Премия Рунета-2020
Самара
+1°
Boom metrics
Общество26 ноября 2015 19:00

Железная дорога - космос на земле

В стенах Самарского государственного университета путей сообщения прошла практическая конференция для старшеклассников
Старшеклассники и студенты с интересом пообщались с руководством вуза и будущими работодателями.

Старшеклассники и студенты с интересом пообщались с руководством вуза и будущими работодателями.

Фото: Альберт ДЗЕНЬ

Выбор будущей профессии - ответственный шаг в жизни любого молодого человека. Важно, чтобы выбранная специальность была не просто востребована на рынке труда, но и давала возможности для личностного и профессионального развития. Одной из наиболее перспективных отраслей сегодня является транспорт, а железную дорогу по праву можно назвать настоящей кровеносной системой экономики страны. Об особенностях и перспективах транспортного образования самарским старшеклассникам рассказали на практической конференции «Шаг в профессию», которая прошла в стенах Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС).

Зарплата выпускников - самая высокая в губернии

Транспортное образование исторически имеет для нашей страны особенное значение - именно оно легло в основу всей системы обучения инженеров, строителей дорог и мостов. Сегодня в России действуют 15 транспортных вузов, среди которых СамГУПС занимает второе место по величине, объему филиальной сети и количеству обучающихся студентов.

Дмитрий Железнов.

Дмитрий Железнов.

Фото: Альберт ДЗЕНЬ

- Учредитель вуза - Федеральное агентство железнодорожного транспорта, генеральный заказчик - ОАО «РЖД», - рассказал ректор Самарского государственного университета путей сообщения Дмитрий Железнов. - По статистике, 70% наших выпускников трудоустраиваются именно на дороги ОАО «РЖД», остальные востребованы в независимых железнодорожных компаниях, на предприятиях городского транспорта, метрополитена, ТТУ. Общая доля трудоустройства по специальности - 95%. А средняя зарплата выпускников СамГУПС этого года составила 32 680 руб. в месяц - самый высокий показатель среди вузов Самарской области.

Татьяна Лапшова.

Татьяна Лапшова.

Фото: Альберт ДЗЕНЬ

- Для нынешних старшеклассников, которые стоят на пороге профессионального самоопределения, важно сделать выбор исходя из сегодняшних и завтрашних потребностей экономики, - уверена начальник отдела организации деятельности общеобразовательных учреждений Департамента образования Самары Татьяна Лапшова. - Сегодня инженерные специальности в нашей стране наиболее востребованы и престижны. Это неудивительно: ведь высокий профессиональный уровень инженеров - залог экономической независимости государства. В развитие инженерного образования в России за последние годы вложено 54 млрд руб. Что касается транспортной отрасли, то в Самарской губернии она занимает второе место после аэрокосмического кластера: специалисты этого профиля всегда востребованы независимо от состояния экономики и всегда имеют возможность заработать.

Работа машиниста по сложности не уступает пилоту самолета

Сфера железнодорожного транспорта в России сегодня активно модернизируется, поэтому можно не сомневаться - работать будущим железнодорожникам придется на современном высокотехнологичном оборудовании.

- Мы готовим специалистов для транспортной системы будущего, учим работать с инновационным подвижным составом и интеллектуальными системами управления, - пояснил ребятам Дмитрий Железнов. - Так, у нас открыта специальность «Высокоскоростной транспорт», хотя пока в России нет ни одного километра высокоскоростных путей, их строительство только начинается. Сегодня кабина машиниста по сложности и технологичности оборудования напоминает кабину пилота самолета, работа железнодорожника требует немалого мастерства и дает обширные возможности профессионального, личностного и карьерного роста. Кроме высшего образования после 3-го курса у наших студентов уже есть рабочая специальность, после 4-го курса - еще одна. Они могут проходить оплачиваемую практику и завязывать отношения с будущим работодателем.

Евгений Тарасов.

Евгений Тарасов.

Фото: Альберт ДЗЕНЬ

- СамГУПС - один из реальных отраслевых вузов с узкой специализацией и четкой практической направленностью образования, - отметил проректор по связям с производством СамГУПС Евгений Тарасов. - 70% студентов учатся по целевым направлениям от шести железных дорог Поволжья и Урала. В вузе действует система распределения после окончания обучения - выпускники могут быть абсолютно уверены в трудоустройстве. Обучение идет с учетом современных технологий, новых поездов, таких как «Гранит», «Ермак», «Ласточка», «Сапсан» и высокоскоростных магистралей. ОАО «РЖД» сегодня не просто перевозчик, но и логистическая компания, в которой востребованы не только инженеры, но и экономисты, управленцы, бухгалтеры, IT-специалисты. Мы готовим специалистов по этим направлениям с учетом специфики железнодорожного транспорта, поэтому они не знают проблем с трудоустройством.

«Мы заинтересованы в целевом обучении»

Олег Орешков.

Олег Орешков.

Фото: Альберт ДЗЕНЬ

- ОАО «РЖД» нужны те, кто умеет трудиться, учиться, развиваться и работать,- говорит заместитель начальника службы управления персоналом Куйбышевской железной дороги Олег Орешков. - Мы входим в тройку лучших работодателей страны, и я уверен - выпускники СамГУПС без работы не останутся. Зарплата инженерных кадров на РЖД начинается от 30 тыс. руб. В РЖД есть свои детсады, турбазы, поликлиники, стадионы, клубы и многое другое - пакет социальных гарантий на одного работника составляет около 50 тыс. руб. в год. Мы заинтересованы в целевом обучении и готовы поддерживать таких студентов, в том числе именными стипендиями. Так, действует стипендия президента РЖД (8 тыс. руб. в месяц - для аспирантов, 5 тыс. - для студентов вузов, 3,5 тыс. - для учащихся среднеспециальных учебных заведений), стипендия начальника Куйбышевской железной дороги (2,5 тыс. руб. - для студентов вузов, 1800 руб. - ссузов). Студенты вуза, которые учатся на «5», получают добавку к стипендии в 2 тыс. руб., на «5» и «4» - 1,5 тыс., ссузов - 1500 и 1000 руб. соответственно. Социально незащищенным целевикам к стипендии доплачивают 2000 рублей.

Олег Алуев.

Олег Алуев.

Фото: Альберт ДЗЕНЬ

- Трамвайно-троллейбусное управление - крупнейшее муниципальное предприятие Самары, мы осуществляем 60% пассажирских перевозок в городе, - рассказал начальник учебного центра по подготовке кадров предприятия и оказанию платных образовательных услуг МП «ТТУ» Олег Алуев. - Пятая часть персонала ТТУ - инженерно-технические работники. При этом в ТТУ существует около 150 должностей, на которые можно претендовать только с образованием, а его в нашем регионе дают исключительно в СамГУПС.

Алексей Лабунский.

Алексей Лабунский.

Фото: Альберт ДЗЕНЬ

- Метрополитен - одно из самых молодых транспортных предприятий Самары, на котором работает около тысячи человек, - рассказал начальник технического отдела Самарского метрополитена Алексей Лабунский. - Работать приходится с современными высокотехнологичными системами, поэтому требования к персоналу у нас очень высоки - на работу принимаем только лучших из лучших. При приеме на работу мы отдаем предпочтение выпускникам СамГУПС. Уже через несколько лет многие из тех, кто пускал метрополитен, уйдут на пенсию, поэтому предприятие будет испытывать большую потребность в грамотных кадрах. Приходите - уровень зарплаты достойный, действуют многочисленные льготы и социальные гарантии!

Специальность на любой вкус

Максим Гаранин.

Максим Гаранин.

Фото: Альберт ДЗЕНЬ

- СамГУПС реализует образовательные программы различных уровней, - рассказал проректор по учебной работе СамГУПС Максим Гаранин. - Большинство - это программы специалитета, классическое инженерное образование. Кроме того, многие студенты обучаются по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Обучение в СамГУПС ведется по четырем группам специальностей:

- транспортные специальности, такие как «Эксплуатация железной дороги» и «Подвижной состав». Это топовые направления, выпускники которых всегда востребованы и получают наиболее высокую зарплату;

- системы обеспечения движения поездов, которые включают в себя обслуживание всей необходимой инфраструктуры, в частности «Железнодорожное строительство», «Городской электрический транспорт» и др.;

- информационные специальности - «Мехатроника» (робототехника), «Автоматизированные системы управления» и др.;

- новые специальности, прием на которые откроется в следующем учебном году: «Прикладная информатика» (бакалавриат), «Транспортная логистика» (бакалавриат), «Управление персоналом» (магистратура).

Железная дорога сегодня непрерывно модернизируется и обновляется. Не отстает от тенденций отрасли и СамГУПС. Материально-техническая база вуза постоянно совершенствуется.

- В 2015 году мы потратили более 22 миллионов рублей на закупку лабораторного оборудования, - рассказал Максим Гаранин. - Так, был приобретен уникальный учебно-тренажерный комплекс стоимостью 20 миллионов рублей, который позволяет полностью сымитировать систему управления железнодорожной станцией. Современные технологичные транспортные системы - это космос на земле.

Скучно не будет!

Скучать будущим железнодорожникам не приходится не только на занятиях, но и в свободное время.

Людмила Лунева.

Людмила Лунева.

Фото: Альберт ДЗЕНЬ

- Успешный студент умеет организовать свой досуг, - уверена проректор по социальным вопросам и воспитательной работе СамГУПС Людмила Лунева. - В СамГУПС для ребят и девушек работают спортивные залы, бассейн, тренажерные залы, даже ринг для бокса. Овладеть спортивными премудростями студентам помогают квалифицированные тренеры. Не случайно из стен вуза вышли несколько чемпионов по плаванию. Есть возможности и для реализации творческого потенциала: в вузе открыт новый актовый зал с современным оборудованием. По техническому оснащению он превосходит залы филармонии и оперного театра! Будущие железнодорожники могут раскрыть свои способности на Студдебютах, Дне студента, Студвесне, многочисленных факультетских мероприятиях. Все двери открыты - только постучитесь!