Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Свое дело4 декабря 2019 13:50

Сколько можно заработать на роботах-сварщиках

В студии Радио «КП» - руководитель компании «Интеллектуальные Робот Системы» Антон Бычковский
Антон Бычковский.

Антон Бычковский.

Максим Коряко:

- Здравствуйте. В эфире Радио «Комсомольская Правда» программа «Свое дело». Меня зовут Максим Коряко. И сегодня мы в очередной раз говорим о бизнесе, который может открыть каждый из нас. Точнее, каждый, кто обладает специальными навыками и знаниями. У нас в гостях руководитель компании «Интеллектуальные Робот Системы» Антон Бычковский. ИРС - это разработка и установка любых роботизированных систем для самых различных сфер промышленного производства в России и СНГ. Антон, здравствуйте.

А. Бычковский:

- Здравствуйте.

М. Коряко:

- Я предлагаю сразу перейти на ты. Антон, привет!

А. Бычковский:

- Привет-привет!

М. Коряко:

- Традиционный первый вопрос для гостей в нашей студии: о чем твой бизнес? Что вы продаете? Какие услуги оказываете?

А. Бычковский:

- Если говорить простым языком, мы оказываем, на самом деле, очень дорогую услугу. Мы поставляем роботизированные комплексы, которые проектируем и производим тоже самостоятельно. Мы их собираем как конструктор «Лего», из различных комплектующих. Какие-то мы закупаем, какие-то мы производим. Но основная добавленная стоимость - это как раз интеллект, который мы вкладываем в эти робот-комплексы при их проектировании и пуско-наладке. Наши роботы работают на металлообрабатывающих производствах. В основном мы ведем четыре применения: сварка, резка, напыление и дробеструйная обработка (это метод чистки металла, - Авт.). То есть это производственные предприятия, в-основном - из оборонно-промышленного комплекса.

М. Коряко:

- Сколько человек у вас сейчас работает в компании?

А. Бычковский:

- 22 человека. Часть должностей мы сократили, часть - наоборот, добрали. И этот подход позволяет быть более эффективным.

М. Коряко:

- Сколько лет назад вы начинали работать?

А. Бычковский:

- В апреле 2020 года нашей компании будет десять лет.

М. Коряко:

- Как выглядела ваша компания в первые несколько дней или в первый месяц открытия?

А. Бычковский:

- Нас было два человека - я и мой коллега Андрей Данилов. Мы базировались в офисе компании, от которой мы, собственно, отросли, скажем так. Нам выделили два стола. И мы вдвоем вот так работали.

М. Коряко:

- Собственно, идея не упала на вас с потолка. Вы работали в компании, которая занималась чем-то подобным, - я правильно услышал?

А. Бычковский:

- Да, абсолютно верно. Идея эта была не новой. Но как раз это время она была стартовой для рынка. Мы занимались другими промышленными роботами до этого, роботами другого бренда. Систему ЧПУ (числовое программное управление - с его помощью в станки последних поколений закладывают задачи, проекты деталей и проч. - Авт.) были известны давно, а роботы только начинались. И мы в эту «калитку» хорошо зашли.

М. Коряко:

- Эта калитка открыта по-прежнему? Или она уже призакрылась?

А. Бычковский:

- Нет, она открыта. Просто это высокорисковый, наукоемкий, технологичный бизнес, где требуется очень серьезная обеспеченность кадрами. Нужны люди, которые могут не только продать, но могут запустить и пуско-наладить это оборудование. Как вы слышали, раз мы специализируемся на сварке и у нас целых два главных сварщика. Потому что очень важно после установки оборудования сдать технологию.

М. Коряко:

- Заказчику?

А. Бычковский:

- Да. Потому что оборудование без технологии никому не нужно. Оно мертвое.

М. Коряко:

- Когда вы начинали девять лет назад, у вас был стартовый капитал?

А. Бычковский:

- Мы начинали вообще без денег. У нас был уставной капитал в миллион рублей. И с ним мы начали двигаться. Его хватало только на зарплату. А потом очень удачно получилось взять заказ. И мы, собственно, на этом заказе достаточно долго проехали.

М. Коряко:

- Откуда клиенты о вас узнают? Как они вас находят? И откуда, самое главное, нашел вас тот самый первый клиент?

А. Бычковский:

- Это был элемент определенного везения. Мы этого клиента несколько месяцев вели еще во время работы в компании, из которой мы вышли. С этого заказа мы и начали. Потом мы активно развивали маркетинг, участвовали в выставках. В один год мы вообще, по-моему, во всех региональных выставках по сварке приняли участие. Их было чуть ли не десять. Развивали свой интернет-сайт. А потом о нас клиенты стали узнавать по сарафанному радио. Потому что, когда ты доходишь до определенного объема сделанных проектов, люди начинают о тебе говорить в позитивном ключе, рекомендовать коллегам. И клиенты уже как-то сами приходят.

М. Коряко:

- Каков ваш средний чек?

А. Бычковский:

- Средненький комплекс такой - если мы говорим об оборонной тематике, то есть это сварка неплавящимся электродом - стоит от 400 тысяч евро. Ну, от 30 млн. рублей, скажем так. Если говорить о частном бизнесе - например, производство или сварка рам тачек или что-нибудь такое - это где-то тысяч 110, наверное, евро. То есть 7-8 миллионов рублей. Это цены на полнокомплектный комплекс, с пуско-наладкой, с оснасткой и так далее.

М. Коряко:

- Представим себе, допустим, что вы взяли проект, который стоит 10 миллионов. Из этих 10 миллионов, которые вам заплатил клиент, сколько пойдет на закупку комплектующих и на расходы, связанные с осуществлением этого проекта?

А. Бычковский:

- Если говорить о чистой рентабельности, то в бизнесе автоматизации это где-то 12%. В Европе считается 7% уже очень хорошим результатом. Но они рассчитывают еще амортизацию помещений. Там много всего. Обеспеченность безопасности труда, и так далее, много других вычетов, которые на самом деле оплачиваются раз в год.

М. Коряко:

- Сколько такой как вы предприниматель может заработать на этом в год?

А. Бычковский:

- Вопрос очень хороший. Но, честно говоря, я не считал, по одной простой причине - я покрываю часть своих потребностей: съездить на отдых или велосипед себе новый купить. Но в-основном все деньги остаются в компании. Как я вам сказал ранее, мы в основном работаем с государственными проектами. А они требуют нашего собственного финансирования в том числе. Чтобы участвовать в тендере, нужно внести обеспечение. Для крупного тендера это может быть и 10, и 15 миллионов рублей. Просто положить на площадку и на три-четыре месяца, пока идет процедура, их заморозить. Для этого нам нужны оборотные средства. И мы стараемся оставлять на счетах как можно больше денег.

М. Коряко:

- Вопрос, связанный с вашим сотрудничеством с Департаментом предпринимательства и инновационного развития Москвы. Я знаю, что вы получали от них какую-то поддержку.

А. Бычковский:

- Мы в прошлом году делали один крупный проект, для которого нам потребовалась помощь в поручительстве по банковской гарантии. Собственно, нам дало это хороший такой толчок. Потому что до этого мы не рассматривали проекты стоимостью выше 100 млн. рублей. Сейчас для нас 100 миллионов - это такой средненький проект, ничего особенного. А тогда мы приобрели важный опыт и смогли в принципе эту сделку провести. В противном случае нам пришлось бы вносить большой залог, а у нас бы не было части оборотного капитала. Так что у нас только позитивные впечатления от Фонда поддержки. Фактически банковская гарантия - это гарантия для заказчика, что взявшая контракт компания, исполнит свои обязательства. То есть, для получения большого кредита нужно внести или в залог имущество, или какой-то другой актив. У нас такого актива не было. И денег столько не было. Поэтому мы прибегли к поручительству, чтобы Фонд нас проверил и понял, что мы хорошие парни и никуда не сбежим. По факту, банк попросил или залог, или поручительство фонда, который, в случае чего, этот залог оплатит. Это тоже очень немаленькая сумма была.

М. Коряко:

- Мы можем ее открыть?

А. Бычковский:

- Залог был порядка 60 млн. рублей.

М. Коряко:

- Это сложно было или нет? Большое количество документов необходимо было собрать?

А. Бычковский:

- Это непросто. Но подъемно.

М. Коряко:

- Но не из серии невозможного? Некоторые предприниматели, которые хотели бы обратиться к государству за поддержкой, считают, что это невозможно. И даже не пробуют.

А. Бычковский:

- Вы знаете, возможно все. У нас с первого раза получилось.

М. Коряко:

- Традиционный вопрос для всех предпринимателей, которые приходят к нам: ваш лучший совет молодым предпринимателям, которые захотят пойти либо по вашим стопам, либо по какому-то другому предпринимательскому маршруту. Людям, которые не сегодня-завтра зарегистрируют свои ИП и станут предпринимателями. Что бы вы им посоветовали?

А. Бычковский:

- Я бы им посоветовал с первого дня не ориентироваться только на прибыль, а ориентироваться на то, как будет выстроена структура. Снять быстро прибыль и закончить все это дело - несложная задача. Любой средний человек с ней справится. А когда вы строите структуру, это существенно дольше. Зато структура - как машина, сама начинает генерировать проекты и деньги. А вы ее лишь поддерживаете.