2018-06-05T08:53:46+03:00

Зачем в вертолете кувалда? Лучшие в мире вертолетчики раскрыли секреты удачных полетов

Многократные чемпионы мира по вертолетному спорту рассказали, как летали на соревнования в Америку, почему этот год юбилейный и как стать пилотом.
Четырехкратный абсолютный чемпион мира по вертолетному спорту Владимир Зябликов и заслуженный мастер спорт Виктор КоротаевЧетырехкратный абсолютный чемпион мира по вертолетному спорту Владимир Зябликов и заслуженный мастер спорт Виктор КоротаевФото: Альберт ДЗЕНЬ
Изменить размер текста:

- Вот эта самая главная награда – Большая золотая медаль FAI, - скромно показывает на синюю коробочку заслуженный мастер спорта России четырехкратный абсолютный чемпион мира по вертолетному спорту Владимир Зябликов. - Выше ничего нет. Медаль именная, вручается раз в год одному спортсмену в мире. В России и в СССР таких медалей всего 5.

Большая золотая медаль FAI Фото: Альберт ДЗЕНЬ

Большая золотая медаль FAIФото: Альберт ДЗЕНЬ

Владимир Зябликов занимается вертолётным спортом с 1985 года. Наград за это время накопилось не мало, есть и золото, и серебро, и бронза.

- Медалей у меня 60 или 70, не считал, - спокойно говорит Владимир, - Это только у меня, а если посчитать награды всей нашей команды…А если добавить награды наших женских экипажей! Женщины в авиации это отдельная тема.

Команда ЦСК ВВС Самара по вертолетному спорту базируется на аэродроме «Кряж» в Самаре. Уже не первое десятилетие вертолетчики успешно отстаивают честь региона и страны на всевозможных соревнованиях. Более 50 медалей завоевано Самарскими летчиками-спортсменами на чемпионатах мира в составе национальной сборной команды России по вертолетному спорту. На винтовых машинах пилоты вытворяют такое, что ни в одном голливудском боевике не покажут. И ведро с водой через метровые ворота пронесут, и груз спустят в заданное место с точностью до сантиметра, и на незнакомом маршруте нужные цели найдут. Пожалуй, в воздухе их видел каждый житель Самары. Именно они проносят над городом флаги во время праздников.В этом году лучшие в мире вертолетчики – юбиляры.

Юбилейный год

Летом 2018 года вертолетному спорту в России исполняется 60 лет.

- Точной даты нет, и юбилейным у нас считается весь год. Вертолетный спорт родился в Советском союзе в 1958 году. Мы все, можно сказать, его ровесники, - рассказывает начальник команды Михаил Бибишев.- Первый чемпионат мира прошел в 1971 году. С тех пор их было лишь 15. Как и Олимпиада, чемпионаты мира проводятся раз в 3-4 года, потому что организовать его очень дорого и сложно. В этом году чемпионат пройдет в Минске, на аэродроме Боровая с 23 по 29 июля.

Начальник команды Михаил Бибишев Фото: Альберт ДЗЕНЬ

Начальник команды Михаил БибишевФото: Альберт ДЗЕНЬ

На белорусской земле встретятся 40-45 экипажей из 10-15 стран мира. Команда ЦСК ВВС Самара уже тренируется.

- Наша цель на каждых соревнованиях – хорошо выступить. Нужно думать не о местах и медалях, а о том, как лучше выполнить свою задачу, а медали и место сами тебя найдут, - уверен Владимир Зябликов.

Девять медалей в копилку

Накануне в Тверской области на аэродроме «Конаково» завершились стартовый этап Кубка мира по вертолетным гонкам в дисциплинах «Слалом» и «Развозка грузов» и 53-й Открытый Чемпионат России по вертолётному спорту. Кстати, в этом году России впервые выпала честь открывать соревнования за Кубок мира. Здесь за право называться лучшими пилотами боролись около 20 экипажей из Беларуси, Польши, Украины и России. Самарские вертолетчики ЦСКА также участвовали в обоих соревнованиях. Итог турниров – 9 медалей в копилку армейских вертолетчиков и российской сборной.

Фото предоставлено филиалом ФАУ МО РФ ЦСКА (ЦСК ВВС, г. Самара)

Фото предоставлено филиалом ФАУ МО РФ ЦСКА (ЦСК ВВС, г. Самара)

На стартовом этапе кубка мира пилоты самарского ЦСКА Виктор Дегтярь и Пётр Васильев взяли «бронзу» в упражнении «Слалом». На Чемпионате России наши вертолетчики выиграли 7 медалей различного достоинства: золотую медаль в дисциплине «Слалом» завоевал заслуженный мастер спорт Николай Буров; экипаж мастер спорта России международного класса Елена Прокофьева и мастер спорт Диана Риязова взяли две серебряные медали в дисциплине многоборье; экипаж заслуженный мастер спорта Виктор Коротаев и заслуженный мастер спорта Владимир Зябликов завоевали две серебряные медали в дисциплине «Навигация»; напарники заслуженный мастер спорта Петр Васильев и заслуженный мастер спорта Виктор Дегтярь получили по бронзовой медали за полеты на точность,

- Никогда чемпионат России еще не проходил так рано, обычно он в июле. Изменения внесли из-за Чемпионата мира по футболу, - рассказывает Михаил Бибишев. –Выступление нашей команды оцениваю, как нейтрально-положительное. Главная сенсация соревнований в том что на розыгрыше 1-го этапа кубка Мира (проводился сразу после чемпионата России), два польских, украинский и белорусский экипаже оказались на пьедестале почета, чего давно не было.

Даже президент федерации вертолетного спорта России крайне обрадовалась таким результатам, о чем заявила со сцены.

- Тут важно понимать, что доминирование российских экипажей в вертолетном спорте настолько велико, что оно «вредит», поэтому с точки зрения развития спорта мы рады что люди вкусили радость победы и получили медали, - добавил начальник команды ЦСК ВВС по вертолетному спорту. - Распределение медалей выглядит достаточно гармоничным и перспективным.

Михаил Бибишев уверен, что для Польши, к примеру, эта победа будет отличным толчком к дальнейшему развитию, белорусы, как организаторы Чемпионата мира в этом году, просто не могли плохо выступить, а за украинские экипажи наши вертолетчики радовались как за родных. В вертолетном спорте между нашими странами никогда не были никаких разногласий.

Команда ЦСК ВВС по вертолетногму спорту в Тверской области на аэродроме «Конаково»

Команда ЦСК ВВС по вертолетногму спорту в Тверской области на аэродроме «Конаково»

Говоря о наших экипатажах, отмечу, что подготовка проходила в майские праздники, и в отличии от пилотов-частников, которые в этом чемпионате выступили лучше, у нас не было возможности тренироваться в выходные, - дополняет Михаил Бибишев. – В итоге сборы прошли очень скомкано и, конечно, этого не хватило чтобы занять те высокие места, которые мы занимали прошлые годы, но основные задачи выполнены. Особенно хочу отметить наш женский экипаж!

Еще бы! С винтокрылыми машинами наши девушки управляются ничуть не хуже, чем опытные мужчины-полоты.

Болты забивали кувалдой!

Вертолет нужно уметь чувствовать, уверен Владимир Зябликов.

- У нас 8 вертолетов и каждый со своим характером. Вообще, вертолет похож на коня – если седок грамотный, то вертолет послушный. Если пилоту не хватает знаний, вертолет чувствует это и капризничает, - рассказывает Владимир Зябликов. – Сейчас для нас вертолет - это продолжение органов чувств. Когда пилотируешь, ты и машина - одно целое, по звуку знаешь, как вертолет поведет себя дальше.

Фото предоставлено филиалом ФАУ МО РФ ЦСКА (ЦСК ВВС, г. Самара)

Фото предоставлено филиалом ФАУ МО РФ ЦСКА (ЦСК ВВС, г. Самара)

Однажды нашим пилотам пришлось стучать по вертолетам кувалдой не жалея сил.

- В 1996 году Чемпионат мира проходил в Америке, участвовать было делом принципа, - вспоминает Михаил Бибишев. – Мы понимали, что стоимость доставки вертолетов туда больше, чем цена самих машин. Для наших вертолетов это путевка в один конец.

Машины выбрали те, что в Америке можно было продать. Один вертолет отправили на самолете ИЛ-76, остальные два решили транспортировать морем. В апреле винтовые машины доставили в Питер, разобрали, погрузили на корабль и отправили в Америку. К Восточному побережью они прибыли как раз к августу.

Фото предоставлено филиалом ФАУ МО РФ ЦСКА (ЦСК ВВС, г. Самара)

Фото предоставлено филиалом ФАУ МО РФ ЦСКА (ЦСК ВВС, г. Самара)

- От морской соли их ничем не закрывали и когда мы прилетели, картина оказалась не радужная, - рассказывает Михаил. – Техническая комиссия должна была выдать заключение на допуск к полетам. Тот вертолет, что летел в грузовой кабине ИЛ-76, прибыл в целости и сохранности. А те, что шли морем, прибыли на трейлере за два часа до завершения оценки комиссии. Наш технический персонал поднимается и видит: втулка несущего винта покрыта толстым слоем соли и ржавчины. Болты, которыми крепится винт, не вкручиваются. А вертолеты уже должны совершать облет. Если этого не сделать - не допуск к соревнованиям, получается, мы зря приехали. Было принято решение – забивать болты кувалдой. Это нужно было видеть! Сбежались все местные журналисты: «Русские лопасти приколачивают». Как они их закрутили – просто чудо! В последние минуты мы все сделали и наши вертолеты допустили. Выступили мы хорошо.

А вот американская команда тогда взяла всего одну серебряную медаль и была расформирована. После позорного проигрыша на домашнем Чемпионате Мира.

Америка больше не участвует в этих соревнованиях, а наши пилоты продолжают завоевывать медали и оттачивать свое мастерство, вот только передать накопленный опыт оказалась некому.

Вертолетный спорт в России может исчезнуть?

Если не будет нового поколения пилотов, не будет и вертолетного спорта.

- Раньше у нас в ЦСК ВВС были военные должности, мы могли пригласить к себе молодых летчиков-инструкторов Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков, обучать их вертолетному спорту. Сейчас у нас сократили все должности военнослужащих, - поясняет заслуженный тренер России Юрий Петреник. - Поскольку у молодых людей не было выслуги лет, им пришлось перевестись обратно в Сызранское училище . И теперь вопрос с подготовкой новых кадров стоит очень остро. Летают сейчас те, кто могут позволить себе покупку собственного вертолета.

FlightTV - Выпуск 79.Специальный выпуск FlightTV, посвящённый второму кубку мира по вертолётному спорту.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также