Общество15 октября 2015 22:00

Коммунальная зима в Самаре пройдет по четкому плану

Как идет подготовка города к зиме и когда отопление дойдет до всех мерзнущих, рассказали чиновники и представители управляющих компаний и поставщиков энергоресурсов на круглом столе» в «Комсомолке»

Для всех представителей сферы ЖКХ осень и начало зимы - самый сложный и ответственный период. Низкие температуры, снежные завалы, гололед, сосульки на крышах… Готова ли к природным испытаниям коммунальная сфера региона? Могут ли жители рассчитывать на привычный комфорт? Об этом мы поговорили с представителями отрасли на «круглом столе» в пресс-центре «КП».

Топить, нельзя ждать

Владимир Василенко

Владимир Василенко

В первую очередь разговор зашел о наиболее актуальном: чуть больше недели назад в области стартовал отопительный сезон. Природа к горожанам была немилосердна, сразу ошеломив первым снегом и нулевыми температурами. Однако долго мерзнуть не пришлось: ждать положенных восьми дней не стали. Чуть только температура опустилась - начали включать отопление. И сегодня в 92% домов уже пришло тепло.

- Мы по плану ставили две недели на окончательный запуск отопления во всем жилом фонде города, - говорит первый заместитель главы г.о. Самара Владимир Василенко. - Прошла неделя, достигнуты хорошие результаты. Проблем меньше, чем в прошлом году. В школы, детсады, поликлиники отопление дали на 99% в первые дни. По большей части без тепла сейчас старые 2 - 3-этажные дома, с ветхими коммуникациями, где срочно приходится устранять порывы. Были проблемы с домами на спуске им. Лейтенанта Шмидта, которые обслуживаются от частной котельной, их решили. Был прорыв теплотрассы около школы №62 - исправили. Я считаю, что за неделю мы сможем решить оставшиеся вопросы, отрегулируем давление, и все заработает.

Елена Тюрина

Елена Тюрина

- В городских округах Самарской области подключено 93,55% жилых домов, - добавляет руководитель Контрольно-аналитического управления Государственной жилищной инспекции Самарской области Елена Тюрина. - В Чапаевске, Жигулевске, Кинеле и Похвистневе тепло дали уже в 100% жилого фонда. В районах подача тепла осуществляется в 99,9% домов. Пока не размещены в специальном разделе сайта ГЖИ паспорта готовности 20% домов. Уже сегодня можно заявить о случаях несвоевременного подключения отопления по телефонам «горячей линии», которые можно найти на сайте http://www.gzhi-samara.ru/

Владимир Громов

Владимир Громов

Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

- Я считаю, что начало отопительного сезона складывается вполне успешно. Даже если бы в городе в идеальном состоянии были все теплотрассы и вся арматура в подвалах, невозможно единовременно запустить тепло во всех домах города. А сети в Самаре не в идеальном состоянии. Например, в этом году ОАО «ПТС» приняло на баланс 108 километров бесхозных ветхих сетей: их состояние плачевное, и перед зимними холодами необходимо ликвидировать на них более 200 порывов. Это, безусловно, проблема, но выход из нее был найден: помимо персонала компании к ликвидации последствий привлекаются аварийные бригады города и УК, - отметил в свою очередь начальник Управления по взаимодействию с органами власти и стратегическим коммуникациям филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» Владимир Громов.

С капремонтом уложатся

О своих успехах по подаче отопления рассказали и представители управляющих компаний.

Вячеслав Князьков

Вячеслав Князьков

Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

- Мы уже подключили более 97% жилого фонда - это больше 1230 домов. Где-то еще представители ресурсных организаций не открыли задвижки, где-то региональный оператор продолжает капитальный ремонт. У нас среди обслуживаемого фонда примерно 70 объектов, где мы помогали ремонтировать тепловые вводы, которые были переданы в ведение ОАО «ПТС». Конечно, ряд вопросов возникает ежегодно, тем не менее, это не мешает нам в плановом порядке подключать потребителей к теплоснабжению. Сначала мы выполняем все общие работы, затем уже разбираемся с возникающими на отдельных стояках проблемами, отдельно с каждым случаем, с каждой квартирой, - отмечает директор УК «ЖКС» Вячеслав Князьков. - У нас достаточно грамотных специалистов, и в целом мы не ожидаем серьезных проблем, вопросы будут решаться в плановом порядке.

Алексей Илюшин

Алексей Илюшин

Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

- У нас из 680 домов не запущено отопление где-то в 40. Постепенно запускаем оставшиеся дома, постоянно идет регулировка гидравлического режима на инженерных коммуникациях тепловых сетей. С работой справляемся, планируем уложиться в отведенные две недели, - уточняет главный инженер ООО «ЖИЛУНИВЕРСАЛ» Алексей Илюшин. - Также сейчас не подключено отопление в пяти домах, где проводится капитальный ремонт, сегодня подрядные организации работают на объектах, мы со своей стороны контролируем. Штрафные санкции УК не может выставлять, перед пуском тепла мы обратились к оператору, сообщили в администрацию Кировского района. С котельными у нас проблем нет, все уже дома запустились, работаем совместно с ПТС по ремонту и устранению порывов на ветхих сетях, переданных в ПТС. Аварии случаются, мы их своевременно устраняем. Уже подобные случаи произошли на 14 объектах, и управляющая компания «Жилуниверсал» оказала своевременную помощь.

Сергей Леонтьев

Сергей Леонтьев

Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

Руководитель службы заказчика НО «Региональный оператор Самарской области Фонд капитального ремонта» Сергей Леонтьев также пояснил, что сегодня еще в семнадцати домах продолжаются работы по капитальному ремонту. Эта ситуация находится на контроле городских властей, ежедневно мониторится на вечерних совещаниях. И все работы должны быть закончены до окончания срока, отпущенного на подачу отопления во все дома.

В очередь за паспортами готовности

О проблемах, которые возникают при подключении отопления, рассказал Алексей Илюшин.

- С какими проблемами нам приходится сталкиваться? В это время в связи с подключением большого количества нагревательных приборов происходит замыкание на электрических сетях. Как результат - отключение электроснабжения домов. У нас дома старые, проводка не рассчитана на такую нагрузку. Столкнулись в ряде домов с проблемой: не пускают в квартиры ремонтные бригады, а сети спроектированы так, что без доступа в квартиру нельзя произвести ремонтные работы. Хотелось бы попросить людей ответственнее относиться к этому вопросу, - продолжает Алексей Илюшин. - Или еще одна ситуация: люди делают дома ремонт, меняют батареи, срезают перемычку и ставят вентиля, закрывая их, в результате остаются без отопления соседние квартиры. И из-за этого количество обращений в управляющую компанию на порядок увеличивается, ведь ответственность в конечном итоге несем мы, хотя вины УК здесь нет. Людей же часто не бывает дома или же нет доступа в их квартиры, в итоге страдает весь подъезд или дом. Хотелось бы попросить жителей сообщать нам о любых работах с отопительной системой, мы в свою очередь можем оказать всю необходимую помощь!

А вот представители теплоснабжающих организаций докладывают, что не все УК сегодня еще получили паспорта готовности - и виноваты в этом именно они.

- Ряд управляющих компаний не могут получить паспорта готовности к зимнему сезону из-за накопленной задолженности. К сожалению, уровень неплатежей растет с каждым годом. Это осложняет нашу работу по подготовке оборудования ТЭЦ и тепловых сетей к прохождению отопсезона, - говорит Владимир Громов. - Несмотря на это, компания изыскивает средства, в частности, привлекая кредитные средства в банках, и проводит необходимые мероприятия по ремонту и модернизации обслуживаемого хозяйства. Так, в этом году только в Самаре обновлено около 29 км магистральных и внутриквартальных тепловых сетей города.

Еще одна проблема - персонал не готов к работе. Правда, касается это не всех. Подвижки в лучшую сторону наблюдаются.

- Вообще, в этом году на принципиально новый уровень вышло сотрудничество между городскими властями и теплоснабжающими организациями. Благодаря диалогу мы приступили к решению одной из злободневных проблем ЖКХ - низкой квалификации персонала управляющих компаний. В предыдущие годы многие УК не могли получить паспорта готовности на дома, так как их персонал не обладал достаточными навыками и квалификацией в устранении неполадок и обслуживании внутридомовых сетей. ПТС неоднократно предлагало организовать для таких специалистов обучение. В этом году 120 специалистов УК прошли повышение квалификации на базе учебного комбината нашей компании. Мы уверены, что это позитивно скажется на качестве работы самих управляющих компаний и качестве подачи теплоэнергии в дома.

Виктор Часовских

Виктор Часовских

Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

А вот руководитель регионального Центра общественного контроля ЖКХ, председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских обратил внимание на другой момент: региону, по его мнению, нужен некий учебный комбинат, где бы готовили специалистов для структур ЖКХ. Потому что пока работать действительно некому - отсюда и проблемы с устранением аварий и содержанием сетей. Отметил он и еще один важный факт: сегодня жители сами могут выбирать, как им платить за отопление - 7 месяцев или 12. Нужно только проявить инициативу.

- Если вы хотите платить за отопление только в отопительный период, принимаете решение на общем собрании и оплачивайте только за отопительный период - зимой платите, а летом не платите, - уточнил он. И добавил, что зимой еще стоит задуматься и о безопасности: в холодное время года использование газовых приборов сопряжено с определенным риском, поэтому необходимо следовать правилам безопасности, о которых подробно рассказывает каждый год крупнейшая самарская компания СВГК.

Затронули и тему, которая сейчас активно обсуждается среди общественности. Это возможность для субъектов РФ включать отопление не по общему расписанию.

- Я считаю, что отмена порогов включения тепла для регионов - это важно. Не стоит ставить искусственные ограничения. Для нас интересно включать тепло тогда, когда оно нужно, востребовано, когда потребители готовы за него платить. Для нашей компании теплоснабжение потребителей - это важная задача. К сожалению, на данный момент из 15 регионов, в которых работает «Т Плюс», Самара имеет самые плохие показатели энергоэффективности теплопринимающих систем потребителей. То есть мы подаем горячую воду необходимого качества, но далеко не все дома могут наше тепло принять и довести до квартир, - говорит Владимир Громов.

Готовим технику с осени

Но подготовка к зиме не ограничивается отопительным сезоном. В холодное время года не получается только отсидеться дома. Рано или поздно уютное теплое гнездышко приходится покинуть, и за окном хочется увидеть не сугробы и гололед, а удобные дороги. А еще желательно не бояться свисающих с крыш сосулек. Готовы ли коммунальщики следить за городом?

- Еще один важный пункт в разговоре о подготовке к зиме - это состояние техники. Сегодня компания «ЖКС» обновляет свой парк, в котором уже есть более 100 единиц различного назначения. Этой осенью мы закупили новые трактора с навесным оборудованием, погрузчики, самосвал, дробилку. Только в прошлом году мы также проводили серьезное обновление парка техники. Все это призвано сделать нашу работу более четкой, позволить содержать придомовые территории в надлежащем состоянии на протяжении всей зимы и быстро сработать даже в самые сильные снегопады. Сегодня штат дворников укомплектован почти на 100%, у нас нет территории, которая не убирается. Для этого мы подняли зарплаты работникам - сегодня они получают около 15 тыс. рублей. Также мы заключили на зиму арендные договоры с владельцами техники - если своих ресурсов не хватит для уборки, обратимся за помощью. Также у нас есть персонал, который работает над очищением кровли от снега и сосулек, все сейчас прошли медкомиссию, обучение и инструктаж, - говорит Вячеслав Князьков.

- Сегодня мы заключили договор с 14 организациями на аренду снегоуборочной техники. Свой парк у нас не очень большой, но такая широкая сеть партнеров позволяет нам - если выпадет большое количество снега - найти технику и вовремя очистить все дороги, при необходимости может выйти до 40 единиц. В зимний период для очистки территории нам хватает и 10 - 15 единиц снегоуборочной техники, которые работают в ежедневном режиме, - рассказывает Алексей Илюшин. - Мы закупили экспериментальные снегоуборщики в помощь дворникам. Хотим в этом сезоне посмотреть, насколько они эффективны и удобны. Если они зарекомендуют себя с хорошей стороны, то в следующем сезоне мы также приобретем подобное оборудование. Работников у нас в штате также достаточно. Есть свои кровельщики, есть люди, которых мы привлекаем по договорам подряда. Подготовку к зиме мы завершили, одним из последних этапов стало остекление окон в подъездах. К сожалению, окна все равно бьют, в том числе и футбольные болельщики в домах в районе стадиона «Металлург» после матчей. При этом фанаты не только бьют стекла, но и разрисовывают фасады, ломают водосточные трубы - их нам в сезон приходится ремонтировать до 10 раз на одном доме.

Богдан Корчуганов

Богдан Корчуганов

Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

- 35 единиц техники есть в распоряжении МП «Благоустройство» - с учетом субподрядных организаций, - отмечает заместитель руководителя Управления эксплуатации ЖКХ Департамента ЖКХ г.о. Самара Богдан Корчуганов. - Сами УК также стали закупать больше малогабаритной техники, это позволяет работать хорошо даже в отсутствие необходимого количества дворников. Я уверен, что мы сможем обеспечить этой зимой хорошее состояние городских улиц. Также в этом году на улицах мы будем применять реагент «Бионорд» - это уникальный состав, он будет использоваться на всех дорогах 1 - 2-й категории.

- Мы в прошлом году тестировали новый реагент на внутридворовых проездах, однако жители не всегда были довольны. Они жаловались на то, что он разъедает обувь, страдают домашние животные. Этой зимой мы продолжим использовать песко-соляную смесь для посыпания дорожек, спусков к подъезду, ступенек. На данный момент этот вариант представляется более адекватным, - в свою очередь добавил Вячеслав Князьков.