Премия Рунета-2020
Самара
+12°
Boom metrics
Общество28 октября 2016 11:15

Самара, улица Осипенко, 32: «Квартиру здесь давали в наказание»

«Комсомолка» начинает проект, в котором будет рассказывать об известных самарских домах-легендах
Дом на улице Осипенко самарцы называют "кукурузой".

Дом на улице Осипенко самарцы называют "кукурузой".

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

Как только не называют дом № 32 по улице Осипенко: «кукуруза», «терка», «скворечник», «рашпиль»… Он стал некой достопримечательностью: мрачная серая высотка в с балконами, расположенными в шахматном порядке, один подъезд, 20 этажей, 152 квартиры. Это здание окружено самыми разными легендами. От реальных до фантастических.

В 80-х – это было самым высоким зданием

В 1969 году правительство страны выпускает постановление «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства», развязавшее руки архитекторам. Уставшие от одинаковых панельных высоток, они берутся за смелые проекты. В 1970 году архитектор Александр Белоконь первый начинает практиковать монолитное строительство, и в 1988 в Куйбышеве на пересечении улиц Осипенко и Ленина вырастает «кукуруза» - на тот момент самое высокое здание в городе.

- «Рашпиль» - один из ярчайших примеров модернизма-брутализма, - уверен архитектор Дмитрий Храмов. - Само по себе здание отражает эпоху, тенденции того времени. Открытые конструкции, открытый бетон: архитектура здания ничем не приукрашена. Это символ устремленности в будущее.

В 80-х годах стратегическим объектом считалась крыша дома.

- Квартиру в этом доме мне дали 17 лет назад, - рассказывает пенсионерка Ольга Павловна Альхова. – Добровольно никогда бы сюда не переехала. Квартиры эти давали в наказание. Всех сирот сюда переселяли. Здесь фундамент очень глубоко вырыт, и поэтому подвал постоянно затапливало. Я была знакома с Ваганом Каркарьяном, поэтому иногда плакалась ему и говорила, что же делать, ведь дом скоро развалится. А он меня успокаивал: «Проект разработан так, что даже если все в городе рухнут, «терка» будет стоять».

Прозвища "кукуруза", "рашпиль", "терка" дом получил за свою необычную архитектуру.

Прозвища "кукуруза", "рашпиль", "терка" дом получил за свою необычную архитектуру.

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

Не дай Бог пожар…

Сейчас «скворечник» выглядит еще более ужасным, чем 40 лет назад из-за потемневшего бетона. Молодые архитекторы хотели его раскрасить во все цвета радуги, но им не разрешили. Чиновники посчитали, что это испортит облик города.

В доме единственный подъезд. Внутри чисто, ухоженно, только темно. Четыре лифта – три пассажирских, один грузовой. Они ежедневно поднимают 500 жильцов на 20 этаж и спускают их обратно. В общем-то, именно поэтому периодически ломаются.

- Лифты – самая большая проблема нашего дома, - говорит житель дома Алексей. - Их никто не менял с момента постройки «терки», а уже пора бы. На грузовом лифте, например, лучше не ездить: они чаще застревают и чинят их дольше.

С другой стороны здания есть вход на лестницу. Подняться наверх по ней можно, а спуститься нельзя, потому что пожарные выходы закрыты и ключи хранятся только у жильцов 20-го этажа.

- Помню однажды что-то загорелось этажами ниже, - вспоминает местная жительница Татьяна Назарова. - Во время пожара лифтами пользоваться нельзя, а к тому времени добрые соседи все пожарные выходы уже переделали под сушилки и закрыли на замки. Вот мы тогда струхнули!

- Вообще это нарушение мер противопожарной безопасности, - уверен пожарный Александр Мординов. – Жильцам надо обращаться в управляющую компанию, либо районную администрацию. При пожаре никто не сможет выбраться из подъезда, и погибнут 500 человек.

Подъезд дома-кукурузы выглядит вполне опрятно.

Подъезд дома-кукурузы выглядит вполне опрятно.

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

А вот коридоры...

А вот коридоры...

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

... и лестничные площадки уже не помнят, когда их ремонтировали.

... и лестничные площадки уже не помнят, когда их ремонтировали.

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

До конца года обещают заменить лифты

На управляющую компанию жильцы в принципе не жалуются: подъезд убирают, мусор вывозят. Но на 20 этажей предусмотрено только два мусоропровода.

- Еще бы сделали во дворе спортивную и детскую площадку и было бы все хорошо, - рассуждает Ольга Терентьева, мамочка двоих детей.

- Самый главный плюс проживания – это вид из окна, - продолжает Александр Чкунин, житель дома на Осипенко. - С торцевого балкона всегда смотрим салюты. Есть претензии к пожарным выходам: их не убирают, да и освещения нет, только слабенький свет из окон. Расположены они неудобно, конечно. Иногда быстрее было бы по лестнице спуститься, чем ждать лифты. Напрягает бесконечное число маргиналов, которые обитают во дворе из-за двух круглосуточных «наливаек». Они постоянно сидят или даже лежат на лавочках в сквере. Летней ночью мы слышим все их разговоры, за драками наблюдаем.

Не нравится местным жителям, что дом обдувается сильно ветрами, жить в нем шумно, а если еще и на солнечной стороне – то вообще невыносимо. Плюс, что здание находится в центре, откуда можно добраться в любую точку города. Радует приближенность метро.

Управляющая компания ООО «ПЖРТ Октябрьский», к которой прикреплен дом, признается: масштабных изменений в доме пока не планируется.

- Мы знаем, что в этом доме много минусов, - рассказали в управляющей компании. – Но основной, конечно, - старые лифты. Их почти 30 лет никто не трогал. До конца 2016 года хотим заняться ими. А уж что будет дальше – посмотрим.

Квартиры в доме, расположенном в престижном районе, стоят немало.

Квартиры в доме, расположенном в престижном районе, стоят немало.

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

КОШЕЛЕК «КП»

Сколько стоит жить в «скворечнике»

Однокомнатная квартира общей площадью 39 кв.метров стоит около 3 млн. рублей: двухкомнатная – 4 млн. руб, трехкомнатная – 5 млн. руб. Коммуналка за двухкомнатную квартиру общей площадью 54 кв. метра составляет приблизительно 4 тыс. рублей. Желающих продать квартиру в этом доме немного – на сайтах по продаже недвижимости мы насчитали всего 3 объявления.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Елена АГИЕВСКАЯ, специалист по недвижимости: «Предлагаешь квартиру - отказываются»

- В моей практике ни разу не было такого, чтобы кто-то приходил и просил квартиру в «скворечнике». Когда предлагаешь квартиру в этом доме, все отказываются. Говорят, что он серый, мрачный. Ну и плюс люди не любят бетонные постройки. Считается, что в них тяжелее жить, особенно тем, у кого есть сердечно-сосудистые заболевания. Покупателей обычно тянет на натуральные материалы – кирпичные дома, например. Они и теплее. Жить в бетонном доме около Волги, откуда дует сильный ветер зимой, не самое приятное удовольствие. Наверное, единственный плюс этого дома – местоположение. Но и это тоже палка о двух концах: в «рашпиле» шумно жить.