Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика25 сентября 2018 22:12

Стоит ли инвестировать в самого себя и на какие дивиденды можно рассчитывать

Когда и как стоит инвестировать в самого себя и что это принесет в будущем
Многие компании вообще перестают указывать высшее образование в требованиях при приеме на работу.

Многие компании вообще перестают указывать высшее образование в требованиях при приеме на работу.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Пытаться угадать курс доллара на грядущий год, ловить тенденции рынка недвижимости – зачастую пустая трата времени. Во время кризиса беспроигрышные инвестиции – только в себя. Именно так говорит и Уоррен Баффет, кстати, третий в рейтинге богатейших людей мира.

Дополнительное образование, знания и навыки – действительно, актив, способный приносить деньги. Но в каких случаях стоит инвестировать в самого себя?

КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ ИЗМЕНИЛ СВОЕМУ ДИПЛОМУ

Связана ли вообще фактическая работа с профессией, полученной в вузе? Почти 72% занятых утверждают, что их работа так или иначе связана с профессией, полученной в вузе. Непосредственно по специальности работает лишь половина. А деятельность почти трети (28%) вообще никак не связана с тем, чему учились - знания оказались не применимы к реальной жизни. Это данные исследования кафедры управления человеческими ресурсами Высшей школы экономики (ВШЭ). Ну и что, поспорите вы. Корочка-то пригодилась, какая уж разница где. Но это же исследование подсчитало: каждый четвертый выпускник вуза выполняет работу совершенно не требующую высшего образования. Чаще всего, это работники сельского хозяйства – примерно 40% выполняют обязанности, для которых достаточно общих знаний. То же верно и для 28-32% выпускников юридических, инженерно-технологических, педагогических и гуманитарных вузов. Понятно, высшее образование является неким социальным статусом. И здорово, если его можно приобрести на бюджетном отделении. А если на платном? Например, средняя стоимость обучения по специальности «агрономия» - 140 тыс. руб. в год. Четырехлетний бакалавриат обойдется около 600 тыс. руб. – не слишком ли нынче дорог престиж?

РЕАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ «КОРОЧКИ»

Однако, «премия за образование» все таки существует. Разница в зарплатах на одной и той же позиции между обладателями диплома, и теми, кто его не имеет, в среднем, отличается в 1,5 раза. Эту цифру подтверждают не только российские исследования.

- Однако является ли такая связь прямым следствие наличия диплома? Быть может, все дело в наборе социальных стереотипов? - рассуждает Олег Соловьев, редактор рейтинга Round University Ranking. - Есть высшее образование - значит «полноценный гражданин». Нет - значит лузер.

Поэтому - всякий более-менее активный гражданин стремится к прохождению этого стандартного, большинству не интересного социального лифта.

То есть, человек с дипломом в силу своей природной активности, некогда позволившей ему получить этот диплом, и работает в полтора раза успешнее.

Получается, главное – это жизненная позиция. И ежегодно составляемый список богатейших людей планеты Forbes это наглядно демонстрирует: в рейтинге не менее сотни человек, которые так и не закончили университет. А иные – даже среднюю школу:

Билл Гейтс – основатель Microsoft – состояние $90 млрд – проучился 2 года в Гарварде и был отчислен.

Ричард Бренсон – основатель корпорации Virgin Group – состояние $5,1 млрд – в 16 лет был отчислен из средней школы в Бакингемшире за неуспеваемость.

Марк Цуккерберг – основатель Facebook – состояние $74 млрд – бросил Гарвард на 3-м году обучения.

Стив Джобс – основатель компании Apple – состояние около $7 млрд (на момент смерти 2011 год) – бросил частный Рид-колледж в Портленде спустя 6 месяцев обучения.

Роман Абрамович – частный инвестор – состояние $10 млрд – так и не закончил Ухтинский индустриальный институт.

По данным исследования рекрутингового агентства Glassdoor, многие IT корпорации перестали указывать высшее образование в требованиях при приеме на работу. Среди таких вакансий, например, дизайнеры, специалисты в отдел разработок блокчейн-систем. Сфера услуг тоже все чаще закрывает глаза на отсутствие диплома. И в целом, чем моложе компания, тем проще она относится к формальностям.

- Деньги в образование вкладывать нужно, но, в основном, ради развития самого ребёнка, его способностей, душевной организации. А не в качестве гарантии его успешной карьеры или высокого заработка, - говорит Александр Снегуров, заслуженный учитель России, профессор МГПУ. - Диплом требуется в подавляющем большинстве мест работы, но он не определяет особых условий положения работника. Там, где нужны дипломы, их имеют все. Как правило, само наличие диплома никакого прироста зарплаты не даёт. Работодатели уже привыкли к тому, что уровень квалификации не зависит от диплома, даже от вуза. Хотя есть условный перечень вузов, которые якобы что-то гарантируют, но это капля в море.

КСТАТИ

ВЫГОДНЕЕ ПЕРЕЕХАТЬ, ЧЕМ ВЫУЧИТЬСЯ

В регионах России на образование тратят больше времени и долю дохода, чем в столицах. Для примера: в глубинке платными дополнительными услугами пользуются 9% населения, в мегаполисах – 6%.

Но ни длительность обучения, ни объем вложенных денег не гарантирует высокооплачиваемой работы. В областных центрах можно встретить специалистов, потративших 25 лет «за партой» и получающих среднюю зарплату 27 тыс. руб. Зачем учиться, если проще переехать в Москва или Петербург. По расчетам экспертов ВШЭ, один только факт миграции сюда приведет к 70% росту заработной платы специалистов и руководителей. И к 116%-140% росту - у служащих и рабочих по сравнению с их коллегами в глубинке.

Напрашивается интересный вывод: в современной России куда выгоднее переехать в столицу, чем инвестировать деньги в свое образование там, где родился.

РАЗВИВАЙСЯ ИЛИ БУДЬ ЛУЗЕРОМ

На дополнительное образование в России сейчас особая мода. Из каждого утюга звучат призывы пройти курсы, семинары, вебинары, тренинги. Все это предлагается под соусом саморазвития. Учеба из унылого протирания штанов стала наоборот спасением от скуки. Престижным хобби. Признаком успешного, разностороннего человека.

По расчетам Discovery Research Group (DRG), объем рынка образовательных и развивающих услуг в России составляет 853,6 млрд рублей в год. В реальности - в несколько раз больше. Потому что большинство репетиторов, бизнес-тренеров и коучей – товарищи самозанятые и работают вчерную.

Получают ли их ученики что-то взамен своих расходов? Если говорить о деньгах, то не очень много. То же исследование ВШЭ, говорит, что каждый дополнительный год обучения повышает заработки служащих на 3,9%. Рабочих — на 2,4%. Для специалистов и руководителей этот эффект – в рамках статистической погрешности.

-- Конкретный работодатель может учитывать учёную степень сотрудника, второе высшее, различного рода курсы, - говорит профессор Александр Снегуров. - В каких-то сферах - в образовании, в медицине, в правовой системе - наличие сертификатов повышения квалификации является необходимым условием труда человека. Большинство работодателей, как в государственном, так и частном секторе, добавляют владельцам разных дипломов минимальную сумму к зарплате. Или не добавляют ничего.

- Закончил программу MBA одного из наиболее престижных вузов страны. Два года обучения вместе с учебниками и дополнительной литературой обошлись около 600 тыс. руб, - рассказывает Максим Юдин, директор по продажам московской компании. – На мою карьеру это повлияло опосредованно, так скажем. Повышение по службе от наличия диплома не зависит. Но вот важные контакты, которые я приобрел в процессе обучения, позволили его окупить еще до окончания программы.

Но есть и более распространенный, даже типичный вариант:

- После педагогического университета устроилась работать секретарем в строительную компанию. Но было не по себе с дипломом кофе разносить. Подумала, что нужен еще диплом и пошла на вторую «вышку» - менеджмент, - вспоминает Екатерина Тельнова из Петербурга. - Потратила около 250 тысяч на обучение. В итоге, в новой компании стала помощником руководителя. Вроде, должность получше, а зарплата – такая же.

В теории бизнес-образование увеличивает доход на 70%, иностранный язык – на 60%, знание компьютера на пользовательском уровне – на 20%. По опросам Русской школы управления, доход и карьерный рост меняется примерно в половине случаев. Попадете ли вы в число «счастливчиков» зависит от того, насколько вы готовы к риску перемен. Подчас для того, чтобы применять полученные знания и навыки нужно сменить работу. А иногда – кардинально сменить сферу деятельности. Это пугает. Возникает иллюзия, что знаний еще не достаточно. И процесс учебы продолжается, корочки коллекционируются в шкафу. Но до воплощения на практике так никогда и не доходит. Это называется синдромом «вечного студента». Если вы обнаружили такой у себя, то с учебой точно пришла пора попрощаться.