Премия Рунета-2020
Красноярск
+1°
Boom metrics
Общество24 мая 2018 8:33

«Парни, вы просто огонь!»: прямой репортаж из старейшей пожарной части Красноярска

Красно-белому зданию, что на улице Ленина в центре Красноярска, уже больше 100 лет
Один день в пожарной части Красноярска

Один день в пожарной части Красноярска

Фото: Мария ЛЕНЦ

- 701-й, я Ангара! Примите сообщение!

Минуты не прошло, а наш КамАЗ-автоцистерна уже несется на вызов. Кроме водителя, начкара и бойцов, в кабине два корреспондента «Комсомолки». Снимаем репортаж – один день из жизни старейшей пожарной части Красноярска. Так что «701-й» – это сегодня и мы.

«Домашка» для бойцов

К красно-белому зданию, которому уже больше 100 лет, мы прикатили с самого утра. Как раз заступил первый караул. Построение, дневальные – тут все, как в армии. Правда, дежурят сутки через трое. Сразу договариваемся: берите на каждый вызов. А пока тихо, начальник ПЧ-1 Роман Либерт провел нас по своему хозяйству.

После вызова и минуты не проходит, а наш КамАЗ-автоцистерна уже в пути

После вызова и минуты не проходит, а наш КамАЗ-автоцистерна уже в пути

Фото: Мария ЛЕНЦ

Сначала гараж, святая святых, где выстроились несколько машин. Все – заправлены водой и, что называется, «под парами». Готовы выехать в любой момент. Рядом класс для занятий. Оказывается, пожарные учатся постоянно. Слушают лекции, делают «домашку». Вот это новость!

Диспетчерская, комнаты для формы, оборудования, сушки рукавов. Тут же своя тренажерка, сауна, столовая, комната отдыха с аквариумом. Если нет вызовов, можно вздремнуть. Но это не отменяет главного: прозвучит сирена, и машина должна стартануть через минуту, а через десять – быть на месте ЧП.

Оказывается, пожарные учатся постоянно. Слушают лекции, делают «домашку». Вот это новость!

Оказывается, пожарные учатся постоянно. Слушают лекции, делают «домашку». Вот это новость!

Фото: Мария ЛЕНЦ

Не выпускала из горящей квартиры

Так и получилось. Резкий сигнал застает нас врасплох. Но парни буквально впрыгивают в форму. Грубую, внушительную даже на вид. Куртка, штаны, дыхательный аппарат – это еще килограммов 20 веса, совсем не лишнего. В тяжеленном баллоне сжатый воздух, позже пояснили нам. Для пожарного это фактически «вторые легкие».

- Хватает на 38-46 минут, - делится Михаил Шкель, помощник начальника дежурного караула, а коротко – начкара(именно он руководит тушением огня). – Если без аппарата, один-два вздоха, и можно потерять сознание. Недавно был у нас случай. Вызвали на пожар. Квартира на 9-м этаже, вся в дыму. Там молодая женщина и ее сын лет 12. Надеваем на них маски, подключаем к своим спасательным устройствам, для этого у них есть специальные разветвления. Мальчишку я закидываю на спину. Но его мама – я такого не видел никогда – вдруг повисла на дыхательном баллоне, начала тащить меня в квартиру, просто не давала идти. Состояние аффекта. А у меня мальчишка на плече, это килограммов 20. И она тоже. Кое-как вывели из квартиры! Ситуация была на грани. Но такие случаи - мощный импульс, чтобы служить дальше. Когда понимаешь, если бы не ты, человек бы мог погибнуть.

В тяжеленном баллоне сжатый воздух, позже пояснили нам. Для пожарного это фактически «вторые легкие».

В тяжеленном баллоне сжатый воздух, позже пояснили нам. Для пожарного это фактически «вторые легкие».

Фото: Мария ЛЕНЦ

Пламя шло стеной

Наш первый вызов оказался совсем не таким. В частном доме на улице Гагарина просто сработала пожарная сигнализация. Ни огня, ни задымления – ничего.

- И все же отрабатываем каждый сигнал. По принципу «береженого бог бережет», а не «сгорел сарай, гори и хата».

Тем более что в ведении части не только высотки, но и старый деревянный микрорайон, Покровка.

Новый вызов настигает нас в пути

Новый вызов настигает нас в пути

Фото: Мария ЛЕНЦ

- Когда жара стоит, кажется, спичку брось, и все сгорит. Было дело, из-за сильного ветра полыхнули сразу три двухэтажки. Огонь шел стеной, просто бешено.

На борьбу с ним отправили двадцать расчетов. Шли в пламя, рискуя собой. Благо обошлось без жертв. Но тогда крыши над головой лишились больше 60 человек.

- Самые непредсказуемые бывают случаи. Особенно почему-то в частном секторе. У человека дым валит из квартиры, залезешь к нему по лестнице, а он в тебя из «Сайги» - бабах! Из ружья стреляли и топором гоняли. Человек в шоке способен на все что угодно. Подпалить свой же потушенный дом или даже попытаться свести счеты с жизнью.

Детсадовский пожарный

Новый вызов настигает нас в пути. За ним еще один и еще. И все – сигнализация. Ложное срабатывание.

- Самое страшное: мы можем быть на сигнализации, когда кому-то действительно понадобится помощь, - переговариваются бойцы. – Помните, было как-то 34 выезда в сутки? В часть даже не заезжали. Чаю хлебнули, и дальше летим. Зима, деревянный микрорайон, отопление печное. Прикурить дали конкретно.

Всех ребятишек уже вывели во двор. Начкар вбегает в здание и…

Всех ребятишек уже вывели во двор. Начкар вбегает в здание и…

Фото: Мария ЛЕНЦ

И тут еще один адрес – детсад на улице Любы Шевцовой. Минут 7, и мы на месте. Всех ребятишек уже вывели во двор. Начкар вбегает в здание и… вскоре выходит обратно: снова сигнализация, все в порядке. Спускается с крыльца, и вдруг малышня начинает ему махать: спасибо!

- Михаил, давайте снимем вас с детьми?

- Бросьте, - улыбается. – Тороплюсь очень. Мне к 12 в роддом жену с дочкой забирать. Как назвали? Ольгой. Это уже второй ребенок, еще у меня сын, ему три года.

- Хотите, чтобы пришел в эту профессию? – на бегу спрашиваем мы.

- Да, у нас «пожарных» династий много. Если захочет, буду не против. Пускай сам решает.

Камеры наблюдения в детском саду

Камеры наблюдения в детском саду

Фото: Мария ЛЕНЦ

Бабушек выносили на руках

В этот день мы 5-6 раз (сбились со счета) выезжали на сигнализацию и только однажды – на задымление. Бежали по лестнице на 7-й этаж высотки. Чтобы услышать недоуменное: «А мы никого не вызывали».

- Может, пошутил кто-то, случается такое. А вообще какая-то закономерность: если у нас гости, тем более из СМИ, сутки проходят спокойно.

А какие они, неспокойные?

- Конечно, сильнее всего врезаются в память случаи с погибшими, - рассказывает начальник части Роман Либерт. – Особенно, если это дети. Как-то мы приехали на пожар в ту же Покровку. Возле дома стояли стайки, и у забора 11-летний мальчик соорудил себе шалаш. Видимо, со спичками играл. Все это вспыхнуло, и он не смог выбраться. Хотел потушить, но оказался запертым в огненной ловушке. До сих пор помню глаза его матери: «Мой сын там?»

Столовая

Столовая

Фото: Мария ЛЕНЦ

А пожар в доме престарелых прошлым летом… Там коттедж в три этажа (первый кирпичный, потом деревянный) приспособили под приют для стариков. А у соседа слишком близко была пристроена баня. Вот третий этаж и вспыхнул. Мы ехали на вызов в обычный дом. А оказалось там почти 40 неходячих бабушек и дедушек. Там ужас что творилось! Стариков выносили на руках, каким-то чудом спасли больше 30 человек. Еще трое погибли. До них не смогли добраться, температура была очень высокой. Они находились как раз на третьем этаже…

Вода есть всегда

А вообще чаще горит по ночам. Люди не успевают вовремя спохватиться, отреагировать. Коротнет проводку или курильщик уснет с сигаретой, вот самые частые причины.

- Как-то был пал травы. Приезжаем: огонь подбирается к дому. У забора муж с женой и двое пацанов лет по 15, сыновья. Мы – тушить. А им кричим: «Хоть забор-то облейте!» И получаем в ответ: «Тогда вы на что?» А иной раз звучат упреки: мол, пожарные приезжают без воды. Такого просто быть не может. Надо знать: мы цистерну выливаем за 3-4 минуты, такой напор. Поэтому многим так и кажется. Но обычно приезжают две цистерны. От одной подаются «стволы», другая сразу встает на гидрант. И через нее идет подача воды – бесперебойно. А если мы сольем сразу две цистерны, пока будем заправляться, у нас все по новой разгорится! Люди часто не понимают.

Гараж

Гараж

Фото: Мария ЛЕНЦ

- Никогда не жалеете? – спрашиваем. – Как оно: рисковать жизнью и… нарываться на критику?

- Да, не все получается, как в фильмах. Но… хочется делать что-то хорошее для людей, - признается Михаил Шкель. – Профессия очень интересная. Как бы это банально ни звучало, мы на передовой всегда. ДТП, обрушение, пожар – первыми приезжаем на место. Помните, Чернобыльскую АЭС? 26 апреля 1986 года. Там первые два дежурных караула взяли на себя огромную дозу облучения. Умирали в течение двух дней. Люди шли на верную смерть. Гарантии, что здесь такое исключено, быть в принципе не может. Служба совершенно непредсказуема. Но это одно из самых достойных занятий для мужчины.

Все машины готовы к работе

Все машины готовы к работе

Фото: Мария ЛЕНЦ