Премия Рунета-2020
Самара
+2°
Boom metrics
Общество12 мая 2018 8:10

Ирина Пашкевич: "Самаре нужен взрослый театр кукол, но готов ли зритель?"

Заслуженная артистка театра кукол из Самары, ученица Ренца в этом году празднует свой 55-летний юбилей
На сцене актеры растворяются в своем персонаже

На сцене актеры растворяются в своем персонаже

Фото: Сергей ОСЬМАЧКИН

Дети - самый требовательный зритель

Ирина Пашкевич - артистка самарского театра кукол - честно заявляет о своем возрасте. Все равно никто не поверит, что этой позитивной, улыбчивой и обаятельной женщине - 55 лет. Она успевает все: играть на сцене, преподавать кукловождение молодым коллегам, учиться на режиссера, ездить по фестивалям и гастролям.

Секрет вечной молодости артистки прост: любимая работа всегда позволяет подзарядиться доброй энергией.

- От детей исходит божественная энергия, - говорит Ирина Пашкевич. - Мы им в ответ тоже многое отдаем: «Нате, берите, смейтесь, улыбайтесь!» Происходит некий обмен. Дети – самые благодарные зрители. Они не обманут, не слукавят. Если взрослому спектакль не нравится, он может смотреть его ради приличия. Ребенок сразу побежит по залу, начнет громко разговаривать, вернуть его внимание будет трудно. Поэтому у нас еще и самый строгий, самый сложный зритель.

«Кузя, а тебе не кажется, что ты мешок с го..ном?»

Маленькие зрители непосредственны. Если их удается втянуть в повествование, заинтересовать происходящим на сцене, они готовы вступить в игру.

- Они же с нами вступают в диалог, - продолжает Ирина Николаевна смеясь. - Анатолий Жерноклев в 90-е годы поставил спектакль «Фараон Кузя». Там поросенок некорректно ведет себя с друзьями, грубит, наглеет. И один школьник настолько был впечатлен, что возмущенно крикнул прямо в сторону сцены: «Кузя, а тебе не кажется, что ты мешок с го..ном?!». Конечно, слово некрасивое. Да, и классный руководитель тут же отреагировал: «Петров, перестань! Так не ведут себя в театре!». Детская непосредственность. Но, это же была оценка нам, нашей работе. Ребенок абсолютно вжился в действие, он наивно проецировал ситуацию на себя.

Естественно, в театре для самых маленьких случаются курьезы. Нужно быть высочайшим профессионалом, чтобы почувствовать детей. По словам Ирины Пашкевич, она выходит в зал, быстро оглядывает публику, если много малышей, начинает говорить тихо и вкрадчиво, чтобы никого не напугать.

- Мастерство кроется еще и в том, чтобы не сразу нагнетать и форсировать звук, - поясняет кукловод. – Если играешь отрицательного героя, можно только постепенно доводить до совершенного злодейства. То есть, ребенка мы готовим к развитию действия.

Главное, родителям внимательно читать репертуар. Написано: «с 6-ти лет», а зачем-то приводят двухлетних. У Ирины Пашкевич есть поклонница, которая сама в детстве настолько полюбила театр, что регулярно водит свою старшую дочь-трехлетку, а в «кенгурятнике» приносит грудничка, во время спектакля малыш сладко спит.

«Куклы – это судьба. Я их делаю, шью, реставрирую - что угодно»

- Я мечтала стать актрисой, но не поступила к Монастырскому, - вспоминает заслуженная артистка. –И вот судьба. Мне посоветовали пойти на параллельный курс к Роману Ренцу – учиться на артистку театра кукол. Понимаете? Я же не ушла, не бросила разочаровавшись. А теперь даже передать не могу, что для меня значит профессия. И, как говорил наш мастер, надо«копилочки» создать. Вот до сих пор «копилочками»этими пользуюсь.

Теперь Ирина дает молодежи уроки кукловождения, замечая: «я даю ребятам профессию». Это сложный предмет, у некоторых тяжко идет.Но, как возьмут в руки куклу, уже не могут отложить.

– Перерыв, - вспоминает наша героиня. - Ренц подходит: «Почему без куклы стоишь? А ну-ка куклу в руки и к зеркалу!». Мы обязаны были сами уметь полностью сделать куклу. Каждый студент лепил лицо, фигуру заливал гипсом, вылепливал папье-маше, расписывал... Тростевая кукла - та, что водится из-за ширмы – сложный механизм. Сломается? Надо же немедленно чинить. Так что, я кукол делаю, шью, реставрирую - что угодно. Моя профессия не себя показывать, а через образ донести какую-то мысль, осчастливив зал. В «Дюймовочке» я ушла в мышь, и я больше не Ира Пашкевич (говорит совсем другим голосом – прим. Авт.) Я эта самая мышка. И я молодым говорю: «Сливайтесь с куклой!». Возьмите, что угодно. Вот стул. Я могу войти в его состояние и говорить с вами от имени стула. Это уже мастерство.

Шаги к мечте

Сейчас Ирина Пашкевич занята в премьерном спектакле «Басни Крылова, музыка Глинки...», который ставила в Самаре внучка основателя московского театра кукол Сергея Образцова Наталья. У Ирины там всего две сцены, она – мартышка в «Квартете» и в «Мартышка и очки», но в роли - ни одного слова – сплошная импровизация. А это высший пилотаж в профессии.

Артистка рассказала «КП-Самара», что учится на третьем курсе в СГИКе, готовится стать режиссером. Уже обговорен с администрацией ее дебют в новом качестве. Ирина Пашкевич поставит «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку». Это будет спектакль-благодарность любимому учителю. А еще – это маленький шаг к мечте.

- Работа актера построена на самолюбии, - рассуждает Ирина. - Хочется ступенька за ступенькой подниматься до взрослых постановок. Я с белой завистью смотрела кукольные спектакли коллег – «Превращение» по повести Кафки пермского театра, прекрасный спектакль оренбургского театра – гоголевские «Мертвые души». Я мечтаю о серьезной драматургии. Зрителя надо тоже к этому подготовить.