Премия Рунета-2020
Самара
-1°
Boom metrics
Здоровье1 июня 2018 4:08

Онкология: приговор или нет?

В «Комсомолке» прошла прямая линия, посвященная проблеме рака
Эксперты рассказали о проблемах рака

Эксперты рассказали о проблемах рака

На вопросы читателей ответили высококвалифицированные специалисты самарской клиники «ИДК»: врач онколог-маммолог, заведующая первым взрослым поликлиническим отделением клиники «Мать и дитя - ИДК» Татьяна Бухарова, главный врач клиники, врач-акушер-гинеколог (репродуктолог) Ольга Булдина и врач-эндоскопист Клинического госпиталя ИДК Сергей Ланков.

Профилактике – особое внимание?

- Какие виды рака встречаются наиболее часто?

Татьяна Бухарова:

- У женщин – рак молочной железы, рак кишечника и рак легких, у мужчин – рак простаты, рак кишечника, рак легких. По количеству летальных исходов у обоих полов лидирует рак легких. Если говорить о ранней диагностике, то эффективность скрининга доказана только по трем локализациям: молочная железа, шейка матки и кишечник.

- Как часто и с какого возраста нужно проходить профилактические осмотры?

Татьяна Бухарова:

- Профилактические осмотры желательно проходить каждый год. Чтобы выявить рак кишечника достаточно раз в год сдавать кал на скрытую кровь и с 50 лет раз в десятилетие проходить процедуру колоноскопии. Если есть факторы риска, то начинать нужно раньше – за 5-10 лет до манифестации заболевания в семье и проводить обследование чаще – раз в 3-5 лет. Чтобы выявить рак шейки матки – раз в год посещение гинеколога, мазок на онкоцитологию, на ВПЧ (вирус папилломы человека). Маммографические исследования нужно проходить раз в два года с 35-40 лет до 50 лет, затем – раз в год. Для более молодого возраста – с 18 лет - достаточно проходить ультразвуковое исследование, а результаты необходимо показать врачу-маммологу. Пациенткам из группы риска (с отягощенным семейным анамнезом и мутацией в генах BRCA1, BRCA2) показано МРТ молочных желез. Можно также пройти исследование на аппарате томосинтеза - молочная железа изучается послойно. В этом случае мелкие образования, которые могут быть не видны на обычном снимке, там будут выявлены. Правда, такие аппараты есть не во всех клиниках.

- Насколько безопасна процедура колоноскопии?

Сергей Ланков:

- Это исследование овеяно большим количеством мифов и предрассудков. На самом деле современное оборудование и квалификация врачей позволяет проводить процедуру с минимальным дискомфортом, в том числе и в состоянии глубокой седации – медикаментозного сна. В этом состоянии можно провести сразу несколько исследований, например, дополнительно гастроскопию и бронхоскопию. Слово «наркоз» мы стараемся не использовать, во время седации применяем современные, практические безопасные препараты. Проведение исследования под седацией мы особенно рекомендуем : женщинам, перенесшим гинекологические операции, пациентам, перенесшим операции на кишечнике, в том числе и по поводу онкологии. От клизмы современная медицина отказалась, так как в этом случае готовится только часть толстой кишки, а над ней есть несколько метров тонкой Мы используем современные слабительные препараты. В течение трех суток перед процедурой пациент должен соблюдать бесшлаковую диету. Качественная подготовка позволяет выявлять даже самые маленькие образования. Все они подлежат эндоскопическому удалению. Врачи говорят: каждый рак был когда-то полипом, но не каждый полип будет раком. Тем не менее, даже доброкачественные полипы превентивно нужно убирать, особенно если есть неблагополучный семейный анамнез.

- Возможны ли осложнения?

Сергей Ланков:

- Колоноскопия – инвазивный метод, поэтому осложнения возможны, например, перфорация кишки и кровотечение. Но это редкий случай, на мой взгляд, все зависит от квалификации врача. В практике нашей клиники такого не было. Конечно, технологии развиваются. В 70-х годах прошлого века появилась фиброоптика, потом - видеосистемы. Сегодня мы располагаем видеосистемами с высоким разрешением и функцией осмотра в узком спектре света – это позволяет лучше структурировать сосудистый рисунок, структуру слизистой оболочки. Благодаря этому мы можем выявлять более ранние формы рака. Вообще, наш госпиталь оснащен самым современным оборудованием, что позволяет проводить не только успешную диагностику, но и последующее лечение. При этом спектр оказываемых услуг постоянно расширяется. В будущем планирует проводить удаление инородных тел у детей, например.

- Как обрабатывается аппаратура после колоноскопии?

Сергей Ланков:

- Во многих лечебных учреждениях сохраняется ручная обработка. Наше отделение оснащено современными автоматическими моющими устройствами . Они работают по типу посудомоечной машины – закладывается аппарат, дезинфицирующее средство. Все автоматизировано, но полностью исключает риск передачи инфекции как пациенту, так и медикам. ​

Отечественной медицине можно доверять!

- Меня зовут Людмила, мне 49 лет. Беспокоят бесцветные и безболезненные выделения из соска. Нужна ли мне консультация специалиста?

Татьяна Бухарова:

- Выделения из молочных желез встречаются довольно часто, особенно при нажатии. Обычно они не являются симптомами опасных заболеваний. Можно сдать мазок на онкоцитологию и на бактериальный посев, показаться маммологу. Возможно, придется подключить гинеколога и эндокринолога. Серьезно опасаться можно лишь кровянистых или янтарно желтых выделений с одной стороны.

- У свекрови в 2007 году диагностировали рак яичника, успешно прооперировали. Но она отказывается посещать врача, говорит, ничего не беспокоит. Необходима ли в таком случае консультация специалиста?

Татьяна Бухарова:

- Онкологические больные состоят на диспансерном учете пожизненно. Ваша свекровь раз в год должна проходить обследование у врача-гинеколога и онколога. К сожалению, рак – это заболевание, которое не ограничивается одним органом, а часто распространяется по организму. Желательно раз в год делать УЗИ печени,органов малого таза,молочных желез, рентгенологическое исследование легких, сдавать кровь на СА 125. Это минимальный набор, остальное определяется индивидуально на приеме у врача. Но заставлять пациента посещать врача мы не вправе. Мы можем только рекомендовать внимательнее относиться к своему здоровью.

- Добрый день, меня зовут Мария. У меня такой вопрос: почему люди, у которых есть финансовые возможности, предпочитают лечиться за рубежом? Значит ли это что в России и в Самаре в частности уровень медицинского обслуживания ниже?

Татьяна Бухарова:

- Каждый сам выбирает себе и клинику, и врача. Не всегда лечение за рубежом эффективнее и лучше. Врачи онкологического центра и нашего госпиталя работают по мировым стандартам, протоколы в онкологии единые для всех стран. Наш онкоцентр один из лучших в Европе по оснащенности. Отечественной медицине вполне можно доверять.

Ольга Булдина:

- Раки бывают разные – менее злокачественные, более злокачественные. Исход зависит больше от варианта рака и его стадии. Мы видим огромное количество публичных людей, которые лечились за границей, но не смогли победить болезнь – Жанна Фриске, Александр Абдулов…

- Меня зовут Олеся. Хочу сделать пластику по увеличению груди. Насколько эта операция безопасна с точки зрения последующих рисков возникновения онкологических заболеваний? Можно ли проходить маммографию после операции по увеличению груди?

Татьяна Бухарова:

- Данных, что такие операции повышают риск заболевания раком, нет. Важно знать, какой имплант вам ставят. В США, где делается больше всего таких операций, зафиксированы случаи имплантоассоциированной лимфомы – это единичные случаи . По России такой статистики нет. Но вы правы: дальнейшее исследование может затруднено. В этом случае к себе нужно относиться более внимательно.

- А грудью потом кормить можно?

- Можно, но нужно предупредить доктора, что вы планируете грудное вскармливание.

- У меня плохая наследственность, многие родственники умерли от онкологических заболеваний. Можно ли мне, сдав кровь, определить, есть ли у меня рак или предрасположенность к нему?

Татьяна Бухарова:

- Сегодня в онкологии, с профилактической целью, широко используется из генетических исследований только BRCA1 и BRCA2. Это исследование позволяет выявить предрасположенность к раку молочной железы, раку яичников. Остальные исследования проводятся на уже выявленных опухолях. Если в вашей семье много случае рака молочной железы и рака яичников, если этим людям было до 60-ти лет и они приходятся вам родственниками первой линии, то такое исследование, наверное, стоит пройти. Если это раки разной локализации, то это говорит об особенностях иммунного статуса семьи – нужно чаще наблюдаться у онколога.

- Какие симптомы наблюдаются при раке желудка?

- К сожалению, у рака желудка нет симптомов, пока опухоль не достигнет больших размеров. Люди не делают ФГС с профилактической целью. Можно сдавать кал на скрытую кровь. Этот тип рака занимает не такое большое место в структуре онкозаболеваний, поэтому скрининга нет, а клиника проявляется очень поздно.

- У меня много родинок, есть большие, есть маленькие. Нахожусь ли я в зоне риска по онкологии? Одна крупная родинка на лице иногда болит. Хотела удалить, но, слышала, что при этом необходим онкоконтроль. Стоит ли перед посещением косметологической клиники проконсультировать с онкологом?

Татьяна Бухарова:

- Конечно. Пигментными родинками должен заниматься онколог. У нас есть возможность сделать фотодерматоскопическое исследование – если родинка находится в косметически или функционально значимом месте, то мы можем сфотографировать ее с увеличением и расчитать дерматоскопический индекс. Дальше родинка удаляется или мы продолжаем наблюдение за ней. Большое количество родинок увеличивает риск меланомы, к тому же при таком типе кожи очень сложно увидеть изменившуюся родинку или появление новой родинки.

«Хочу ребенка!»

- Что нужно знать об онкологии будущим родителям?

Ольга Булдина:

- К нам обычно обращаются пациенты, у которых уже выявлено какое-то онкологическое заболевание. Часть из них уже подверглись лечению (химиотерапии, лучевой терапии) и пришли к нам через пять лет после этого, когда беременность возможна. К сожалению, доказано, что после химиотерапии снижается резерв яичников: качество яйцеклеток у женщин и сперматозоидов у мужчин теряется. Появляются дефекты ядра, негативно сказывающиеся на последующем развитии эмбрионов. Другая группа пациентов обращается до проведения противораковой терапии. В этом случае мы можем сохранить биологический материал. Сперматозоиды в замороженном виде могут храниться неограниченное количество времени. С женщинами сложнее – яйцеклетка формируется раз в месяц. Мы собираем их по одной в нескольких менструальных циклах, либо, если разрешают онкологи, проводим стимуляцию, которая позволяет получить от 15 до 20 клеток одновременно. Мы ограничены во времени, но процедура отработана. Яйцеклетки и сперматозоиды можно будет использовать в будущем. Если женщина замужем, мы можем заморозить эмбрионы и использовать их после того, как онкологи завершат лечение. Статистика сейчас положительная: пятилетняя выживаемость у нас высокая. Особенная категория пациентов – дети. У них недостаточно сформированы гаметы, но выход можно найти. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке. Отдельно хочется сказать о профилактике наследственных форм рака. Если женщина является носителем генов BRCA1 или BRCA2 (наследственный рак молочной железы), мы можем протестировать эмбрионы на наличие этих мутаций. Для переноса отбираются эмбрионы, не имеющие данной патологии, что позволяет уберечь потомство от наследственного рака молочной железы. Такое тестирование на эмбрионах возможно и при других формах наследственного рака.

- Насколько реально стать матерью после лечения онкозаболевания?

- К сожалению, врачи-онкологи редко спрашивают женщин о желании рожать в будущем, когда диагноз «рак» только установлен, этот вопрос просто не встает – главное вылечить рак. Но если вы хотите ребенка, стоит проконсультироваться с репродуктологом. В ряде случаев эту проблему можно решить индивидуально. У нас на учете по беременности состоит женщина, срок беременности 26 недель. У нее не так давно был выявлен рак эндометрия. Она прошла гормональную терапию, после чего ей провели ЭКО, и она получила шанс родить здорового ребенка.

- Здравствуйте, меня зовут Мария Геннадьевна. Моя дочь семь лет замужем, а детей нет. Проходили обследование в разных клиниках, сдавали анализы – вроде, все в порядке. Что посоветуете?

Ольга Булдина:

- Вашей дочери вместе с мужем желательно посетить репродуктолога: существует алгоритм по поиску причины. Только после этого начинается лечение. Если есть результаты обследований, которые супруги проходили раньше (например, исследование показателей спермы), их нужно тоже показать специалисту. Без этого давать советы невозможно. Консультацию репродуктолога в нашей клинике можно получить по адресам в Самаре: ул. Энтузиастов,29, Волжское шоссе,70. Сейчас действует 50-ти процентная скидка на первый прием, поэтому ждем ваших детей в ближайшее время.

Клинический госпиталь ИДК

г. Самара Волжское шоссе, 70

http://samara.mamadeti.ru/

8 800 250 24 24

Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом.

Реклама.