Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды14 мая 2018 23:22

Канны-2018: Всюду фейк!

«Счастливый Лазарь» и «Магазинные воришки» в главном конкурсе Каннского фестиваля
Один из лучших фильмов конкурса - «Счастливый Лазарь»

Один из лучших фильмов конкурса - «Счастливый Лазарь»

Фото: кадр из фильма

Один из лучших фильмов конкурса - «Счастливый Лазарь» (Lazzaro felice) молодой итальянки Аличе Рорвахер, лауреатки каннского Гран-при за великолепную семейную драму "Чудеса", которую новый фильм даже превосходит. Как и «Чудеса», новый фильм прописан вроде бы по ведомству деревенского неореализма, но оборачивается классической притчей. Завязка сюжета заставляет вспомнить поэта Некрасова и его поэму "Кому на Руси жить хорошо" с ее проблемой встроенного в людей (хотя уже и отменённого государством) рабства. В отрезанной наводнением труднодоступной итальянской деревне крестьяне полностью подчинены, состоят в рабстве у некоей Маркизы и ее семьи - та держит их в неведении относительно остального мира и времени, в котором они живут и в котором давно запрещен рабский труд. Особо усердствует простосердечный юноша Ладзаро, то бишь Лазарь (прямая отсылка к библейской притче о воскрешении Лазаря), который, кажется, даже не ест, чтобы не раздражать хозяев-аристократов и радостно прислуживает своему молодому господину Танкреди. Но однажды реальность вмешивается в эту благодать, и Лазарь оказывается в городской среде, с нищими, мошенниками, мигрантами и всеми остальными прелестями. Но он выживает и там, где ему места нет, в среде, к которой он совершенно не приспособлен. И воскресает, как и положено Лазарю.

Рорвахер - представитель того итальянского кино, которое, казалось, уже отошло в глубокое прошлое, доказательство того, что национальная культура никуда не исчезает, если она есть. Потрясающе работающая с непрофессиональными актёрами девушка снимает на уровне ранних братьев Тавиани, Эрманно Ольми и других великих итальянцев, кажется, даже не задумываясь об этом.

"Магазинные воришки"

"Магазинные воришки"

Фото: кадр из фильма

Если в «Лазаре» воспроизведен целый фейковый мир, то в более скромном достижении, «Магазинных воришках» (Shoplifters/Manbiki kazoku) любимца фестивалей Хирокадзу Корээда, рассказывается о столь же счастливой жизни в ненастоящих, фейковых семьях. Семья, в которой даже бабушка - не настоящая, а просто подобранная для комплектации где-то старушка, усыновляла брошенных родителями детей и приучала их воровать в магазинах. Парадокс в том, что в этой семье детишкам было лучше, чем в родных семьях. По эстетике это скромное телекино, вероятно, вдохновленное газетной заметкой.

"Асако"

"Асако"

Фото: кадр из фильма

Рядом с ним - еще один, более глянцевитый японский фильм (зачем в конкурсе сразу два симпатичных, но средних японских фильма - загадка) под названием «Асако 1 и 2» (Asako 1&2). Лирико-романтический опус менее известного Рюсукэ Хамагути - медитация на тему любви и ее инкарнаций. Ничем не примечательная девушка Асако до дрожи в коленках любит парня по имени Баку, но тот склонен к внезапным исчезновениям. Тогда Асако начинает строить жизнь с другим парнем, как две капли воды похожим на Баку. Но появляется оригинал, и Асако, не задумываясь, отправляет коту под хвост пять лет семейной жизни и сбегает с ветреным любовником. Иррациональную сущность любви как безумия и паранойи фильм схватывает вполне себе верно, но почему-то и здесь предпочтение отдается эстетике телекино. Но как говорить о безумии на языке серости?