Премия Рунета-2020
Самара
-4°
Boom metrics
Общество10 июля 2013 16:36

Дмитрий Азаров в гостях у «Комсомолки»: «Первое время мне снились покусанные горожане и летающие сосульки»

Самарский градоначальник выкроил в рабочем графике два часа времени, чтобы в спокойной обстановке пообщаться с журналистами «КП». [видео+фотогалерея]
В гости к "Комсомолке" пришел мэр Самары Дмитрий Азаров

В гости к "Комсомолке" пришел мэр Самары Дмитрий Азаров

Фото: Елизавета СУХОВА

В редакцию «Комсомолки» Дмитрий Азаров приехал с третьей попытки – из-за множества срочных дел встречу пришлось дважды переносить. Но в среду самарский градоначальник все же выкроил в рабочем графике два часа времени, чтобы в спокойной обстановке выпить чаю с пирожками и пообщаться с журналистами «КП». Перед тем, как начать беседу, мэр прогулялся по редакции, с интересом заглянув на верстку, где готовился к печати свежий номер газеты.

- «Комсомолку» я читаю. Не буду врать, что каждый день, времени маловато, но читаю, - признался Дмитрий Игоревич. - Все печатные издания сейчас теряют позиции, часто звучит мысль, что газеты – это уже вчерашний день. А вам удается сохранить стабильные тиражи и неизменную любовь читателей. Сегодня, когда меняются подходы, взгляды на журналистику, информационные потоки, вы остаетесь «скалой стабильности» в этом бурном инфорционном море. Думаю, «Комсомолка» многим людям – особенно представителям старшего поколения – дает надежду даже только тем, что она есть, ведь в стране произошли колоссальные изменения, но газета по-прежнему с ними.

- Вот тут две вазы, в одной, по нашему мнению, вопросы удобные, в другой – неудобные. Тяните из каждой по очереди, - предложили журналисты.

- Я не знаю понятия удобные и неудобные вопросы. Я знаю, что есть вопросы, заданные зря, - удивив всех присутствующих, мэр смело перемешал все листочки в одну кучу.

Фото: Елизавета СУХОВА

О РАБОТЕ МЭРА

«Первое время мне снились покусанные горожане и летающие сосульки»

- Самым трудным для меня был этап первой работы в муниципалитете. Тогда в голове все стало меняться: я понял, что жители города – не мои подчиненные. И первый серьезный урок был в Думе. Когда я в ноябре 2006 года пришел в мэрию первым замом главы, бюджет города на этот год был уже исполнен. То есть все деньги были потрачены, их не было ни на зарплаты, ни на коммуналку – в казне полный ноль. Мы пришли к депутатам, а они говорят: «Неа, у нас был конфликт с Лиманским, и мы хотим сделать ему плохо. Ничего из того, что ты предлагаешь, мы делать не будем, вносить изменения в бюджет мы не будем, и все равно, что в городе наступит коллапс». И эти депутаты – не мои подчиненные, им нельзя просто дать указания! Пришлось находить аргументы. Это была внутренняя ломка. Но в какой-то момент я перестал сердиться, раздражаться, понял, что если не смогу объяснить депутатам, то не смогу объяснить и простым горожанам. Конечно, были трудности и с постоянным психологическим давлением: когда постоянно выслушиваешь жалобы и претензии, по ночам начинают сниться покусанные граждане и летающие сосульки. Но зато опыт просто бесценный.

- У афганцев есть такая пословица: «Ослик, постоявший в тени, работать не будет». Поэтому достаточно опасно заходить «в тень». Я очень часто наблюдал, что руководители, которые расслаблялись, начинали думать, что все в порядке, что «жизнь удалась», получали от этой жизни неприятные «бумеранги». И потом уже не могли собраться, заставить себя работать. Этот чужой опыт я отложил для себя.

Фото: Елизавета СУХОВА

- Мой день начинается со звонка оперативному дежурному. Хотя иной раз промежуток между тем, как я с ним простился, и между утренним звонком не такой уж большой. Поначалу я сказал – вы звоните мне сразу, если что, и они звонили буквально по любому поводу. И это правильно. Был, помню, один дежурный, который просто звонил каждые два часа, в том числе ночью, и докладывал: «Дмитрий Игоревич, за время дежурства ничего не произошло».

О СЕМЬЕ

«Самые строгие судьи моих поступков – это родители»

- Секрет семейного счастья - во взаимопонимании, доверии и мудрости супруги. Потому что очень сложно вытерпеть, когда муж постоянно на работе. И детям, конечно, не хватает общения. Если ты вдруг отведешь ребенка утром в школу – это уже большое счастье. Счастье, если вдруг придешь домой пораньше, когда дети еще не спят, и удастся хоть о чем-то поговорить. Понятно, что строгие вопросы в этом случае исключены: когда общаешься мало, хочешь не поругать, а поговорить о чем-то более важном, обнять, обогреть.

- Мои главные педагоги – это, безусловно, родители. Отец еще и тренировал меня, привил любовь к спорту, был первым наставником по баскетболу. Я вспоминаю, как он, будучи занятым на двух, а иногда и трех работах, находил время по выходным, по вечерам, чтобы для себя, для души вести баскетбольную секцию. Конечно, до сих пор самыми строгими судьями моих решений и поступков остаются родители.

Фото: Елизавета СУХОВА

- Я хорошо отношусь к животным, у меня есть рыбки. Как-то раз домашние уехали и оставили их на меня. Но я их перекормил, и выжили не все. К приезду домашних, на мой взгляд, те же рыбки плавали в том же бассейне. Но оказывается, они всех их знали персонально, и скрыть потери не удалось.

- Будущее своих детей и внуков я вижу в Самаре. Я очень горжусь своими детьми. Хотя им непросто приходится, иногда даже фамилию приходится скрывать, чтобы не привлекать внимания. Но им все равно удается быть самими собой.

О ЧЕМПИОНАТЕ МИРА

«Очень рассчитываем на региональную программу»

- Много предстоящих изменений мы связываем с чемпионатом мира по футболу. Муниципальная программа подготовки к мундиалю была принята еще в прошлом году, федеральная - в июне. Сейчас мы очень рассчитываем на региональную: она проходит этап согласования.

- Очень много проектов по благоустройству пытаемся связать с чемпионатом мира по футболу, но пока много выкидывают. К сожалению, федеральный проект включает в себя стадион, дорогу к нему и немного инфраструктуры. Все вопросы благоустройства оттуда пока исключены. Но это не значит, что надо останавливаться, мы все равно будем двигаться вперед.

- Мы совершенно не ожидали никакого напряжения по слушаниям по генплану: они касались только федеральной и областной земли, и ничьих интересов третьих лиц не затрагивали. И вдруг сошлись одновременно несколько решений, в том числе техзадание минстроя. У людей появилось ощущение, что их обманывают, что та карта, которую им показывают на слушаниях – фальшивая, а на самом деле правильная карта в интернете на сайте закупок у минстроя. И практически невозможно было объяснить, что это два процесса разных, между собой не связанных. На ровном месте получили серьезный социальный всплеск, который уже три недели по ниточкам распутываем.

О ДЕТСКИХ САДИКАХ

«В следующем году все дети 3-7 лет пойдут в садики»

- Я горжусь нашей работой по созданию дополнительных мест в садиках. За два года открыто 6,5 тысяч мест, это очень серьезный результат. В прошлом году мы реконструировали два детских сада, а в этом, наконец, приступили к новому строительству. Два детсада должны запуститься к 1 сентября и еще три планируем сдать к концу года. При этом мы создали условия, чтобы бизнес сам строил дошкольные учреждения. Например, в Крутых ключах возведен детский сад на 350 мест. Есть совершенно уникальный проект, совместный с заводом «Электрощит», который отремонтировал, буквально восстановил из руин здание бывшего детсада, а мы взяли на себя вопросы по его эксплуатации, оборудованию, затраты на зарплаты педагогам. Начатый в Самаре проекте «Билдинг-сад» уже распространяется по всей стране.

Фото: Елизавета СУХОВА

- Мы искали все пути решения проблемы, рассматривали опыт Перми, где семьям, в которых дети не ходят в сад, платят по 5 тысяч рублей. Но это просто деньги на содержание ребенка, исключены образовательные программы, социальная адаптация, воспитание. Поэтому мы не пошли по этому пути, хотя это было и проще, и дешевле: в среднем содержание ребенка в саду в месяц мэрии обходится в 9 тысяч рублей. Мы планируем, что в следующем году все дети от 3 до 7 лет смогут пойти в детские сады.

О БИЗНЕСЕ

«Мне в лицо говорят: «Мы подождем другого мэра»

- Обилие киосков и предпринимателей связано с нашим самарским менталитетом, с нашим характером. У нас самый низкий процент безработицы по ПФО, люди привыкли работать и зарабатывать, когда закрыли заводы, они не сели на шею государства. И это я уважаю, поверьте, потому что я сам был в такой ситуации. К сожалению, у нс в стране сейчас поощряют иждивенческие настроения. Мы почти не говорим о том, что чтобы что-то появилось надо много работать

- В Самаре выросло целое поколение на территории беззакония. У нас раньше как: предприниматель что-то нарушил, ему мэрия предъявила претензии, он шел в правительство и говорил: нас мэр кошмарит. Ему говорили – ты хороший, строй все что хочешь, мы прикроем. И обратная ситуация – министерство нашло нарушения, а предприниматель – бегом в городскую администрацию. В результате – твори в городе что хочешь, или одно или другие тебя прикроют. Целое поколение выросло в условиях абсолютного беззакония в городе.

- Сейчас на меня много обид у бизнеса, люди теряют деньги в торговле, в строительстве. Строить в Самаре раньше можно было что угодно и где угодно. В первые полгода часто бывало: приходит ко мне человек и говорит, мол, здесь я строю. Я ему: «нет, не строишь». Он искренне удивляется: «почему?». Отвечаю – «зонирование, и оно всегда здесь было». В ответ : «Да? Ну ладно, это я знаю. А что надо-то? Денег тебе? Или еще чего? Может я чем-то тебя лично обидел?». И люди искренне не верят, что ничего не надо, надо просто, чтобы было по закону. Многие и сейчас говорят мне в глаза: «Мы подождем другого мэра».

Фото: Елизавета СУХОВА

О КИОСКАХ

«Торговля должна быть цивилизованной, надо уходить от базара»

- Вы знаете, какое засилье киосков в городе было. Но за каждым из них 3-4 рабочих места. Поэтому мы с коллегами из минимущества договорились, что удалять киоски будем постепенно:. когда будут заканчиваться сроки договора их просто не будут продлеваться. Так оно и шло, хотя в минимущества находились юридически грамотные люди, которые говорили – мы не имеем право не продлять договор. И пока губернатор не стукнул кулаком по столу, ситуация с мертвой точки не сдвинулась. Но, к сожалению, когда кадровый состав министерства менялся, за период «безвластия» появились сотни новых договоров.

- Сейчас есть острота по рынку на Аэродромной. Мы дождались 1 января, когда заканчивался срок аренды, и пришли сносить рынок. А там собственник показывает письмо минимущества, в котором написано, что договор продлен. А я лично людям обещал рынок убрать, была масса жалоб и обращений! Сейчас вопрос полностью урегулирован с минимуществом, мы дали бизнесменам две недели чтобы распродать товар, и приступим к зачистке.

- Торговля должна быть цивилизованной, надо уходить от базара. Потому что жителей города киоски раздражают, и если бы мы не начали их убирать, могло бы дойти до плохого, уже были случаи когда их сжигали. Дубина народной войны, когда власть бездействует - это самое страшное.

- Мы убрали с улиц города 3,5 тысячи киосков – это минимум 10 тысяч работников. Работали с сетевиками, чтобы их трудоустраивать, переобучать, смотрели иные варианты предоставления аренды. Вот сейчас практически сам занимаюсь вводом в эксплуатацию торгового центра в Овраге Подпольщиков, чтобы все киоски убрать оттуда. Есть договоренность, что когда откроется центр, для торговцев там будут места. Но собственника буквально за руку приходится водить по пожнадзору и другим инстанциям, а он уже на шею садится.

О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ

«Да, наш город не музей, это правда. Но в музеях и не живут»

- Много сделано по наведению чистоты и порядка, при этом затраты на санитарное содержание практически не возросли. Результат достигается за счет ответственного отношения к делу и системы жесточайшего контроля, в этом помогают и жители и журналисты. В 2011-2012 годах почти весь бизнес подписал соглашение о содержании прилегающих территорий. Каждый глава района приглашал каждого предпринимателя и включал всю силу своего обаяния, убеждая, что надо это сделать. И результат есть. Другое дело, что еще нет привычки, как, например, в Москве, в Чебоксарах, в Казани. Но она появится, я уверен.

- По дорогам изменения заметны, они фиксируются даже ГИБДД. На 1 января 2011 года 90 процентов дорог в Самаре по данным ГИБДД были в ненормативном состоянии. Сейчас этот показатели снизился до 70%.

Фото: Елизавета СУХОВА

- Хочется повышать уровень комфорта проживания и благоустройства. Здесь мы очень отстаем. Ну что мне, казалось бы, эта набережная в первый год? Да просто у нас уже ни одного места в городе не оставалось, куда можно было бы придти с семьей, с гостями.

- Наш город сейчас привлекателен для жизни. 905 тысяч квадратных метров жилья сдали в прошлом году - это говорит о том, что к нам едут, люди хотят жить в Самаре. У нас есть где себя реализовать, есть где работать и зарабатывать. Да, у нас город не музей, это правда. Но в музеях и не живут.

Фото: Елизавета СУХОВА

СКАЗАНО!

«Хвалите чиновников – для них это удар ниже пояса»

- У нас сейчас появились такие жители, которые сами что-то натворят, вынесут мусор в неположенном месте, сфотографируют, и мне же в твиттер выкладывают – мол, вот, мусор не убирается.

- Чиновники должны иметь высокую психологическую устойчивость и видеть в потоке претензий суть, конструктивную критику. Правда, тут существует другая опасность – стать толстокожим и не реагировать на беды людей. Поэтому хвалите чиновников, хотя бы иногда. Они этого не ожидают, и для них ваша похвала – это как удар ниже пояса.

http://www.kp.ru/f/4/image/32/32/683232.jpg

http://www.kp.ru/f/4/image/32/32/683232.jpg

Фото: Елизавета СУХОВА