Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика21 июня 2019 20:03

Супермаркеты и маленькие магазинчики: Кто кого съест

Почему люди перестали тратить выходные на шопинг в гипермаркетах и вернулись в магазины у дома
Если раньше за скидками охотились только пенсионеры, то сегодня это спорт вполне благополучных российских семей.

Если раньше за скидками охотились только пенсионеры, то сегодня это спорт вполне благополучных российских семей.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

А ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Первый гипермаркет в России - турецкий «Рамстор» - был настолько крутым для своего времени проектом, что открывать его в 1997 году приехал лично премьер-министр Черномырдин. Огромный магазин, в котором можно было купить все - от салата оливье до автомобильных шин, - потрясал воображение неизбалованных российских потребителей.

О новом магазине долго говорила вся Москва. И весь немногочисленый городской средний класс ехал в него на шопинг.

Следующие 10 лет гипермаркеты росли как грибы. Крупнейшие розничные сети торопились застолбить лучшие места во всех крупных российских городах. Вся торговля стиснув зубы подстраивалась под новых конкурентов. Если в районе открывался гипермаркет, владельцам небольших магазинов часто приходилось просто закрываться. Покупатель не просто желал все купить по низкой цене, он хотел покупать все в одном месте и по самой низкой цене.

Конкуренция росла стремительно. Чтобы переманить друг у друга покупателей, ритейлеры шли на все - начиная от продаж части товаров в убыток себе, бесконечного увеличения ассортимента до организации бесплатных концертов эстрадных звезд и детских комнат с аниматорами.

И вот эпоха розничных гигантов подошла к концу.

Сегодня практически все сети гипермаркетов испытывают большие проблемы с бизнесом.

Весной крупнейшая российская сеть гипермаркетов «Лента» сменила владельца, ее приобрел металлургический магнат Алексей Мордашов. Финансовые проблемы испытывает французская сеть гипермаркетов «Ашан»: задолженность по аренде, снижение выручки, сокращения персонала. Одновременно падают показатели у немецкой «Метро Кэш энд Керри».

ГУБИТ ГИГАНТОВ НЕ КРИЗИС

Гигантов убивает совсем не экономический кризис, хотя его последствия ощущает на себе вся торговля. Убийцами гипермаркетов стали магазины у дома.

Если раньше небольшой супермаркет рассматривался покупателем исключительно как дополнение к походу в гипермаркет, где семья делала покупки на всю неделю, сегодня ситуация изменилась полностью.

Специалисты говорят о кардинальной смене модели потребительского поведения. Целое десятилетие поездка в гипермаркет была обязательным пунктом семейной программы на выходные. Сегодня люди больше не хотят тратить на это время и деньги.

Автомобильные пробки съедают время. Стоимость бензина, выросшая за 10 лет двукратно, добивает остатки экономии на ценах, которая тоже давно ушла в прошлое.

Кроме того, потребительская корзина обычного покупателя не увеличивается. Для того чтобы купить обычный набор продуктов, совершенно нет необходимости ехать на другой конец города.

Сети супермаркетов «Пятерочка», «Магнит», «Дикси», «Перекресток» предлагают покупателям те же товары, что и гипермаркеты и практически по тем же ценам. А часто и по более низким.

Сегодня практически все сети гипермаркетов испытывают большие проблемы с бизнесом.

Сегодня практически все сети гипермаркетов испытывают большие проблемы с бизнесом.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

ЛЮБИТЕЛИ СПЕЛЫХ ЯГОД

Но идея продавать часть товара с большой скидкой, чтобы заманить покупателя в магазин и там продать ему другой товар, но уже по полной цене, больше не работает. Российские покупатели стали профессионалами в шопинге. В крупных городах в шаговой доступности, как правило, находится несколько конкурирующих сетей. Ритейлеры отмечают, что покупатели совершенно целенаправленно приходят в магазин покупать только товары со скидками. Совершенно необременительно в одном магазине купить по акции кофе и конфеты, а в соседнем - растительное масло и колбасу.

На Западе таких профессиональных покупателей называют черри пикерами - теми, кто «срывает спелые ягоды». Ритейлеры их очень не любят. На этих покупателях они ничего не зарабатывают. Теперь их огромная армия появилась и у нас.

Если раньше за скидками охотились только пенсионеры, которые экономили каждую копейку со своей пенсии, то сегодня это спорт вполне благополучных российских семей, которые тоже стали экономить вполне по-европейски и совершенно не стесняются этого.

Люди стали экономить и деньги, и время. Никто не хочет стоять в пробке только для того, чтобы купить стандартный набор продуктов питания. Быстрый рост интернет-бизнеса заставляет торговые сети экспериментировать с новыми форматами, предлагая бесплатную доставку, кассы без кассиров и сбор заказов заранее.

Гипермаркеты вынуждены инвестировать в новые формы торговли, однако со стороны это выглядит, как если бы приговоренный к смерти сам копал себе могилу. Потому что, если продажи продуктов питания будут перемещаться в онлайн, куда денутся миллионы квадратных метров торговых площадей и сотни тысяч сотрудников, которые их обслуживают?

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Покупатель стал умнее или беднее

Евгений БЕЛЯКОВ

По данным Росстата, в нашей стране 800 тысяч продуктовых магазинов. В большинстве это маленькие торговые точки в небольших городах и поселках. Но основной оборот приходится на крупнейшие торговые сети. Их доля с каждым годом растет. А сами сети развивают разные форматы.

- На рынке увеличивается доля крупнейших федеральных торговых сетей, - говорит Владлен Максимов, вице-президент «ОПОРЫ России», глава Ассоциации малоформатной торговли. - Это общемировая тенденция. К примеру, в Германии 90% рынка контролируют пять крупнейших сетей. И от этого в основном страдают региональные сети. Потому что ассортимент у них схожий, а возможностей для снижения цен меньше (подробности).