Фото: Личная страница Елены Лозко "ВКонтакте"
Выйти вон из магазина и больше не появляться. Потому что все равно не обслужат. К такому обращению, да еще в культурной столице, передвигающаяся на коляске Елена Лозко была не готова.
И дело даже не в том, что последние 20 лет Елена Петровна, заслуженный тренер России, руководит Межрегиональной общественной организацией инвалидов, возглавляет Федерацию спортивных танцев на колясках и известна всей планете как чемпионка мира 2000 года: после такого унизительного шопинга маломобильный человек запросто может потерять веру в себя и запереться в четырех стенах навсегда.
НОРМАЛЬНЫЕ ПРОДАВЦЫ
В прошлые выходные Елена Петровна вместе с близкой подругой отравилась за покупками. Заглянули в торговый комплекс «Купеческий двор», что на Коломяжском проспекте: Лозко хотела вернуть платье, которое не подошло ей по размеру. О возможности возврата с продавцами договорились заранее, ведь примерить платье в узкой кабинке магазина колясочнице проблематично.
– Вы его принимаете? – спросила Елена Петровна, протягивая платье.
– Да. Но больше в мой магазин вы не придете! – последовал ответ.
С покупательницей общалась сама хозяйка отдела, 57-летняя индивидуальная предпринимательница Людмила Чупахина.
– Я встретила очень агрессивное к себе отношение, – делится Елена Лозко в сети. – Она так и сказала: обязательно, мол, скажет своим продавцам, чтобы больше не разрешали мне посещать ее отдел. Потому что я занимаю время, которое можно было бы потратить на «нормальных покупателей».
Фото: Личная страница Елены Лозко "ВКонтакте"
После просьбы объяснить, кто такие «нормальные покупатели», последовал жесткий разговор. В нем фигурировали, по словам Елены Петровны, угрозы пригласить охрану, «чтобы вас вывели отсюда».
– Выведут, вывезут, выгонят… Были применены все возможные определения, – рассказывает руководитель пресс-службы Федерации спортивных танцев на колясках Ирина Людиновскова. – Когда сопровождающая спросила, знает ли она, с кем разговаривает, хозяйка магазина сказала, что знает. Это не смутило. Сопровождающей же она заявила, что она вообще никто, поэтому и разговаривать с ней она не станет.
РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Возврат, с горем пополам, оформили: платье приняли, деньги вернули. Правда, за деньгами заставили приходить в другой день. А что? По закону, имеют право. А закон – он один для всех: и для бизнесвумен, и для инвалидов. Правда, возвращать товар в течение двух недель тоже вполне себе законно.
Завершилось общение покупательницы и продавщицы выкриками о частной собственности (хотя на самом деле Чупахина лишь арендует отдел в торговом комплексе) и требованием выйти вон и больше сюда не приходить.
Фото: Личная страница Елены Лозко "ВКонтакте"
– Торговый комплекс – это территория с доступной средой, именно потому Елена Петровна и покупает там одежду, – отмечает Ирина Людиновскова. – Очень жаль, что в нашей культурной столице еще есть такие люди в сфере обслуживания, которые делят клиентов на инвалидов и не инвалидов. И это – в то время, когда людям с инвалидностью уделяется такое внимание, когда президент с экраном телевизоров говорит об обществе равных возможностей!
– Есть люди, которые, в силу характера, не будут сопротивляться: просто расплачутся и покинут магазин, – объясняет Елена Петровна. – И, может быть в следующий раз предпочтут остаться дома. А если человек решился выйти из дома и отправиться в магазин впервые? Столкнувшись с таким обслуживание, он останется дома навсегда… От того, как человек видит, слышит или двигается, он в своей сути не меняется.
СКАНДАЛЬНЫЙ СТАРОЖИЛ
«Комсомолка» попыталась связаться с хозяйкой магазина, но сделать это не удалось. Семья Людмилы Чупахиной предпочитает хранить молчание.
Фото: Личная страница Людмилы Чупахиной "ВКонтакте"
Зато в «Купеческом дворе» – он, кстати, уже принес Лозко официальные извинения за нерадивого арендатора – о ситуации в отделе Чупахиной наслышаны.
Фото: Личная страница Людмилы Чупахиной "ВКонтакте"
– За последние месяца полтора-два на нее было много жалоб от людей, которые просили оформить возврат и столкнулись с агрессией, – рассказали «Комсомолке» в администрации торгового комплекса. – Она работает у нас давно, почти с самого открытия, уже лет 12-13. Этим и кичится: «да я тут старожил» и так далее. С нами она эту ситуацию так и не обсудила. Сейчас думаем, что делать: может быть, прописать в договоре с арендаторами правила поведения с клиентами? Но, сами понимаете, за невоспитанность взысканий не предусмотрено.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В Петербурге сотрудники кинотеатра сказали подростку-колясочнику, чтобы он "встал и вышел"
Вопиющий случай или притянутая за уши «сенсация»? В Петербурге 15-летнего студента колледжа Артема Баданина, который с рождения передвигается на инвалидной коляске, выгнали из кинотеатра. Но в кинотеатре «Комсомолку» заверили: не все в этой истории так однозначно (читать далее...)