2018-04-02T21:48:13+03:00

ПАТовая ситуация: зачем муниципального перевозчика отдали в частные руки?

В мэрии уверяют, что аренда на пять лет позволит разобраться с долгами предприятия
Поделиться:
Комментарии: comments15
Теперь на самарских дорогах останутся одни частникиТеперь на самарских дорогах останутся одни частникиФото: Светлана МАКОВЕЕВА
Изменить размер текста:

Сообщение «ПАТ - все» взбудоражило самарцев. Первым об этом сообщил депутат Михаил Матвеев, подкрепив свои слова протоколом совещания, которое провел замглавы Самары Владимир Василенко на самом предприятии. Если вкратце, то у МП больше миллиарда долгов. Здесь сломана почти треть автобусов, и ремонтировать их не на что. Спасти город от транспортного коллапса, когда в один прекрасный день 60% маршрутов в Самаре просто «встанут», по мнению чиновников, мог только инвестор. Его нашли - это ООО«СамараАвтоГаз». Именно эта организация следующие пять лет будет арендовать парк и подвижной состав, а часть работников МП (в основном кондукторы и водители) перейдут на работу в коммерческую структуру.

Персонал не рад

На начало 2018 года в парке на улице Блюхера работали около 600 человек. Еще в январе они били тревогу, говоря, что предприятие скоро поглотит частник, тогда мэрия официально опровергла это сообщение в ответе на официальный запрос «КП».

Конечно, сейчас положению бывших сотрудников «ПАТ» не позавидуешь.

- Нас поставили перед выбором: либо увольнение по собственному желанию, либо переход в частную компанию, - рассказал кондуктор Иван Сергеев. - Половина водителей и кондукторов выбрали первое, потому что условия труда там намного хуже: меньше отпуск, нет доплат за вредность, нет льготного проезда, непонятный больничный и немотивированные переработки. Я тоже увольняюсь. Уже с 5 апреля «ПАТ» перестает обслуживать свои маршруты. Техника предприятия перейдет частному оператору, а старые машины порежут на металлолом.

«Ничего не изменится»

Известный эксперт по самарскому общественному транспорту на условиях анонимности поделился своим мнением. Он считает, что подобное решение властей города не сулит ничего хорошего пассажирам.

- Частник завтра начнет диктовать свои условия. А администрация Самары будет просить: пожалуйста, перевезите бабушек на дачи. Мы взамен все дотации отдадим. А что же останется ТТУ или метрополитену? - сказал он. - А самое прекрасное, что ничего не изменится. В МАЗ-206 по 41 маршруту можно увидеть сломанные поручни у дверей, сломанные сиденья. Чтобы повысить рентабельность перевозок, можно было оптимизировать маршруты. Например, на основе реальных данных, по свободной дороге автобус №67, останавливаясь на каждой остановке и без гонок, может спокойно ехать от Крутых Ключей до железнодорожного вокзала 50 минут. Сейчас по графику - 72 минуты, а по факту - 90 - 100. Автобус стоит 5 млн рублей, какой смысл ему стоять в пробке? Кто платит за его покупку и лизинг в конечном итоге? Пассажиры.

ОФИЦИАЛЬНО

Иного выхода не было

В городской администрации объясняют, что начиная с осени прошлого года рассматривали разные варианты преодоления кризиса в «ПАТ», в итоге пришли к такому решению.

- Эта мера вынужденная, но она выправит ситуацию, поскольку сейчас предприятие не в состоянии своевременно находить средства для оплаты текущих платежей. Объемы пассажирских перевозок, льготы и ранее установленные тарифы останутся прежними, - такое сообщение появилось на сайте горадминистрации.

Мэрия уверена, что пассажиров изменения не коснутся, все маршруты останутся, объем перевозок не уменьшится. При передаче автобусного парка в аренду и переводе сотрудников в частное предприятие сохранится юридическое лицо муниципального предприятия. Через пять лет переданный автопарк останется на балансе города. Что касается людей, то за их переводом пристально наблюдают профсоюзные организации. Всем обещают сохранить условия трудовых договоров. Сейчас заявления о переводе в частное предприятие подал 261 сотрудник МП.

Горожан успокаивают, что для них все останется по-прежнему Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Горожан успокаивают, что для них все останется по-прежнемуФото: Светлана МАКОВЕЕВА

МНЕНИЕ

«Для бизнеса это бремя»

Председатель правления Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов:

- Нужно разобраться, откуда взялись долги у «ПАТ». По самым выгодным маршрутам дептранс за прошлые годы разрешил запустить дублеры с малой вместимостью. Имея огромное количество недостатков, они ходили чуть чаще и собирали всех платежеспособных пассажиров. Муниципальным автобусам доставались одни льготники. Год за годом убытки копились. Теперь же, на мой взгляд, власти приняли решение переложить долги МП на «СамараАвтоГаз», деятельность которого, по мнению чиновников, и привела к проблемам в «ПАТ». Частникам предстоит за пять лент аренды расплатиться с долгами предприятия и купить крупную партию автобусов за свой счет. «Пассажиравтотранс» банкротить не будут, он станет технической конторой, а операционной компанией будет «СамараАвтоГаз». Почему на этот шаг решились за пару месяцев до ЧМ? В Самаре физически не хватало автобусов, их нужно было закупать. За три года, во время предыдущего мэра, этот вопрос не решался, вот и пришлось его форсировать в условиях цейтнота.

 
Читайте также