Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество4 декабря 2018 13:22

Вернувшись из лагерей, Лидия Русланова продала свою коллекцию живописи минскому музею

Она пела для Сталина в Кремле и для маршала Жукова под стенами Рейхстага, а продала знаменитые картины русских живописцев в Минск после пяти лет тюрем и лагерей [фото]
В коллекции Лидии Руслановой было 132 полотна, и 43 из них удалось приобрести для Минска.

В коллекции Лидии Руслановой было 132 полотна, и 43 из них удалось приобрести для Минска.

Стержень коллекции русской живописи Национального художественного музея - почти треть собрания знаменитой певицы Лидии Руслановой.

Лидия Русланова (настоящее имя - Прасковья Лейкина) - из бедной семьи староверов на Саратовщине. Девочка росла без родителей - отец не вернулся с русско-японской войны, а мать надорвалась на кирпичном заводе. Прасковья окончила всего четыре класса церковно-приходской школы. Ее заработком с детства стало пение: сначала на паперти, потом в церковном хоре и даже в Саратовской консерватории. В 1917-м состоялся ее первый концерт, всю Гражданскую войну она выступала с народными песнями в частях Красной армии - и уже в своем образе: панева, телогрейка, лапти, цветастый платок. А дальше ее слава только росла - радио и грамзапись сделали ее голос узнаваемым по всему СССР.

Лидия Русланова и Михаил Гаркави выступают перед бойцами - таких концертов в годы войны могло быть и по три-четыре в день.

Лидия Русланова и Михаил Гаркави выступают перед бойцами - таких концертов в годы войны могло быть и по три-четыре в день.

Когда в 1929-м Русланова вышла третий раз замуж за конферансье Михаила Гаркави, она стала коллекционировать искусство. Известный как ценитель и собиратель книг, новый супруг знал толк в этом деле, научил разбираться и Лидию.

- Она посещала выставки, знакомилась с биографиями художников, покупала их альбомы, - рассказывает ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Надежда Усова. - Русланова вдохновлялась бытом, пейзажами - так у нее открывалось дыхание на широкую русскую песню. В ее коллекции немало женских портретов: дворянок, купчих, простых деревенских баб. Это помогало создавать образы для выступлений и с народными песнями, и с романсами.

На фото слева – недолгая семейная идиллия певицы Руслановой и генерала Крюкова, а на снимке с Михаилом Гаркави можно разглядеть картины на стенах их квартиры.

На фото слева – недолгая семейная идиллия певицы Руслановой и генерала Крюкова, а на снимке с Михаилом Гаркави можно разглядеть картины на стенах их квартиры.

При покупке Русланова заручалась оценкой руководителей реставрационных служб Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея.

- Она часто говорила, что собирает только первоклассные вещи, - рассказывает Надежда Михайловна. - У нее выработалось чутье: «Подлинник от копии всегда отличить смогу». Хотя нередко певица выбирала картину потому, что она ей нравилась, что-то напоминала. А порой у нее шло соревнование с другими коллекционерами. Например, работу Верещагина «В Успенском соборе» купила балерина Гельцер, а Русланова приобрела тогда же «Маршала Даву в Чудовом монастыре» того же художника, но побольше. Русланова любила портреты и жанровые сценки второй половины XIX века братьев Константина и Владимира Маковских. А из наследия Абрама Архипова купила картину «В больнице». Ее сюжет (несчастные крестьяне, которые ждут приема у земского врача) мог напомнить о бедном детстве.

НА КАЖДУЮ КАРТИНУ У НЕЕ ИМЕЛИСЬ ДОГОВОРЫ ЛИБО РАСПИСКИ

С первых же дней Великой Отечественной Русланова с Гаркави выступали перед солдатами в концертных бригадах, давали по 3 - 4 концерта в день. В 1942-м на фронте она познакомилась со вдовым генералом Владимиром Крюковым, между ними вспыхнуло чувство. Дальше были развод с Гаркави, начало совместной жизни с Крюковым и его малолетней дочерью Маргаритой, присвоение певице ее единственного звания заслуженной артистки РСФСР... А 2 мая 1945-го в Берлине у стен Рейхстага Лидия Андреевна пела перед бойцами знаменитые «Валенки», оставив и свою подпись на этих стенах.

Триумф Руслановой – это выступление в мае 1945-го перед Рейхстагом, а три года спустя она оказалась в тюрьме.

Триумф Руслановой – это выступление в мае 1945-го перед Рейхстагом, а три года спустя она оказалась в тюрьме.

После войны новая семья певицы жила с прежним шиком. Но уже в 1947-м в связи с «заговором военных» и кампанией против маршала Жукова Русланову в числе еще 27 артистов лишили госнаград военного времени. А через год арестовали ее супруга-генерала и саму Русланову. Певице вменяли антисоветскую пропаганду, а еще - мародерство. Это нашумевшее «трофейное дело»: конфискованные у семьи немецкие машины, книги, дорогие вещи подавали как награбленное по указанию Крюкова у отступавших фашистов. Русланова все отрицала, а о довоенной коллекции полотен сказала следователю как о своей страсти, тем более все картины куплены на гонорары.

- В чем только не обвиняли Русланову! Якобы картины она выменивала на тушенку в блокадном Ленинграде, а среди ее коллекции - полотна, украденные немцами из киевского музея. Все домыслы певица опровергла. Она тщательно хранила финансовые документы, на каждую картину у нее имелись договоры либо расписки. К тому же, по воспоминаниям Маргариты Крюковой, коллекция сформировалась до 1942 года, когда они стали жить вместе, - говорит Надежда Усова.

Лидия Русланова с приемной дочерью Маргаритой Крюковой.

Лидия Русланова с приемной дочерью Маргаритой Крюковой.

Певица надеялась скоро выйти из-под ареста, но на воле уже запретили публично исполнять ее песни и выпускать записи, а коллекцию конфисковали. Самые полные сведения о ней, кстати, как раз в протоколах допросов певицы в 1948-м. При аресте у нее было 132 картины. Примерно в 60 из них сотрудники НКВД не смогли определить авторство. Среди остальных - семь картин Константина Маковского, по пять Бориса Кустодиева и Ивана Шишкина, по четыре Ильи Репина и Ивана Айвазовского, по три Василия Поленова, Филиппа Малявина, а также полотна Врубеля, Верещагина, Сурикова, Васнецова, Федотова, Тропинина, Левитана, Крамского, Брюллова...

В 1949-м Русланову приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества. А потом ее ждала эпопея переездов по ОзерЛАГу в Иркутской области, Владимирский централ. От нее хотели показаний против маршала Жукова, которые она давать отказалась. Да и в принципе певица показала свой характер в сложных обстоятельствах: не прогнулась, не потеряла волю к жизни.

По таким полотнам, как этот портрет кисти Алексея Тыранова, Лидия Русланова выбирала себе сценические костюмы для исполнения романсов.

По таким полотнам, как этот портрет кисти Алексея Тыранова, Лидия Русланова выбирала себе сценические костюмы для исполнения романсов.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Дело Руслановой пересмотрели спустя пять месяцев после смерти Сталина, вскоре выпустили и Крюкова. Она отсидела пять лет, вышла седой и больной. Но после реабилитации у нее пошли концерты, пластинки, гастроли.

- Ей вернули часть коллекции (103 картины из 132). Помогли те самые финансовые документы. Но собирательская страсть перегорела: «В квартире должно быть всего лишь чисто и уютно, никаких больше коллекций», - Надежда Усова цитирует слова Руслановой. - А ведь прежде она мечтала создать в огромной квартире на Лаврушинском переулке ауру русской живописи. И, по воспоминаниям падчерицы Маргариты, хотела в будущем отдать коллекцию государству.

«КАК ТАМ МОИ ДЕТКИ ПОЖИВАЮТ, КАК ВЫ ИХ РАЗМЕСТИЛИ?»

С 1954-го Русланова начала распродавать свое собрание. Но первые полотна из него, говорит Надежда Усова, минская Картинная галерея (так назывался музей до 1957-го) приобрела еще во время ее заключения - в 1950-м.

Лидия Русланова и Елена Аладова подружились, хотя изначально их отношения подразумевали исключительно деловой формат.

Лидия Русланова и Елена Аладова подружились, хотя изначально их отношения подразумевали исключительно деловой формат.

- Часть конфискованных работ пошла в государственную закупочную комиссию, оттуда картины распределялись в музеи СССР. А большая часть руслановской коллекции попала в Третьяковскую галерею. Когда певица вернулась из тюрьмы, там ее уговорили продать несколько работ: «За завтраком» Зинаиды Серебряковой, портреты кисти Репина, Федотова, Рокотова, Васнецова - самые-самые.

Тогда же с Руслановой, как и с другими крупными коллекционерами, подружилась директор белорусской галереи Елена Аладова. И, как говорили в Третьяковке, где прошла Аладова, там прочим делать нечего. У Лидии Руслановой, по словам музейщицы, она «чуть не всю коллекцию «перетаскала». Сын знаменитого музейного директора, архитектор Вальмен Аладов вспоминал в интервью «Комсомолке»:

Картину Клавдия Лебедева «Пожалование из рядовых сокольников в начальные» Елена Аладова передала в Витебск - теперь она хранится в Витебской областном краеведческом музее. Фото предоставлено Национальным художественным музеем Беларуси

Картину Клавдия Лебедева «Пожалование из рядовых сокольников в начальные» Елена Аладова передала в Витебск - теперь она хранится в Витебской областном краеведческом музее. Фото предоставлено Национальным художественным музеем Беларуси

- Мама с Руслановой подружилась. Жарила кумпяк и к нему варила свое фирменное брусничное варенье с грушами. И, нагруженная пакетами, отправлялась в Москву. Что той певице это варенье? Но это была настоящая дружба.

Музей мог покупать картины только по госрасценкам, а они даже на шедевры были невысоки. Так что нередко удавалось ударить по рукам только потому, что картину просили из Беларуси и лично Аладова.

- Елена Васильевна говорила коллекционерам, что Минск разрушен войной, музей разграбили оккупанты, - рассказывает Надежда Усова. - А той же Руслановой замечала: если певица продаст работы в Третьяковку, их отправят в запасники, а в Минске им выделят самое почетное место. Так и удавалось получить картины по цене, сравнимой с той, за которую и покупались работы. А ведь того же Репина или Архипова Русланова покупала в 1933-м, когда прошло не так уж много времени после его смерти и цены на его полотна еще не взлетели…

Одно из приобретений музей - картина Ивана Айвазовского "Последний вздох корабля".

Одно из приобретений музей - картина Ивана Айвазовского "Последний вздох корабля".

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

В 1962 году Аладова приобрела у Руслановой повторение картины Айвазовского «Последний вздох корабля». Сделка обошлась музею в 2500 уже пореформенных рублей - тогда это равнялось половине самой лучшей «Волги». Примерно за ту же цену ушла в Минск пятью годами раньше картина Бориса Кустодиева «Купчиха с покупками». Кстати, сегодня Айвазовского на аукционе «Сотбис» продают минимум за миллион долларов, а Кустодиев уходил почти за три миллиона…

Пока шла оценка, картины Репина из квартиры-музея певицы три года находились в Минске безо всякой расписки - это знак доверия к Аладовой. Завершать эту сделку в 1970-х к певице приехали с директором музея министр культуры БССР Юрий Михневич и тогда председатель нашего Союза художников Виктор Громыко. Как вспоминал последний, в основном были застольные беседы и знакомство с коллекцией Руслановой: картины висели в ее квартире в два и три ряда - часть в гостиной, часть в соседней комнате, а что-то стояло на полу. Сам деловой разговор занял минуту: Русланова согласилась с предложенной ценой на одну из работ Репина, а оценку других была готова подождать.

В картине Ильи Репина "Украинка у плетня" Лидию Русланову мог очаровать образ главной героини - ее костюм, манисты, ленты.

В картине Ильи Репина "Украинка у плетня" Лидию Русланову мог очаровать образ главной героини - ее костюм, манисты, ленты.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

В московской квартире Руслановой вместе с Аладовой побывал и молодой искусствовед Борис Крепак.

- Тогда Лидия Андреевна поставила на стол, кроме закусок, две бутылки коллекционного французского коньяка и три бутылки… кефира, заметив: «Я люблю запивать коньяк кефиром - попробуйте, очень полезно для здоровья», - вспоминает Борис Крепак. - Еще Русланова рассказала, как до войны пела в Кремле для Сталина и во время застолья сказала: «Я сыта, Иосиф Виссарионович, вы бы моих родных в Саратове покормили. Очень голодают…» Сталин, по ее словам, произнес: «Речистая…». В Кремле певица больше не бывала.

Коронным полотном коллекции певицы Елена Аладова считала портрет Матвея Виельгорского кисти Брюллова.

- Этот шедевр видел сам Александр Пушкин, ведь портрет Матвея Виельгорского находился дома у его брата Михаила - душеприказчика и близкого друга поэта, - говорит Надежда Усова.

Елена Аладова говорила, что «перетаскала» чуть не всю коллекцию Руслановой, в том числе этот портрет кисти Брюллова, который видел сам Пушкин.

Елена Аладова говорила, что «перетаскала» чуть не всю коллекцию Руслановой, в том числе этот портрет кисти Брюллова, который видел сам Пушкин.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

При жизни певица не решилась расстаться с полотнами Шишкина. Три его картины Аладова выкупила у ее приемной дочери Маргариты, которая понимала пользу продажи в госмузеи. Теперь три полотна Шишкина большого формата в нашем музее.

- Русланова любила картины Ильи Репина. И, например, замечательный портрет баронессы Штенгель музей выкупил у самой певицы. А вот «Украинку у плетня», наверняка приобретенную певицей не только из-за имени автора, но и из-за костюма и украшений героини (она сама любила подсмотреть себе костюмы в портретах), Русланова продала коллекционеру Яковлевой, где и выкупала работу Аладова.

Одна из самых известных картин Шишкина "Лесное кладбище" появилось в Минске тоже благодаря собранию Руслановой.

Одна из самых известных картин Шишкина "Лесное кладбище" появилось в Минске тоже благодаря собранию Руслановой.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

В Национальном художественном музее теперь три картины из шишкинской коллекции, которые когда-то принадлежали Лидии Руслановой.

В Национальном художественном музее теперь три картины из шишкинской коллекции, которые когда-то принадлежали Лидии Руслановой.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

...В Минске оказалась треть коллекции Руслановой - 43 картины. Конечно, это осколки некогда блистательного собрания, но какие! Последнюю работу этой коллекции, «Лунная ночь в Амальфи» Ивана Айвазовского, купили у Маргариты Крюковой в 1987-м. Потом четыре из них Елена Аладова передала восстанавливающимся музеям Беларуси - витебскому и пинскому.

- Когда в 1960-х Русланова приезжала с концертами, она всегда приходила в экспозицию русской живописи нашего музея, спрашивала: «Как там мои детки поживают, как вы их разместили?» Елена Аладова, зная о ее приезде, выставляла побольше картин, чтобы порадовать певицу. Это ведь была встреча с картинами из ее дома.

Когда Лидия Русланова приезжала с концертами в Минск, обязательно приходила в музей "проведать" свои картины. На фото она с сотрудниками музея, искусствоведами Петром Герасимовичем и Ириной Паньшиной. Фото предоставлено Национальным художественным музеем

Когда Лидия Русланова приезжала с концертами в Минск, обязательно приходила в музей "проведать" свои картины. На фото она с сотрудниками музея, искусствоведами Петром Герасимовичем и Ириной Паньшиной. Фото предоставлено Национальным художественным музеем

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Выставка «Певица Лидия Русланова: судьба художественной коллекции. Из собрания Национального художественного музея» открылась 3 декабря в экспозиции музея (картины, находящиеся там, получат особую этикетку) и в переходной галерее. Из 39 работ публике покажут около 30, а также редкие фото, патефон и пластинки Руслановой 1950-х.

- Мы выставим самое знаменитое и, наоборот, малоизвестное, а также отреставрированное. Например, это «Купчиха с покупками» Кустодиева, а также Айвазовского, Рудольфа Френца-старшего, живописца императорских охот. Будет и мощнейшая по выразительности «Старуха» Филиппа Малявина, - рассказывает Надежда Усова. - Ведь Русланова говорила: «Об этих полях, об этих лесах и реках, об этих малявинских бабах я пою»…