Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Свое дело3 декабря 2019 13:50

«Любой предприниматель - это человек, который рискует и хочет изменить мир»

В гостях у Радио «КП» владелец компании HelpLine Павел Смирнов
Владелец компании HelpLine Павел Смирнов.

Владелец компании HelpLine Павел Смирнов.

Максим Коряко:

- Это Радио «Комсомольская Правда» и программа «Свое дело». Мы в очередной раз будем говорить о бизнесе, который может открыть каждый из нас. Сегодня у нас в гостях владелец компании HelpLine Павел Смирнов. Приветствую вас, Павел.

П. Смирнов:

- Приветствую.

М. Коряко:

- Мы поговорим с вами об автоматизации на предприятиях индустрии гостеприимства - я правильно выразился?

П. Смирнов:

- Ты абсолютно прав. Это действительна та сфера, которой мы занимаемся уже 17 лет. Когда-то мы начинали с сервисного обслуживания и сопровождения кафе, ресторанов и любых других предприятий общественного питания, которые работают в нашем городе. А сейчас это и гостиницы, и кинотеатры, и детские развлекательные комплексы, которые мы тоже начали обслуживать и сопровождать. Последние три года - в том числе достаточно крупный ритейэл (розничная торговля, - Авт.).

М. Коряко:

- Я предлагаю сейчас объяснить, что такое «автоматизация индустрии гостеприимства».

П. Смирнов:

- Когда мы с нашими заказчиками начинаем обсуждать их задачи, мы предполагаем несколько уровней автоматизации. Первое и самое простое - это кассовые терминалы и аппараты, которые позволяют принять заказ у гостя или у покупателя, зафиксировать его в системе, а потом приготовить чашку капучино, салат цезарь (посчитав все ингредиенты, из которых это блюдо было приготовлено), принести их на правильный столик гостю, получить от этого гостя обратную связь - что ему все понравилось, получить оплату в конечном итоге. Предпринимателю, владельцу бизнеса это необходимо, чтобы понимать свой денежный поток - сколько он продал, каких позиций, а также понимать, что же у него со складом, с продуктами, которые он закупал, какая у него в конечном итоге сформировалась прибыль. Есть еще несколько задач по автоматизации, которые мы решаем. Учет рабочего времени сотрудников. Контроль доступа в какие-то помещения. Видеонаблюдение. Все это зачастую спасает от большого количества претензий со стороны проверяющих органов либо гостей. Много IT-штук, которые в современном мире нас окружают, а предпринимателям, у которых ресторанный или торговый бизнес, позволяют делать все эффективнее, быстрее и лучше.

М. Коряко:

- Сколько человек сейчас работает в компании?

П. Смирнов:

- Больше сотни. Мы работаем по всей России, поэтому кто-то в штате, кого-то мы привлекаем дополнительно. Но постоянный костяк - более ста человек.

М. Коряко:

- С какой суммы вы начинали этот бизнес?

П. Смирнов:

- Стартовый капитал был ноль. Абсолютно точно, его вообще не существовало. На мой взгляд, чтобы заниматься таким бизнесом, точно не нужен стартовый капитал. Нужно большущее желание, опыт и понимание, что ты делаешь и для кого. И много есть примеров среди моих бывших сотрудников, кто, отработав в HelpLine, получив знания и опыт, открывал аналогичные компании. То есть, стал нам конкурентом.

М. Коряко:

- Первая инвестиция в компании. Во что вложили и сколько?

П. Смирнов:

- Мы все годы росли самостоятельно и развивались на собственные заработанные деньги и как таковых инвестиционных продуктов не использовали. Но потом на нашем рынке случился переломный период. Он затронул не только компанию HelpLine, но и абсолютно всю кассовую индустрию системы автоматизации для ресторанов и торговли. Это 2017 год, наше государство решило поменять кассовые аппараты. Раньше были специальные железки, которые накапливали в себе информацию о каждом пробитом чеке, а с лета 2017-го все стало онлайн и информация у каждой транзакции в онлайне поступает в налоговую инспекцию.

М. Коряко:

- Это те самые онлайн-кассы, о которых сейчас знает любой предприниматель?

П. Смирнов:

- Абсолютно верно. И таких онлайн-касс поставили уже несколько миллионов и мы тоже участвовали в этом процессе.

М. Коряко:

- Средний чек. Примерный порядок цифр у тех клиентов, которые к вам приходят. На какие деньги они рассчитывают и сколько в среднем они вам платят за каждую такую установку или за каждую такую интеграцию?

П. Смирнов:

- Порядка 40-50 тысяч рублей стоит самый простой кассовый аппарат с набором необходимого программного обеспечения. Средний чек у нас в компании все-таки где-то в диапазоне 250-300 тысяч. Он включает в себя и систему видеонаблюдения, и фоновое звуковое сопровождение, дополнительные сервисные принтеры на кухню и в бар, терминалы для официантов и еще много-много других железок, которые дают возможность работать лучше и эффективнее.

М. Коряко:

- Какой у фирмы ежемесячный оборот?

П. Смирнов:

- Мы ежемесячно автоматизируем несколько десятков объектов. Если вести речь о сервисном сопровождении, то у нас таких объектов на обслуживании несколько десятков тысяч - и магазины, и рестораны, и кафе, и кулинария, и ритэйл. Это дает более существенный поток гарантированных ежемесячный денег, которые обеспечивают заработную плату твоим сотрудникам.

М. Коряко:

- А какова сумма этого абонентского обслуживания?

П. Смирнов:

- Стоимость обслуживания одного объекта - 5-6 тысяч рублей в месяц, в зависимости от набора оборудования. Бывают и более дорогие проекты, но в среднем это до 10 тысяч.

М. Коряко:

- Вернусь к предыдущему вопросу по поводу оборота ежемесячного. Еще один вопрос хотел задать, касающийся постоянных расходов - это расходы, которые вы вынуждены нести, даже если у вас вообще не будет никаких продаж…

П. Смирнов:

- Самая основная статья - это заработная плата сотрудников. Ты много лет вкладываешь в то, чтобы научить специалиста. Не просто с помощью каких-то курсов, обучающих материалов, а передаешь свой опыт. После того, как он пять-шесть лет отработал и все знает, тебе нужно всю оставшуюся жизнь его кормить, потому что как только ты перестанешь это делать, он встанет и уйдет.

М. Коряко:

- Во-первых, он станет конкурентом?

П. Смирнов:

- Скорее всего.

М. Коряко:

- Во-вторых, ты потеряешь сотрудника…

П. Смирнов:

- Да, и нужно будет растить нового, потому что вряд ли ты сможешь найти такого же опытного человека.

М. Коряко:

- Любой предприниматель сразу же представляет, сколько он может заработать на этом на всем. И вот представим себе, что сейчас нас слушает кто-то, кто через год откроет такой же бизнес - на какую сумму в месяц он может рассчитывать? Та сумма, которую он оставит в своем кармане или на расчетном счету?

П. Смирнов:

- В большинстве своем, если это начинающий предприниматель, который имеет, видимо, IT-образование и какой-то опыт работы в этой сфере, он точно может рассчитывать на то, что он получит несколько десятков заказчиков, которые будут платить ему абонентские платежи - потому что он будет с первого гудка снимать трубку мобильного телефона 24х7, он будет всегда на линии и всегда будет готов им помочь. Он будет активно им помогать и советовать. И он завоюет их доверие именно своим таким отношением. Ну, давайте считать. Допустим, с каждого такого заказчика он будет получать абонентский платеж 7 тысяч рублей в месяц. Допустим, таких заказчиков будет 50 - ну, потому, что больше он в одиночку не обслужит. 300-350 тысяч рублей дадут возможность ему достаточно уверенно самому жить, содержать каких-то помощников, а дальше время от времени у него будут случаться какие-то проекты автоматизации, в первую очередь, именно от этих же заказчиков.

М. Коряко:

- Очень часто предприниматели в тот момент, когда их бизнес начинает развиваться, вынуждены обращаться к поддержке. Кому-то нужны деньги, кому-то нужна помощь или образование. Насколько я знаю, вы участвовали в программе поддержки предпринимателей от Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы. Департамент является партнером нашей программы и я поэтому хочу спросить у вас - какую поддержку вы получали? Что это была за поддержка? И насколько сложно было ее получить?

П. Смирнов:

- Это как раз был 2017 год, во время активного роста и развития рынка. Чтобы обеспечить необходимое количество кассовых аппаратов у нас на складе (там наблюдался существенный дефицит, производителям нужно было авансировать выпуск этой техники), мы обратились к нескольким финансовым организациям. И в конечном итоге получили кредит на 60 миллионов рублей. Но ведь любой кредит ты должен чем-то обеспечить. И здесь нам очень вовремя помог Фонд содействия кредитования малого бизнеса, который является структурой Департамента. У них есть программа специальная, о которой мы не знали - она позволяет до 70% от тела кредита (в нашем случае это было больше 40 миллионов рублей) получить гарантий Москвы.

М. Коряко:

- Сложно было получить такую поддержку? Много документов пришлось собрать? Много времени пришлось на это потратить?

П. Смирнов:

- Документы примерно такие же, как и в банке, они не сильно отличаются. Ты точно так же рисуешь бизнес-план, объясняешь, почему тебе эти деньги нужны, каким образом и из каких источников ты их вернешь…

М. Коряко:

- Но это адекватный процесс или это сложная бюрократия?

П. Смирнов:

- Нет, это очень понятный процесс.

М. Коряко:

- Павел, самый полезный, на твой взгляд, совет предпринимателям, которые сейчас слушают нашу программу и которые захотят пойти по твоим стопам.

П. Смирнов:

- Любой предприниматель - это человек, который рискует и который ради драйва, эмоций и ощущений хочет изменить мир. Если у человека цель «просто заработать денег», я никогда не видел, чтобы подобный подход заканчивался бы успехом. Но если ты хочешь сделать что-то полезное для людей и у тебя есть идея, как им упростить жизнь, только тогда ты сможешь заработать.