Чем отличается от других поколений поколение Z?
Фото: Роман ИГНАТЬЕВ
Менталитеты людей, рожденных с разницей в несколько лет, отличаются разительно. Особенно это касается последних поколений, чье развитие обуславливали стремительно меняющиеся технологии. Даже миллениалам сложно договориться с представителями современного поколения Z (это, в основном, те, кто родились уже в 21 веке, начиная с 2000 года). "Цифровое поколение" клипово мыслит, не представляет мир без гаджетов, не верит в черно-белое кино и лениво роняет "ок, бумер" на вопросы поколения старшего.
Можно ли договориться с ними? Навести мостики взаимопонимания? Найти общие интересы или заинтересовать решением одной задачи? Над этими вопросами бьются не только родители, которым вот этих гениев воспитывать. Все чаще проблемы взаимодействия с поколением Z волнуют работодателей: диджиталы заканчивают вузы, приходят в компании и все чаще именно организациям приходится подстраиваться под них, в первую очередь потому, что именно они понимают, как и чем живет современный мир.
Как справляются с этой задачей современные работодатели, какими видят молодое поколение психологи и социологи, эксперты обсудили на "круглом столе" в "КП-Самара".
Поколение Z: школа – не авторитет?
Психолог, заведующий кафедрой социальной психологии СамГУ, кандидат психологических наук, доцент Сергей Березин:
- Прежде всего, интернет, гаджеты и информационные технологии влияют на развитие интеллекта молодежи и подростков. Способ получения информации через эти источники приводит к замедлению развития речевых способностей, поскольку общение в интернете не требует развернутых текстовых сообщений. Среди поколения Z наблюдается рост толерантности к людям разных национальностей, возрастов, религий, философских школ – в этом отношении они значительно отличаются от представителей предыдущих поколений. Это связано с тем, что человек нового поколения может состоять в совершенно различных группах в социальных сетях и везде чувствовать себя хорошо. Третье отличие заключается в том, что современная школа для них стремительно утрачивает авторитет: она отстает от потребностей современного молодого поколения – интернет предлагает много информации из области школьного образования, причем в более интересной форме, чем учебник. Намечается тенденция: ребята уходят из школы не в училище или вуз, а в свободное плавание, осваивая компетенции с помощью интернета.
Президент Самарского областного фонда социальных исследований Владимир Звоновский:
- Каждое новое поколение считает себя уникальным. Разве 20, 30 лет назад школа не утрачивала своего авторитета? Она и должна отставать – это консервативный институт, у нее функция друга. То же самое можно сказать о родителях. Ценности меняются, а биология остается: есть маленький человек – ребенок, и большой – учитель, родитель. Стало быть, и авторитет остается. Что касается интернета, информационных технологий – конечно, молодежь здесь более продвинута. Если еще 50 лет назад техническая новинка сначала попадала в руки более статусных и обеспеченных социальных групп (автомобили, телевизоры), сегодня гаджетами быстрее завладевают молодые. Но сказать, что поколения радикально отличаются друг от друга, нельзя. Конкурентные преимущества сомнительны. Мы находимся в демографической яме, и на рынок труда приходит катастрофически мало людей по сравнению с теми, кто уходит на пенсию. В результате между соискателями практически нет конкуренции.
Заместитель министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области Ян Талбацкий:
- Действительно, подростки сейчас очень много часов проводят в цифровом мире, но это атрибут текущего времени. В 70-80-х годах говорили, что дети проводят больше времени у телевизора, чем на улице. Телевизор поменялся на смартфон, но есть ли какие-то сущностные изменения? На тренингах по подбору кадров нам говорят, что есть, но ничего радикального я не вижу. Работодатели не заявляют вакансии под конкретные поколения – они ждут грамотных специалистов любого возраста. Потребность большая: в 2019 году было заявлено на 4,5 тысячи больше вакансий, чем в 2018-м. Конкурентность снижается. Зачастую люди пенсионного возраста продолжают работать не ради денег, а потому что их некем заменить. Меняются внутренние требования к профессии, хотя тренд цифровизации не стоит преувеличивать - в разных отраслях он приживается с разной скоростью. Есть предприятия, где ручной труд есть и останется еще очень долго. И не из-за архаичности, а для обеспечения качества производственного процесса.
Проректор по взаимодействию с государственными и корпоративными структурами СГЭУ Елена Ширнина:
- До семи лет родители являются абсолютными авторитетами у своих детей. В дальнейшем психологическом взрослении, с 7 до 14 лет, авторитетом пользуются институты, с которыми ребенок выстраивает отношения. Далее родители могут вернуть или не вернуть авторитет. А школа – это якорь, без которого корабль не может существовать. Он остается всегда, меняются только парус и ветер.
Главный консультант министерства образования и науки Самарской области Юлия Пряхина.
- Школьная программа не может быть насыщена исключительно информационными технологиями. Ее задачи – воспитание гражданской идентичности, патриотизма, формирование грамматической и математической грамотности. Школа не должна подстраиваться под время, она должна мыслить стратегически.
Клинический психолог Лидия Кузнецова:
- Если раньше дети воспринимали текст, сейчас они мыслят образами, шаблонно. Наш мозг так устроен – он хочет потреблять легко. Представителям поколения Z легче ставить короткие цели, нежели долгосрочные. У молодежи большая проблема с атаками, ведь они в виртуальности дерутся и бегут, пока тело стоит на месте. В Америке открыли самую дорогую школу, где нет гаджетов. Если мы не научим детей и подростков коммуницировать, мы получим цифровой аутизм.
Руководитель управления молодежной политики департамента по делам молодежи министерства образования и науки Самарской области Елена Князева:
- Все люди разные независимо от поколения. Мы отмечаем, что изменились каналы взаимодействия с молодежью. Если 7-8 лет назад всю информацию мы выкладывали на сайте департамента молодежи, сегодня его практически не существует – работаем с молодыми людьми в соцсетях и мессенджерах. Что касается особенностей поколения Z, можно отметить значимость для молодежи персонификации и то, что их уважение нужно заслужить. Но, с другой стороны, разве для нас, взрослых, дело обстоит иначе?
Молодежный министр образования и науки Самарской области Александр Штоков:
- В 2018 году мы проводили в Самаре проект, направленный на взаимодействие детей, родителей и педагогов. В результате мамы и папы начали понимать, чем занимаются их дети. Родители должны быть ближе к своим детям, разделять их интересы. Тогда радикальной и разницы между поколениями не будет.
Тема круглого стола "Поколение Z"
Фото: Ольга АФАНАСЬЕВА
Чем привлечь сотрудника "цифровой эры"
Менеджер по персоналу самарской розничной сети пиццерий «Додо Пицца» Екатерина Бочкина:
- Средний возраст сотрудников нашей сети составляет 21-22 года. Как правило, это студенты, и для них очень важен график работы, чтобы совмещать ее с учебой. Поэтому мы даем каждому возможность самостоятельно выстроить свое рабочее время – гибкие графики составляются соответственно пожеланиям сотрудников. Обязательный выходной в понедельник или определенные часы работы по средам? Не вопрос – мы стараемся учитывать мнение сотрудников по максимуму. Это привлекает молодежь в наши ряды.
«Додо» учитывает и другую особенность нового поколения: все обучающие материалы сотрудники изучают в своих смартфонах. У каждого – свой «личный кабинет», где он видит всю необходимую информацию. Когда-то обучающее пособие представляло собой книгу, сегодня это – материалы в картинках (они лучше воспринимаются), тестовые задания. Работникам сети «Додо» не приходится терять рабочее время, чтобы узнать о текущих акциях, которые нужно презентовать клиентам – по пути на смену ребята обо всем узнают в своем «личном кабинете». Зарплата состоит из двух частей – почасовой и премиальной. Сотрудники всегда знают, сколько и за что они зарабатывают и могут влиять на конечную сумму, делая акцент на какие-то аспекты. Это – возможность управлять своими финансами - тоже нравится молодежи.
HR бизнес-партнер пивоваренной компании «Балтика - Самара» Надежда Вирясова:
- На нашем предприятии поколение Z представлено достаточно широко благодаря программе стажировки и дальнейшему трудоустройству ребят – каждый год в коллектив вливается 5-6 выпускников вузов. Для нового поколения характерно не только самообучение, но и большой интерес к собственным проектам. Таким задачам отвечает наша программа для молодых специалистов «Управляй будущим», в рамках которой вчерашний студент попадает на стажировку в компанию и не только получает возможность увидеть изнутри, как работает современное производство, но и участвует в решении сложных задач, реализует свои идеи. При этом имеет вполне конкурентоспособную зарплату на весь период стажировки. Молодые специалисты, работая на таких условиях, как правило, не только охотно перенимают лучшие практики в отрасли, но и внедряют свои современные и нестандартные решения. Так, один из выпускников программы в 2019 году принят в штат - он активно исследует возможности 3D-печати в производственных процессах компании. Есть примеры других ребят, которые по итогам стажировки ушли со своими проектами в аспирантуру.
Директор филиала аптечной сети «Фармленд» в Самарской области Алина Малявина:
- Мы понимаем, что за молодежью будущее, поэтому делаем все, чтобы привлечь в нашу команду молодых специалистов. Современному поколению действительно важно постоянно узнавать что-то новое, учиться без отрыва от основной деятельности. Поэтому у нас имеется собственная команда тренеров, благодаря которым можно постоянно повышать квалификацию, обеспечивать свой профессиональный и карьерный рост. В центральном офисе в Уфе есть целый учебный корпус, в котором проводится выездное обучение. Кроме того, в каждом филиале, в том числе и в Самаре регулярно проводятся тренинги и вебинары. Мы предлагаем специалистам удобный сменный график работы: такое распределение рабочего времени позволяет эффективно совмещать карьеру и личную жизнь, и учебу. Мне, как руководителю, приятно наблюдать, когда при открытии новых аптек фармацевты приводят своих друзей и одногруппников. Это значит, что работать у нас им нравится. Я думаю, что молодых привлекает то, что «Фармленд» идет в ногу со временем: мы активно работаем с интернет-заказами, представлены в популярных социальных сетях: в "ВКонтакте", "Инстаграме", "Одноклассниках" и "Фейсбуке". Кроме того, молодежь амбициозна и азартна в достижении целей, поэтому в компании регулярно проводятся конкурсы для сотрудников, призами в которых являются поездки за границу. Мы уверены, что наша кадровая политика развивается в правильном направлении, ведь коллектив постоянно растет в том числе и за счет тех, кому от 22 лет.
«Поколение Z» во многом противоречиво, но работа для постмиллениалов найдется всегда. Впрочем, как и для не ленивых представителей других поколений. Главное — желание, не так ли?