчины. Ты учишься быть самостоятельным, отвечать за себя, выживать, опираясь на собственные силы, выстраивать отношения с другими людьми, быть не маменькиным сынком, а мужчиной.

- После флота вы вернулись на Украину?

- Да. У меня связаны с ней хорошие воспоминания. Но то, что сейчас там происходит, не очень удивляет. Вернувшись с флота, я работал санитаром в операционном блоке Харьковской областной больницы - мыл инструменты и полы, таскал трупы, ампутированные части тел, органы… При этом в те времена, когда рассыпался Советский Союз, уже стали заметны проявления того, что теперь именуют «бандеровщиной». Даже в русскоязычном Харькове меня могли толкнуть, почему-то назвать «турком»… Человеку с советским менталитетом это казалось диким. Вскоре меня позвал в Ярославль мой двоюродный брат - он оказался здесь, когда служил в Советской армии, женился на прекрасной русской женщине, христианке. Так после распада СССР в 1991 году я стал ярославцем, а в 1994 году получил российское гражданство.

- Что, в конечном итоге, вас побудило стать юристом? А теперь - задуматься о должности Уполномоченного по правам человека?

- Жизнь заставила. Как гласит русская пословица, «сытый голодного не разумеет». Я часто сталкивался с несправедливостью (например, у нас пытались разрушить семейный бизнес, отнять землю и т. д.). Со стороны органов местного самоуправления происходит предвзятость к правам собственности гражданина, при этом игнорируются ст. 34, 35 Конституции РФ.

Поэтому я решил научиться с ней бороться правовыми методами. А затем начал помогать другим - уже как квалифицированный юрист, адвокат Ярославской межрегиональной коллегии адвокатов. И учить будущих специалистов, преподавая в ЯрГУ им. П. Г. Демидова юридические и исторические дисциплины в период учебы в аспирантуре.

- Вы уверены, что вам хватит знаний и жизненного опыта для того, чтобы стать эффективным омбудсменом?

- Недавно я выступал в облдуме и сказал: я готов встретиться с кем угодно в Ярославле - будь то философ или представитель любой другой научной отрасли - и отвечать на любые вопросы. Конечно, физик меня «обойдет» в физике, а математик - в математике. Но не более того. По всем другим вопросам я его теоретически «одолею». Почему? Потому, что я хорошо учился в советской школе. Я этим горжусь, потому что вуз дает лишь углубленные знания по определенному направлению, а вот школа - широкие, энциклопедические. Если, конечно, ты в ней действительно учишься.

- Не секрет, что фаворитом на выборах уполномоченного многие считают Сергея Бабуркина. Что вы об этом думаете?

- Сергей Александрович - не юрист. Он историк, социолог, политолог, политик. Но не юрист. Поэтому он и определяет должность уполномоченного по правам человека как государственную. Я с этим отчасти согласен, но хочу отметить: это не значит, что уполномоченный по правам человека должен отстаивать интересы государства, исполнять поставленную им задачу - пусть и по защите прав людей. Согласно Федеральному Конституционному закону от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» п.1 ст. 1. Должность уполномоченного по правам человека в нашей стране учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. К сожалению, отдельное должностное лицо в регионе, а также стране не зная высшую юридическую силу данного ФКЗ, не обладая юридическими познаниями или зная и умышленно игнорируя Конституционные законы РФ, реализует свою собственную политическую риторику.

Нет! Из какого бы источника не получал омбудсмен зарплату - государственного или общественного - суть этой должности заключается именно в защите прав ЧЕЛОВЕКА. Вообще, первичен именно человек. Человек может существовать без государства. А вот государство без людей невозможно. Сначала возник человек, затем он создал право и лишь потом - государство. Ряд философов-дуалистов с этим спорят, утверждая, что право и государство возникли одновременно. Я эту точку зрения не поддерживаю, поскольку она опровергается практикой. Я из Закавказья, и у нас люди веками - даже при Российской империи - жили, ориентируясь не на государство и его законы, а на «народное право» - «Шариаты», традиции, обычаи, мораль. Ну, а моя жена - коренная ярославна. И у русских было то же самое: жизнь людей регулировала крестьянская община, «мир» - государство в это практически не вмешивалось. Да, люди создали государство. Но это инструмент, которым должен управлять именно человек. А не наоборот.

Повторюсь: Сергей Александрович Бабуркин, наверняка, прекрасный человек и авторитетный специалист, но не в области юриспруденции. И свою сильную сторону я вижу именно в том, что хорошо знаю, как работает наша правоохранительная и судебная система, и наша бюрократия. Кроме того, очень важно, чтобы главным приоритетом в работе омбудсмена были именно конкретные люди.

Вдобавок хочу дополнить свою социальную риторику всему российскому народу в виде своего собственного аргумента: согласно ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Преодолеть демографический кризис в стране можно и нужно не финансированием так называемых Федеральных правительственных программ в виде материнского капитала или же дополнительных социальных субсидий, а полным изменением отношения всей трех ветви власти к человеческим ценностям, к человеку. «Один в поле не воин» - гласит русская пословица. Тогда не будет «утечки» квалифицированных отечественных фундаментальных и гуманитарных специалистов в разные страны и разрешится демографический кризис в России.