Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Экономика25 декабря 2020 6:30

Обучая преподавателей: чем и кому полезны курсы «Новые возможности для каждого» в ТГУ

Тольяттинский госуниверситет повышает квалификацию коллег
Влад ЛУГОШИН
Проект «Новые возможности для каждого» позволяет не только получить новые знания, но и «разложить по полочкам» уже имеющиеся. Фото: Артем ЧЕРНЯВСКИЙ

Проект «Новые возможности для каждого» позволяет не только получить новые знания, но и «разложить по полочкам» уже имеющиеся. Фото: Артем ЧЕРНЯВСКИЙ

Тольяттинский государственный университет продолжает участвовать в федеральном проекте «Новые возможности для каждого» в рамках нацпроекта «Образование». Это значит, что ТГУ проводит повышение квалификации для представителей вузов и партнерских организаций-работодателей. Бесплатное обучение по 12 программам непрерывного образования сейчас получают около двух тысяч человек.

«Новые возможности для каждого» позволяют обновить профессиональные знания и приобрести новые навыки, в том числе касающиеся сферы цифровой экономики. Гранты для участия в форме субсидии из федерального бюджета распределяются на конкурсной основе.

В первый раз ТГУ прошел отбор и был приглашён в «Новые возможности» в 2019-м, наряду с Казанским национальным исследовательским технологическим университетом, Национальным исследовательским Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского, Южно-Уральским государственным университетом. В ту сессию Тольяттинский госуниверситет обучил по 15 образовательным программам 1368 человек. В этом году проект продлили, и вузы-победители продолжили работу по переподготовке россиян. Причём количество желающих получить новые знания и навыки значительно увеличилось в период пандемии.

- По плану нам предстояло обучить 1260 научно-педагогических работников, – говорит директор института дополнительного образования (ИДО) ТГУ Елена Даценко. – Сегодня мы проводим обучение 1758 человек из 34 вузов в 23 регионах, а также 250 сотрудников АО «АВТОВАЗ», ПАО «КуйбышевАзот», ПАО «Кузнецов», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» и других организаций.

Для реализации задач проекта преподаватели опорного ТГУ разработали 12 новых образовательных программ. Среди них актуальные сегодня «Педагогический дизайн онлайн-курса», «Современные образовательные технологии», «Цифровые технологии обучения взрослых» и «Технология дополненной и виртуальной реальности в образовании» (полный перечень представлен здесь).

В этом году ТГУ пришлось обучить в рамках проекта на 750 человек больше запланированного — многих мотивировала пандемия. Фото: Артем ЧЕРНЯВСКИЙ

В этом году ТГУ пришлось обучить в рамках проекта на 750 человек больше запланированного — многих мотивировала пандемия. Фото: Артем ЧЕРНЯВСКИЙ

- Программа «Цифровые технологии обучения взрослых» показала мне системный подход к дополнительному непрерывному образованию, – делится впечатлениями слушатель курса, доцент кафедры «Библиотековедение и информационные технологии» Алтайского государственного института культуры Лариса Гриневич. – Раньше я только интуитивно занималась созданием смешанных онлайн-курсов, особенно не вдаваясь в теорию вопроса. После обучения для меня прояснились некоторые вещи, стали понятны «правила» создания онлайн-курсов для взрослых, систематизация процесса обучения.

Доцент из Казанского авиационного института Эльвира Бердникова воспользовалась правом на повышение квалификации, чтобы перенять опыт тольяттинцев, ведущих программу «Эффективный наставник». Ведь она сама ведёт аналогичную в своем университете. Знакомый материал Бердникова смогла увидеть с нового ракурса. Её коллега Юлия Кондратьева из Енотаевского филиала Астраханского государственного строительного университета стала дистанционной слушательницей того же курса, потому что в их учебном заведении внедряется программа наставничества. Ей нужно было повысить квалификацию, чтобы более уверенно обучать других преподавателей.

Вот что рассказывает о курсе «Эффективный наставник» его куратор Оксана Еник, заведующая кафедрой «Дополнительное образование и профессиональное обучение» ИДО ТГУ:

- Это новая программа, мы запустили её в нынешнем году, «обкатав» сначала с сотрудниками ПАО «КуйбышевАзот» в рамках нацпроекта «Демография». Наставничество сейчас является приоритетным направлением, поэтому курс очень востребован у работодателей. В ходе курса мы формируем у наставников коммуникативные навыки, они учатся взаимодействовать с представителями разных поколений. Рассказываем теорию поколений, даём реальный инструмент по общению, выходу из конфликтных ситуаций, повышению эффективности работы и т.д. Если наставники – это люди на производстве, то им, как правило, не хватает основ педагогических знаний, и они их у нас получают.

Значительная часть занятий проекта «Новые возможности для каждого» проходит в дистанционном режиме. Фото: Артем ЧЕРНЯВСКИЙ

Значительная часть занятий проекта «Новые возможности для каждого» проходит в дистанционном режиме. Фото: Артем ЧЕРНЯВСКИЙ

Помимо «Эффективного наставничества», востребованы все курсы, связанные с цифровизацией.

- Мы выбрали направления «Педагогический дизайн онлайн-курса» и «Цифровые технологии обучения взрослых», – говорит Татьяна Редько, проректор по учебно-воспитательной работе Восточно-Сибирского государственного института культуры. – Я думаю, эти программы сейчас необходимы всем, кто учит других. Очень понравилось, что кураторы курсов из института допобразования (ИДО ТГУ «Жигулёвская долина – прим.ред.) всегда держат с нами связь, быстро решают возникающие вопросы и проблемы.

Её мысль продолжает Татьяна Иванова, преподаватель медицинского колледжа Ижевска:

– Я работаю диспетчером в Республиканском медицинском колледже и здесь же преподаю «Основы безопасности жизнедеятельности». Молодые люди сегодня очень хорошо разбираются во всем, что касается «цифры», и мне бы не хотелось от них отставать. Обучение на курсе мне понравилось, всё было довольно доступно преподнесено, и многие из приобретенных знаний я уже применила на практике.

Директор института дополнительного образования ТГУ «Жигулевская долина» Елена Даценко выступила куратором курсов «Педагогика и психология в дополнительном профессиональном образовании» и «Soft-skills для преподавателей». В их рамках означенные темы раскрываются в неожиданных для многих слушателей аспектах. На них разъясняют особенности учебно-методического и организационного обеспечения при реализации дополнительных профессиональных программ, показывают, какие есть форматы дополнительного образования, учат применять геймификацию и цифровые инструменты, продвигать программы допобразования с помощью социальных медиа. Также слушатели курсов и программ осваивают основные принципы self-менеджмента, учатся применять инструменты эффективного взаимодействия с партнерами по коммуникативным процессам в своей деятельности.

Занятия продлятся до 26 декабря. Преподаватели ТГУ проводят очное обучение как в привычной форме тренингов, так и с элементами дистанционных образовательных технологий. Часть занятий происходят полностью «на удаленке». Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получат удостоверения о повышении квалификации.