Магруфу Бакиеву в июле будет 92 года и жить здесь, на болоте, для него очень затруднительно
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
- Я после войны на Дальнем Востоке служил. Попал в госпиталь со страшными головными болями. На выписке начальник госпиталя сказал: «Если не будешь пить и курить, до ста лет доживешь». Бог, наверное, услышал его.
Магруфу Бакиеву в июле будет 92 года. С 1943 он служил на Дальнем Востоке – был готов в любой момент отразить агрессию Японии. Во время советско-японского конфликта брал Харбин. До 100 лет ветеран собирается дожить, кажется, на полном серьезе: во что бы то ни стало. Вот только жить ему негде.
В 1950 году Магруф Бакиев вернулся домой, в Камышлинский район.
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
Дом Магруфа Бакиева находится на улице Победы. Вот только на победный он мало похож. Изба стоит на болоте – на краю оврага, подойти к ней почти невозможно, ноги вязнут в грязевой каше. Из-под дома бьют ключи – размывают конструкции. С каждым годом он все больше сползает вниз.
В этом доме ветеран живет с 2004 года. Сюда он переехал из поселка Красный Яр Камышлинского района Самарской области. Там он работал сначала электриком-мотористом, потом оператором по добыче нефти. В начале двухтысячных поселок вымер.
Дети помогают ветерану, чем могут
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
- Посёлок рассыпался, - вспоминает Магруф Нимагнович. – Остались с сыном вдвоём. Прожили там четыре года. Трудно нам стало. Мы написали в Камышлинский район, нам тут дали вот этот дом.
Администрация Камышлинского района выделила Бакиевым ссуду на покупку жилья и предоставила на выбор два дома.
- Оба дома ветхие, без каких-либо удобств, - рассказывает сын Магруфа Нигмановича Равиль. – В итоге мы выбрали этот дом 1967 года постройки. Ну а куда деваться? Другого жилья нет. Получилось, что администрация просто всучила этот дом слепому ветерану.
В 80 лет у Магруфа Бакиева начались проблемы со зрением.
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
«Света не знаю»
В 80 лет у Магруфа Бакиева начались проблемы со зрением. Спустя год после переезда он ослеп.
- Не вижу никого и света не знаю, - делится ветеран. – Хожу наощупь. Дети меня моют. Тащат в баню – до нее я точно сам дойти не смогу, вода кругом. Через два месяца 92 года мне будет. Не думал я, что доживу до такого…
Спит Магруф Нигманович в одежде: дом продувается всеми ветрами. Зимой жить здесь вообще невозможно. Печь-голландку переделали под газовое отопление, в дом провели воду. Туалет – по-прежнему на улице. Помогают ветерану дети. Сын по-прежнему живет вместе с отцом, а дочка навещает по выходным.
В семье признаются: выбрали из двух предложенных вариантов наименее ветхий
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
Про военное прошлое Магруф Нигманович старается рассказывать без кровавых подробностей, хотя помнит все как вчера. В начале войны работал в Русском Байтугане бондарем. 1 ноября 1943 года пришла повестка. 14 ноября молодых людей с Хлебной площади забрали в армию. Их посадили в телячьи вагоны и отправили на Дальний Восток.
- Ехали мы туда 17 суток. Так я попал в 6 роту Первой краснознамённой дальневосточной армии. Командовал Белобородов. 9 августа 1945 году нам сказали: «Будьте готовы к войне». По болотам дошли до Харбина, взяли его Заводы раскулачивали, стояли в охране… У нас, конечно, были потери, но мы об этом мало знали. 20 человек потеряли.
В 1950 году Магруф Бакиев вернулся домой, в Камышлинский район. Сначала жил в родном селе Новое Усманово, потом перебрался в Красный Яр. А в 2005 поселился здесь – как на болотах под Харбином.
Жить приходится в буквальном смысле на болоте
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
«Да, история долгая и сложная»
Семья Бакиевых не раз просила администрацию района дать ветерану нормальное жилье. Но их просьбы не услышали.
- Там над нами смеются, - уверяет дочка Магруфа Нигмановича Равиля. - В 2013 г. администрация признала дом аварийным и непригодным к проживанию. Такое чувство, что они просто надеются, что папа скоро умрет. Нам предложили временное жилье: квартиру сроком на пять лет. Куда это годится?
Дом до сих пор стоит просто чудом
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
Тогда Бакиевы обратились в суд. И все безрезультатно. Чиновники по-прежнему уверены: ветеран воспользовался законным правом на жилье. Все, хватит.
- Они хотят, чтобы мы привезли папу в суд, - удивляются дети. – Хотя все прекрасно знают, что он совсем слепой и плохо передвигается.
Дом выглядит далеко не самым лучшим образом
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
Ситуацию «КП»-Самара» прокомментировала и.о. заместителя главы администрации Камышлинского района, которая отказалась представляться, потому что на этом месте она «всего на несколько дней».
- Да, история долгая и сложная, - признала женщина. – Проблема в том, что наш дорогой и любимый ветеран уже воспользовался своим правом на государственное жилье. Ему уже выделяли ссуду. Они сами выбрали этот дом.
Редакция «КП»-Самара» отправила официальный запрос в министерство социальной политики и демографии региона и письмо на имя врио губернатора области Дмитрия Азарова с просьбой найти возможность помочь Бакиевым решить жилищный вопрос.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
«Обижать ветерана не хотим, но законы такие»
За час из администрации и Совета ветеранов района мне позвонили четыре раза.
- Обижать нашего дорогого ветерана никто не хочет. Но и закон нам никак не обойти, - убеждает председатель Совета ветеранов войны и труда Камышлинского района Фагим Сафиуллин.
- А вы что сделали для того, чтобы у Магруфа Нигмановича появилось нормальное жилье?
- Вы знаете, я на этом месте только с 2016 года. Ситуацию толком и не знаю… Ну мы вот вместе с главой района попытались новую квартиру дать, но закон…
Через полчаса перезванивает некий сотрудник администрации Андрей. Дом дедушка выбрал сам. У него в родном селе был такой же, с речкой рядом.
- А вам кто рассказал про это? Сын или дочь? - вдруг спрашивает Андрей. - Если дочь, то она просто квартиру в Самаре хочет. Если бы они заботились о папе, то согласились бы на жилье по договору социального найма. А сын вообще нигде не работает. Мы не такие уж черствые.
Каждую весну они жалуются, до президента доходят. Но над нами тоже много кто стоит. Все проверяют и проверяют, не можем мы дать ему жилье.
В это же время редакция выяснила, что в один год администрация Камышлинского района коллективно решила не отчитываться о своих доходах и доходах своих супругов. Это тоже ведь закон…
Сыну ветерана 52 года. Инвалид II группы, держит небольшую пасеку. Дочь ветерана живет в Самаре с мужем и двумя детьми в «однушке». Муж воевал в Чечне, тоже не может получить квартиру.
- Вы знаете, мы посещаем дедушку, о его состоянии спрашиваем, - снова перезванивает Фагим из районного Совета ветеранов. - Вот 8 мая были. Подарки привозили. Так что отношение к нему человеческое…
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОМОЧЬ ВЕТЕРАНУ:
Номер карты дочери: 5336 6900 4642 3788 Равиля Магруфовна Е.
Реквизиты счета Магруфа Нигмановича:
Получатель: Бакиев Магруф Нигманович
Банк получателя: доп. Офис №6991/0430 ПАО Сбербанк
Расчетный счет 4230 7810 2541 5120 3007 (рубли РФ)
ИНН: 7707083893
КПП: 631602001
БИК 043601607
Корр.счет 3010 1810 2000 0000 0607
ОКВЭД: 65.12
ОКПО: 09151723