Во время Первой мировой войны в Самаре работал уникальный отряд велосипедистов-санитаров

За 14 месяцев они перевезли более двух с половиной тысяч раненных солдат и офицеров

В годы Первой мировой войны Самара стала выполнять роль важного тылового пункта. Помимо прочих задач на властях города лежала обязанность по размещению и лечению раненых солдат и офицеров, прибывающих с передовой.

Предполагалось, что ежедневно в Самару по железной дороге будут приезжать около 1000 человек. И тут остро встал вопрос о том, как доставлять людей от эшелонов к госпиталям. Те, кто получал легкие ранения, должны были добираться до госпиталей пешком. Однако примерно каждый третий нуждался в транспортировке. Причем перевозка должна была быть комфортной, так как лишняя тряска по дорогам могла усугубить состояние раненых.

Для выполнения этой задачи пришлось задействовать весь доступный транспорт: рессорные экипажи, автомобили и даже вагоны на конной тяге. Кроме того, в документах, хранящихся в Центральном государственном архиве Самарской области, упоминается и о специальном отряде велосипедистов-санитаров.

Создан он был по инициативе начальника Самарского губернского жандармского управления полковника Михаила Познанского. Этот поистине незаурядный человек проявил себя еще в годы русско-японской войны. Именно тогда он и придумал, как приспособить для перевозки раненых солдат обычные велосипеды. Для сборки санитарной повозки требовались два велосипеда. Между их рамами укреплялись специальные широкие носилки, куда и укладывали раненого. Весь процесс сборки занимал примерно 2 минуты Единственным серьезным недостатком такой конструкции было то, что на обратном пути к госпиталю санитарам приходилось толкать повозку, идя рядом с ней пешком. Однако сравнительно небольшая скорость передвижения компенсировалась практически полным отсутствием тряски и комфортом для пассажира.

О намерении создать велосипедно-санитарный отряд добровольцев в Самаре Михаил Игнатьевич Познанский объявил в середине августа 1914 года. Записаться туда мог каждый, у кого был собственный велосипед. К 15 августа 1914 года о намерении вступить в отряд заявили 13 человек. Помощь в оснащении всем необходимым оборудованием оказывали не только власти, но и сами жители Самары, которые не остались равнодушными к затее полковника Познанского. В итоге, благодаря общим усилиям, велосипедно-санитарный отряд был сформирован к 22 августа 1914 года, а уже на следующий день он принимал участие в разгрузке первого эшелона с ранеными.

Сборка повозки занимала около двум минут

Необычный отряд Михаила Познанского имел большую поддержку среди самарцев. Те, кто не мог принять участие в его непосредственной работе, старались помочь другими делами.

- С начала формирования в городе Самаре велосипедно-санитарного отряда содержатель мастерской на Предтеченской улице, дом 48, Илья Аронович Евелев, не имея возможности лично принять участие в отряде, предложил в продолжение всей войны бесплатно принимать в своей мастерской починку велосипедов участников отряда, а равно и снабжать отряд необходимым количеством резины для скреплений, - говорится в обращении Михаила Познанского к самарскому губернатору Николаю Протасьеву. - Его примеру скоро последовал также и владелец механической мастерской на Самарской улице, дом 133, Петр Ильич Андреев. Оба, как Евелев, так и Андреев, не считаясь с тратой материалов и времени на починки, в продолжение 8 месяцев исполняли свою безвозмездную работу вполне добросовестно, и тем значительно облегчали работу отряда.

Согласно данным ЦГАСО, всего с 22 августа 1914 года по 12 ноября 1915 года отряд Михаила Познанского перевез 2567 раненых. Велосипедисты-санитары работали в любое время дня и ночи и при любой погоде, за что в итоге были удостоены благодарности он Николая Протасьева.

Также, практически сразу после начала войны, полковник Познанский начал работу по формированию пробного отряда добровольцев для отправки в действующую армию. Со своей инициативой он обратился в местное управление «Российского общества «Красного Креста». Его начальник Н.А. Самойлов обратился к начальнику Главного управления РОКК А.А. Ильину с просьбой о поддержке. Далее приводим текст письма, датированного 20 сентября 1914 года.

«В прошлую русско-японскую войну во время нахождения его (Михаила Познанского прим. ред.) в составе Порт-Артурского гарнизона им был сформирован из частных лиц особый летучий велосипедно-санитарный отряд, на который была возложена перевозка тяжелораненых с передовых перевязочных пунктов в госпитали и лазареты. Раненые перевозились на особых изобретенных им носилках, прикрепляемых к двум велосипедам. По отзывам врачей, работавших в крепости с его отрядом, жизнь многих раненых была сохранена исключительно благодаря носилкам, а по отзывам самих раненых подобная перевозка для них была не только не утомительна, но даже и безболезненна...

Считая своим нравственным долгом оказать посильную помощь в деле эвакуации раненых и в настоящую войну, и находя, что отряды, сформированные по примеру ныне действующего уже в г. Самаре, могли бы принести неоспоримую помощь и на театре военных действий при перевозке тяжелораненых с передовых перевязочных пунктов в дальнейшие полевые лазареты и госпитали, он, Познанский, обратился ко мне, как к уполномоченному от Красного Креста с просьбой испросить разрешения Главного управления РОКК командировать от Самары пробный отряд добровольцев велосипедистов в составе 22 человек при 10 носилках...

Я имею честь почтительнейше просить ваше высокопревосходительство не отказать обратить ваше авторитетное внимание на предлагаемый полковником способ передвижения раненых, и, если возможно, оказать ваше содействие в смысле принятия предложения г. Познанского.

Если я решаюсь беспокоить вас настоящей просьбой, то это я делаю потому, что неоднократно, при перевозках за истекший месяц с самарского вокзала в госпиталь, был очевидцем того, насколько существенна польза при употреблении, особенно для тяжелораненых, предлагаемых полковником Познанским велосипедных носилок»

Отряд велосипедистов-санитаров был сформирован и отправлен на фронт. Подробностей о его действиях нет, но, судя по сохранившимся письмам велосипедистов-санитаров, их работа получила самые высокие оценки как со стороны медиков, так и со стороны военных.

- В Минске в день же приезда нас одели в кожаные тужурки и брюки, и тут же осмотрел нас председатель комитета Северо-Западного фронта Всероссийского Земского Союза г. Вырубов, который смотром остался очень доволен. 3 апреля были на смотре у генерала Данилова, после чего направились к штаб-квартире командующего Западным фронтом генерала Эверта, - говорится в одном из таких писем. - Поздоровавшись с нами, его высокопревосходительство приказал разложить носилки и повозить по мостовой солдат, затем спрашивал их, трясет или нет на носилках – они в один голос ответили, что лежать на носилках очень спокойно. После чего его высокопревосходительство распорядился отправить нас в 10 армию, и пожелал нам вернуться здоровыми, с крестами на груди…

Члены отряда работали в любую погоду

К сожалению, никакой информации о том, как сложилась судьба велосипедистов-санитаров на фронте пока не найдено. Также нет точных сведений и о том, что стало с полковником Познанским после революции. Известно, что 3 марта 1917 года он лично разоружил своих подчиненных и явился в самарский Комитет Народной власти, объявив о готовности подчиниться новому правительству. Уже 4 марта по распоряжению того же комитета полковника арестовали и отвезли в тюрьму. Он должен был пробыть в заключении до 1918 года. Больше о нем ничего неизвестно.

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Центральный государственный арххив Самарской обласи и Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В . Алабина