Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+18°
Boom metrics
Общество20 марта 2015 12:00

Более ста жителей Чертково остались отрезанными от РФ из-за новых пограничных правил, введенных Украиной

Дети лишены возможности посещать школу, а пенсионерам доставляют пенсию под охраной российских пограничников
Граница между российским Чертково и украинским Меловым - всегда была крайне условной. Но теперь эта демаркационная линия, разделившая друзей и родственников по обе ее стороны, стала крайне принципиальной для Киева.

Граница между российским Чертково и украинским Меловым - всегда была крайне условной. Но теперь эта демаркационная линия, разделившая друзей и родственников по обе ее стороны, стала крайне принципиальной для Киева.

Фото: СОЦСЕТИ

Дополнительные ограничения по пересечению российско-украинской границы, введенные на днях незалежной, самым жестким образом ударили по жителям села Чертково, часть которого оказалась фактически отрезанной от России. Есть в Чертково улица Дружбы, которая была названа этим звучным именем еще задолго до того, как Украина обрела свою независимость, и она служила эдакой связкой — совершенно формальной — между упомянутым российским населенным пунктом и соседним, украинским, под названием Меловое. Просто по ней проходит демаркационная линия. Но многие годы люди, не замечая границы, ходили туда-обратно, потому что они не заморачивались особо разделением по национальному, а уж тем паче, по государственному признаку. Скажем, бабушка с дедушкой живут в Меловом, их дети с внуками — в Чертково (и наоборот). Или работают люди в РФ (для них — условно в РФ), а живут на Украине.

"Пущать на Украйну не велено!"

"Пущать на Украйну не велено!"

Фото: СОЦСЕТИ

Но теперь все, кто пересекает улицу Дружбы с российской стороны, топая в магазин на другую ее сторону, становятся лицами совсем не дружественными по отношению к жовто-блокитному стягу. То есть нарушителями. Ибо с 16 марта попасть на территорию сопредельного государства граждане РФ имеют право не просто по загранпаспортам, а исключительно через межгосударственные и международные пункты пропуска. Это означает — никаких пеших прогулок! - Там, в Меловом, «Правый сектор» (экстремистская организация, в России запрещена. - прим. Ред.) стоит, заслали их, говорят, туда для устрашения (см. Справку «КП»), вот с ними лучше не связываться, - говорит один из местных жителей (стандартная ситуация: сам — русский из Чертковского района, жена украинка, родственники ее живут в Меловом), с которыми удалось пообщаться «Комсомолке». - Они предупредили: мол, ноги выдернем, если будете по нашей земле ходить. Сопляки, блин, а туда же. Ну договорились вроде бы с ними раньше: разрешили они нам посещать близких. Но вот как будет теперь, когда эти правила дурацкие ввели, не знаю. Поэтому, уж извините, имя мое не публикуйте: не ровен час, и впрямь чего сделают. Не мне — так тестю с тещей. Бывали уже... инциденты, - завершает он беседу, с некоторым трудом подобрав нужное слово и выговорив его с каким-то ожесточением. Таковых, как этот мужчина, жителей ул. Дружбы, по оценке главы Чертковского района Ольги Подгорной три с половиной сотни человек. Впрочем, эта ситуация — еще не самая, как ни странно, сложная. Потому что имеется за железной дорогой четыре многоквартирных дома, построенных еще в 70-х годах прошлого века, где размещались ведомственные квартиры Министерства путей сообщения СССР. Проще говоря, там жили железнодорожники — машинисты, путейцы и т. д., поскольку Чертково является крупным транспортным узлом. И после разделения эти дома оказались под юрисдикцией Российской Федерации, окруженные со всех сторон украинской территорией и даже инженерные коммуникации их обеспечиваются с Украины: кто ж мог подумать тогда, что Киев вдруг решит категорически запретить эти добрососедские отношения? - Мы же теперь просто отрезаны, изолированы от Родины, - очень сильно волнуясь, рассказывал на встрече с губернатором Ростовской области Василием Голубевым, побывавшем в Чертково с рабочей поездкой, о своем нынешнем быте местный житель Василий Мормуль (о том, как перебирался через границу, он умолчал). - У нас нет теперь транспортного сообщения с Россией, так как попасть в центр поселка можно только через Меловое! Скорая помощь, аварийная служба — они не могут, как это уже случалось, приехать на вызовы к нам. Даже продукты иной раз не можем себе принести! А дети? Как им в школу теперь ходить?!

Василий Мормуль (справа), оказавшийся с сотней других россиян отрезанным от Родины новыми пограничными правилами, просит губернатора Василия Голубева (слева) помочь людям решить этот вопрос.

Василий Мормуль (справа), оказавшийся с сотней других россиян отрезанным от Родины новыми пограничными правилами, просит губернатора Василия Голубева (слева) помочь людям решить этот вопрос.

Фото: Правительство РО

Дошло уже до того, что пенсию в «осадные» дома соцработники носят теперь под охраной вооруженных российских пограничников — не дай Бог, решат «пошалить» упоминавшиеся уже «правосеки». - Здесь требуется очень серьезная проработка вопроса — причем, на федеральном, конечно, уровне, - прокомментировал ситуацию глава донского региона. - Здесь, к сожалению, вопиющий факт: я считаю, что наши украинские коллеги должны реально учитывать, что введение этих новых ограничений по пересечению границы привело к тому, что граждане РФ оказались лишены элементарных вопросов социального обустройства: невозможность посещать школы детям, получения пенсий и медобслуживания, а также ряд других тем. Требуется вмешательство, я свяжусь с МИДом и МЧС — будет, как вариант, прорабатывать возможность переселения этих людей. Но все-таки украинская сторона, мне кажется, должна адекватно понять: получилась крайне «оригинальная», так сказать, ситуация, когда люди, чтобы попасть к себе домой, проживая в ста метрах от границы, вынуждены стоять в очередях на пунктах пропуска. СПРАВКА «КП» Пограничных пунктов, подконтрольных Киеву, на территории Ростовской области два: один, смежный с Чертково, и второй — с российским Волошино (со стороны Украины это Красная Таловка). С марта Украина ввела ограничение по въезду на ее территорию для россиян — только по предъявлении загранпаспорта, а недавно ужесточила правила еще сильнее, запретив пересекать границу через пешеходные пункты. К слову, эти ограничения остальных пунктов пропуска, которые контролируются ополченцами ДНР и ЛНР не коснулись. А ведь в Ростовской области есть еще один населенный пункт, через который проходить госграница: поселок Авило-Успенка. Правда, киевские правила на него не распространяются.