7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. Мы предлагаем взглянуть на историю отечественного воздушного флота глазами советских художников, ставших свидетелями становления мирной авиации в нашей стране
Рождение российского воздушного флота практически совпало с началом ХХ века. А уже через 10 лет в городах Российской империи висели плакаты, рекламирующие компании, производящие летательные аппараты.
После Первой мировой войны и революции стали ясны преимущества крылатых машин перед другими видами транспорта. И новая власть уделяла большое внимание развитию гражданского воздушного флота.
15 июля 1923 года летчик Яков Моисеев совершил рейс Нижний Новгород - Москва на немецком самолете «Юнкерс». На его борту были четыре пассажира. Общая длительность полета составила около 7 часов (с посадкой на дозаправку в городе Иваново-Вознесенске). Этот полет и стал первым пассажирским авиарейсом в СССР. Первая гражданская авиакомпания в стране Советов называлась символически – «Добролет» и создавалась на народные деньги.
В 1924 году стараниями Льва Троцкого было создано Общество друзей химической обороны – «Доброхим», который затем переименовали в Авиохим, положил начало сельскохозяйственной авиации в России.
В начале ХХ века конкуренцию самолетам составляли дирижабли. Визит в 1930 году в Москву немецкого дирижабля «Граф Цепеллин» подтолкнул советских людей к идее создать свой дирижабль «Клим Ворошилов». Было собрано около 3 миллионов народных денег. Но воздухоплавательный аппарат так никогда и не был построен. И дальнейшая судьба народных денег осталась неизвестна.
Но уже в начале 30-х годов стало ясно, что главенствующую роль среди воздушных машин прочно заняли самолеты. В СССР стали строиться производства по выпуску отечественных крылатых машин. На одном из плакатов того времени – такой завод.
А самолетов для мирных целей требовалось все больше, и больше. В услугах гражданской авиации нуждались: почтальоны, милиция, врачи «скорой помощи», колхозники, пастухи, рыболовы, лесники…
А на этом плакате – один из первых туристических самолетов, совершавший круговые полеты над Москвой. Чтобы насладиться видами столицы с высоты птичьего полета, нужно было заплатить всего 25 рублей.
А в 50-е годы, годы встал вопрос о зарубежных общедоступных перелетах. Вопрос этот решался на самом высоком государственном уровне. В частности, возможность перелетов из СССР в США решался с 1958 года по 1968-й. Именно в этом году «Аэрофлот» совершил первый рейс из Москвы в Нью-Йорк на Ил-62.
Очевидцы вспоминают, что когда совершался первый рейс из Москвы в Нью-Йорк, на нем летели приглашенные американские корреспонденты, которых поразила красота и культура русских стюардесс. Первые советские стюардессы международных авиалиний были выпускницами языковых вузов, прекрасно владели языками и знаниями в самых разных областях. Устроиться на эту работу обычной девушке было практически невозможно. Отбор был очень строгий.
В 1980 году в Москва встречала гостей Олимпиады-80. Тогда впервые в СССР в связи с повышенным наплывом иностранцев, в аэропортах были ужесточены правила досмотра пассажиров и введены новые правила проверки багажа и ручной клади.
Юбилейный плакат единственной авиакомпании в СССР - «Аэрофлота». Гражданской авиации в 1983 году исполнилось 60 лет.
Сухой закон, принятый с началом Перестройки, не коснулся гражданской авиации. В изданном "Аэрофлотом" положении по приобретению и употреблению алкоголя в аэропортах было написано: «...ассортимент спиртных напитков на борту - это часть продукта, призванного обеспечить комфортность пассажиров в ходе полета». И число пассажиров, неожиданно решивших, что пользоваться самолетом - комфортнее, чем ехать поездом, увеличилось.